По данным ведомства, в стране уровень финграмотности поднялся с 39% до 40,2%. Люди, как сообщили в агентстве, стали ответственными в оплате счетов, дисциплинированны в финансовом планировании и ведении бюджета, а также в формировании сбережений после уплаты ежемесячных обязательных трат, передает inbusiness.kz.
Такие результаты вывели на основании социсследования агентства, проведенного в рамках реализации Концепции повышения финансовой грамотности на 2020-2024 годы:
- уровень финансовой грамотности определяется по трем основным компонентам:
- управление собственными финансовыми средствами;
- умение использовать финансовые услуги;
- информированность о финансовой системе.
"В 2022 году в исследование были добавлены два компонента – финансовое мошенничество и финансовая грамотность лиц с инвалидностью", – отметили в АРРФР.
В Казахстане было опрошено более 2,5 тысячи человек.
Управление собственными финансовыми средствами
47,9% респондентов ведут семейный бюджет лично. Совместное распоряжение финансами семьи характерно чаще гражданам 18-29 лет (25,9%). При этом больше ответственности возлагается на женщин, нежели на мужчин. Собственным бюджетом частично распоряжаются 42,5%.
"Навыками финансового менеджмента больше обладают респонденты трудоспособного возраста старше 30 лет, которые вовремя оплачивают все счета (48,6%), взвешивают свои покупательские способности (46,2%) и внимательно следят за доходами и тратами (43,8%).
Однако респонденты более молодого и старшего поколений все же согласны с тем, что их расходы превышают доходы (12,9% и 15,5% соответственно), также они живут "одним днем" (12,6% и 12,2% соответственно). Скорее всего, это связано с отсутствием или низким уровнем заработка, отсутствием опыта работы или занятостью учебным процессом в силу молодого возраста и нехваткой пенсионных выплат", – собщили в АРРФР.
Оценка платежеспособности, в частности баланса доходов и расходов, показала, что 68,6% опрошенных оказывались в ситуации, когда доход не покрывал расходы.
Оптимистичная картина складывается касательно сберегательных навыков: 67,9% респондентов имеет возможность откладывать деньги, треть из них (31,5%) делают накопления после уплаты всех ежемесячных обязательных трат. Чаще всего это от 20% до 40% от ежемесячного дохода(35,8%). Динамика последних трех лет показывает, что количество граждан, способных формировать сбережения после уплаты ежемесячных обязательных трат, умеренно растет: для сравнения, так делали 30,6% граждан в 2020 году и 31,4% – в 2021 году.
В региональном разрезе не делают сбережений, либо не откладывают деньги в связи с тем, что после оплаты обязательных расходов средств для сбережений не остается у жителей г. Шымкента и следующих регионов: Атырауская, Костанайская, Акмолинская, Жамбылская, Актюбинская и Восточно-Казахстанская области.
Умение использовать финансовые услуги
Изучен уровень осведомленности граждан финансовыми продуктами и услугами, также их распространенность и используемость среди потребителей.
"Наиболее известными стали товарный кредит (67,6%) и банковский депозит (60,4%), что говорит о высокой осведомленности опрошенных о данных финансовых продуктах. Банковский депозит является продуктом, который респонденты чаще всего оформляли за последние два года – 38,2%, в 2022 году на момент опроса им пользовалось 35,6% опрошенных. Для сравнения товарным кредитом за последние два года пользовались 36,9% респондентов, а в 2022 году 23% опрошенных.
Помимо данных услуг, респонденты чаще всего пользовались за последние два года жилищным кредитом или ипотекой (39,1%), Интернет- и мобильным банкингом (38,8%), пенсионным аннуитетом (38,7%)", - говорится в результатах исследования.
При выборе финансовых услуг чаще всего респонденты рассматривают несколько вариантов в разных финансовых организациях (43,3%). Возрастная специфика участников опроса продемонстрировала, что чем моложе возраст респондента, тем шире они анализируют рынок услуг в поиске наиболее подходящих вариантов: 18-29 лет – 43,2%; 30-49 лет – 44,3%. Для сравнения респонденты от 50 до 63 лет – 41,6%, старше 63 лет – 40,5%. В гендерном аспекте выявилось, что женщины (44%) проявляют больше интереса к поиску услуг, нежели мужчины (42,6%).
Одним из важных показателей финансовой грамотности является порядок подписания официальных документов в финансовых организациях. Преимущественная доля населения (2022 г. – 45,2%, 2021 г. – 44,9%) утверждает, что при подписании договора с финансовой организацией проявляет внимательность, прочитав и прояснив все условия. Низкий уровень знаний в подписании официальных документов проявили респонденты Карагандинской (30%) и Павлодарской (27,3%) областей, высокий – Актюбинской (50%), Алматинской (48%), Кызылординской (48%), Северо-Казахстанской (48%) и Западно-Казахстанской (48%) областей.
