В ближайшее время Казахстан начнет регулярные отгрузки пшеницы в Китай зерновозами, передает inbusiness.kz со ссылкой на Eldala.kz. С китайской стороной достингута договоренность о приеме одного состава в сутки (45 вагонов). Это примерно 3150 тонн. Таким образом, около 100 тыс. тонн казахстансrой пшеницы в месяц будут уходить в Китай зерновозами.
Напомним, что запрет на поставки зерновозами был введен Китаем примерно два года назад на волне карантинных ограничений, связанных с пандемией. В результате на китайском направлении возникли заторы груженых вагонов числом до 1800. Некоторые из них до сих пор не вернулись отправителям и стоят на путях.
Однако недавно карантинные ограничения Китай практически отменил, и возникла возможность возобновить поставки. Для Казахстана это важно, поскольку единственное открытое направление через станцию Сарыагаш на Среднюю Азию перегружено. При этом Китай является одним из крупнейших импортеров пшеницы в мире, ежегодно покупая на внешних рынках до 10 млн тонн. Таким образом, он может в одиночку "съесть" весь экспортный потенциал Казахстана.
О важности диверсификации экспорта через открытие китайского направления для поставок пшеницы зерновозами говорили многие эксперты на недавнем форуме Eurasian Agricom. В частности, председатель правления "Астык транс" Санжар Елюбаев рассказал, что компанией разработана схема поставок, минимизирующая риски возникновения заторов.
Вскоре после этого по поручению заместителя премьер-министра Серика Жумангарина была организована первая пробная отправка зерновоза в Китай через стык Достык – Алашанькоу. Она прошла успешно, после чего и было принято решение сделать отгрузки регулярными.
КТЖ просит экспортеров до 10 апреля предоставить свои заявки по отгрузкам на май.
Что касается других видов сельхозкультур, они по-прежнему будут отгружаться в Китай только контейнерами. Однако участники рынка рассчитывают, что со временем возможности отгрузки именно зерновозами (в два раза более дешевый вид транспортировки, чем контейнеры) будут расширяться.
Кстати, возобновление отгрузок зерновозами в Китай с одновременным запретом ввоза российской пшеницы в Казахстан автотранспортом способно поддержать цены на пшеницу в Казахстане, падающие в течение последних месяцев.
Читать по теме:
За несколько месяцев экспортная цена на казахстанскую пшеницу снизилась на 30-35 долларов
Казахстан экспортировал пшеницы и меслина на $1 млрд за полгода
По мнению США, казахстанские пшеница и ячмень улучшились на 39%