За несколько месяцев экспортная цена на казахстанскую пшеницу снизилась на 30-35 долларов

7393

​Причина – в диктате покупателей, которым Казахстан продает пшеницу в жесткой конкуренции с российскими поставщиками, передает inbusiness.kz.

За несколько месяцев экспортная цена на казахстанскую пшеницу снизилась на 30-35 долларов Фото: express-k.kz

Проблематика зернового рынка обсуждалась в программе "Время говорить" на Atameken Business. Эксперты, в частности, рассказали, к чему привели попытки регулирования экспорта со стороны государства  и почему все еще нет разрешения для расширения поставок Китаю.

Inbusiness.kz приводит текстовую версию фрагмента программы.

Евгений Карабанов, официальный представитель Зернового союза Казахстана:

– Вопрос разложим на две части. Первое: коротко по рынку. Рынок очень активный в этом году. Во многом благодаря повышенному спросу, отложенному спросу на пшеницу со стороны импортеров стран Центральной Азии. Так скажем, изголодались они, пока у нас квоты и ограничения были. На сегодняшний день мы за четыре месяца текущего сезона, начиная с сентября по декабрь включительно, без малого импортировали 4 млн тонн пшеницы и муки в зерновом эквиваленте, что на 33% выше, чем за аналогичный период прошлого сезона. Вторая часть вопроса: да, безусловно, вот эти ограничения, которые были у нас летом, они сподвигли наших потребителей, наших импортеров смотреть в сторону российской пшеницы, российских поставщиков.

Регулирование экспорта приводит к потере рынка, подчеркнул Карабанов, сообщив, что, например, в Афганистан в прошлом году РФ экспортировала в 9 раз больше муки, чем в 2021-м.

Данил Москаленко:

 Получается, мы сейчас полностью проиграли битву за зерновой рынок? Традиционный наш, да?

Евгений Карабанов, официальный представитель Зернового союза Казахстана:

– Нет, мы не проиграли сейчас. Сейчас мы вернулись туда, очень активно, но мы вынуждены очень сильно конкурировать, прежде всего с российскими поставщиками. Самый основной фактор, который выбивает нас с этого рынка, – это большой приток "серого" импорта российского зерна в Казахстан.

Данил Москаленко:

 Господин Куанышев, Вы как на эту ситуацию смотрите? Что сейчас Вы видите? Опять же, логистические проблемы здесь пересекаются с проблемой потери рынка?

Жандос Куанышев, вице-президент по коммерческой работе АО "Астык Транс":

– На сегодняшний день, наверное, обычная рыночная ситуация: так называемая монопсония. Это когда много продавцов, но один покупатель. Мы столкнулись именно с этой проблематикой. Практически в настоящий сезон 75% экспорта пшеницы пришлось на Сарыагашский рынок. Это Узбекистан, Таджикистан и Афганистан. Вся железнодорожная ветка, которая идет через Сарыагаш, это вот эти наши страны-потребители. Они, понимая, что нам некуда больше продавать, диктуют свои условия по количеству, по качеству, по отсрочкам платежа. Сейчас вот Евгений Александрович сказал, что цена буквально за несколько месяцев снизилась на 30-35 долларов. Это очень значительная сумма для фермера.

Данил Москаленко:

 Какой вы видите выход из этой ситуации?

Жандос Куанышев, вице-президент по коммерческой работе АО "Астык Транс":

– Необходимо диверсифицировать рынки сбыта. На сегодняшний день в Алашанькоу, что в СУАР, построен терминал проектной мощностью на 500 тысяч тонн. Сейчас введено в эксплуатацию, насколько нам известно, 120 тысяч тонн элеваторных мощностей. Плюс в этой специальной экономической зоне сконцентрировано несколько предприятий по производству муки, макарон, лапши... Это свидетельствует о том, что Китай намерен покупать нашу пшеницу, наш ячмень для переработки. При импорте в Китай в виде пшеницы есть пошлина импортная, 55%, если я не ошибаюсь. То в СЭЗ этой пошлины нет, соответственно, переработав в этой зоне пшеницу в готовую продукцию и импортируя, также без пошлин, внутри Китая, налицо экономическая целесообразность.

Данил Москаленко:

 И вот тут есть маленькое но: нет объемов. Китай не принимает грузы.

Жандос Куанышев, вице-президент по коммерческой работе АО "Астык Транс":

– На сегодняшний день пандемия спадает. Насколько нам известно, есть подтверждение от китайской стороны о приеме грузов в зерновозах. К сожалению, пока процесс согласования с нашей железной дорогой остановился. Были договоренности между МСХ, нами, ассоциациями отраслевыми и КТЖ о возможности экспорта. В декабре мы планировали отправить. К сожалению, какие-то накладки произошли.

Данил Москаленко:

 Поясните, как нам Китай вернуть. Мы же много туда поставляли. Это же бездонный рынок.

Евгений Карабанов, официальный представитель Зернового союза Казахстана:

– Я приведу цифры по Китаю. На сегодняшний день у нас резко упали объемы. За прошлый сезон мы экспортировали в Китай всего 24 тысячи тонн пшеницы. В то время как в сезоне 2017-2018 годов, то есть пять лет назад, цифра была 488 тысяч тонн. Я приведу цифры, сколько Китай импортирует: по пшенице за прошлый сезон – 9 млн 700 тысяч тонн, по ячменю – 12,5 млн тонн. Нам необходимо вернуть этот рынок.

Полную версию программы "Время говорить" можно посмотреть по ссылке.

Читайте по теме:

На социальный хлеб потребуется 13,8 млрд тенге в этом году

С 18 января снизилась экспортная пошлина на пшеницу из РФ

Бизнес на зерне: кто готов покупать казахстанскую пшеницу и масличные?

 

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться
Подпишитесь на наш Telegram канал! Узнавайте о новостях первыми
Подписаться