Как пояснил, выступая на пленарном заседании сената, заместитель председателя КНБ РК Марат Колкобаев, поправки предусматривают ужесточение ответственности за террористические и экстремистские преступления". Такая мера является основным средством сдерживания и профилактики преступлений, в данном случае отличающихся высоким уровнем общественной опасности. Вносимые в уголовный кодекс поправки необходимы, поскольку виновные за это лица должны нести соответствующую ответственность", - уточнил он.
Отметим, что законопроект, еще едва поступив в парламент, вызвал широкий резонанс в обществе. Впрочем, для обсуждения предлагаемых норм депутаты мажилиса приглашали экспертов, представителей неправительственных организаций, правозащитников, и не вошедших в состав парламента политических партий.
Благодаря широкой дискуссии ряд предложенных правительством норм были изменены. В частности, напомнил господин Колкобаев, "в кодекс об административных правонарушениях и закон о жилищных отношениях внесены поправки в части введения обязанности собственников, сдающих в аренду жилище, по регистрации арендаторов, а также об установлении административной ответственности при неисполнении данных требований". "Соответственно, правительственные поправки, предусматривающие обязанность собственников квартир зарегистрировать всех проживающих в них лиц, исключены", - уточнил он.
Кроме того, в закон были включены поправки об утрате гражданства Республики Казахстан за участие в иностранных вооруженных конфликтах и закрытие таким лицам въезда в нашу страну".
Примечательно, что на пленарном заседании мажилиса, когда законопроект рассматривался во втором чтении, эта норма никакого обсуждения не вызвала. А вот сенатор Дархан Калетаев поинтересовался, насколько вообще правомерно ее появление в законе.
"По первому основанию само по себе участие лица в вооруженных конфликтах на территории иностранного государства не является правонарушением, если это предусмотрено международными договорами, такими как ОДКБ и тому подобное. Что подразумевается под участием граждан в иностранных вооруженных конфликтах, каков механизм утраты гражданства вследствие участия в террористических организациях, и не нарушает ли это конституционную норму о недопущении лишения гражданства ни по каким основаниям?" - спросил он.
"В части того, что участие наших граждан в международных конфликтах связано с терроризмом и экстремизмом, мы будем возбуждать уголовные дела однозначно. И доказывать, что наш гражданин участвует в вооруженном конфликте, связанном с террористической организацией, - объяснил в ответ господин Колкобаев. - После того, как мы докажем эти материалы в рамках возбужденного уголовного дела, мы материалы будем вносить в уполномоченный орган, а это министерство внутренних дел, для решения вопроса об утрате гражданства. То, что не противоречит конституции - мы к этому долго шли и пришли к тому, что все-таки оно не противоречит конституции, потому что мы речь ведем не о лишении гражданства, а об утрате гражданина. А основания для прекращения гражданства у нас предусмотрены статьей 10 (конституции), что это можно прописать в законе. И одним из видов прекращения гражданства является утрата".
Фактически, это уточнение стало единственным вопросом, прозвучавшим от депутатов сената в ходе пленарного заседания. В своих выступлениях они отмечали важность и необходимость принятия такого документа в свете возросшей угрозы международного терроризма. Были и рекомендации на будущее: в частности, сенатор Дулат Куставлетов обратил внимание на необходимость изучения вопроса раздельного содержания осужденных за совершение террористических или экстремистских преступлений - для дальнейшего внесения соответствующих поправок в законодательство.
Пока же сенаторы ограничились представленным им пакетом изменений и приняли его сразу в двух чтениях.
Ирина Севостьянова