Информированность о финансовой системе
Одним из условий формирования у населения институционального финансового поведения является деятельность финансовых организаций, в частности банков, и их доступность потребителям.
"Треть опрошенных рассматривают финансовые организации в качестве достижения своих целей (32,5%), свободно ориентируются в финансовых услугах (31,2%) и хорошо знают, какие финансовые организации функционируют в Казахстане (30,4%). При этом женщины больше склонны не доверять (4,8%) и сомневаться в надежности финансовой системы (5,3%), нежели мужчины (3,6% и 3,8% соответственно).
В целом, население осведомлено о том, в какие органы следует обращаться при выявлении нарушений прав со стороны финансовых организаций. Результаты опроса позволяют констатировать о развитии как государственного, так и негосударственного сектора. Среди них, по оценке респондентов, превалирует ответственность за правонарушения у Департамента по защите прав потребителей финансовых услуг агентства РК по регулированию и развитию финансового рынка (29,5%), адвокатов и юристов (29,1%), также НПО (25,3%)", - проинформировали в ведомстве.
Каждый пятый респондент (19,6%) решил свой вопрос с финансовой организацией. Каждый шестой (17,7%) обращался к юристу/адвокату, и каждый седьмой (14,9%) – в уполномоченный орган по развитию и регулированию финансового рынка. Около 10% прибегали к судебным методам урегулирования.
Финансовое мошенничество
Наиболее распространенными видами финансового мошенничества являются телефонное (34,2%) и интернет-мошенничество (32,7%). Как показал опрос, среди респондентов более половины встречались с финансовым мошенничеством – 55,8%. Чаще всего это телефонное мошенничество – "вишинг" (34,2%) и интернет-мошенничество – "фишинг" (32,7%). 21,6% опрошенных были участниками мошенничества со стороны финансовых пирамид, и 11,5% – сталкивались с аферами с платежными картами.
При этом самыми распространенными способами связи мошенников с гражданами являются звонок на мобильный или городской телефон (51,5%), также сообщения в соцсетях и мессенджерах (33,4%). В 56% случаях удается распознать, но все же остальные 44% респондентов не смогли своевременно выявить правонарушение.
"Поддаться на уловки мошенников чаще всего рискует старшее поколение, так как 50,7% опрошенных пенсионного возраста (63+) не распознали мошенничество. Как выяснилось, мошенники больше пользуются доверием женщин (45,3%), нежели мужчин (42,6%).
В региональном разрезе высокие показатели по варианту ответа "Нет, не удалось распознать" в городах: Алматы и Шымкент (по 49,3%), Восточно-Казахстанской области (48,7%) и г. Астана (48%). Данные показатели могут говорить о высоких рисках развития профессионального экономического мошенничества, в первую очередь, в больших мегаполисах", - сообщили в АРРФР.
Уровень осведомленности граждан о том, что делать в случаях, когда столкнулись с мошенничеством, довольно высокий: респонденты чаще всего ищут информацию в интернете (37,9%) или обрывают дальнейшую связь с правонарушителем (29,8%). При этом низкий уровень обращения к правоохранительным органам за помощью (3,1%) несет за собой риски безнаказанности и отсутствия возможности разоблачения преступников.
Гендерная специфика ответов на данный вопрос показывает, что женщины более подвержены к обману со стороны мошенников: 9,2% частично передавали нужную им информацию, для сравнения у мужчин данный показатель равен 2,9%.
Вследствие широкой распространенности деятельности финансовых мошенников, более половины респондентов утверждают, что никаких последствий не потерпели, так как не взаимодействовали с ними (57,2%), при этом наиболее ощутимым оказалось психологическое давление (34,4%).
Финансовая грамотность лиц с инвалидностью
В рамках исследования была произведена оценка качества предоставления финансовых услуг лицам с инвалидностью. Респонденты средне оценивают уровень физического доступа к финансовым учреждениям – 66,6% оценили на "3" балла из "5".
В региональном разрезе низкий уровень условий в финансовых организациях для лиц с инвалидностью зафиксирован в южных регионах – Кызылординской (24%), Туркестанской (23,3%), Алматинской (22%) и Жамбылской (22%) областях, также в центральных регионах страны – Акмолинской (22,7%) и Карагандинской (22%) областях (в совокупности показателей по шкале "1" и "2").
При этом коммуникативные способности сотрудников финансовых учреждений оценивались несколько выше, нежели условия на местах.
Тем не менее, существует ряд проблем в создании комфортных условий получения финансовых услуг лицами с инвалидностью:
- отсутствие пандусов – 35,5%;
- отсутствие сурдопереводчиков – 26,9%;
- ненадлежащее внимание со стороны сотрудников – 40,2%.
"В целом, результаты опроса показывают положительную динамику. В 2022 году Индекс составил 40,2% – это больше на 0,7% по сравнению с прошлым годом (2021 г. – INDEX = 39,52%; 2020 г. – INDEX = 39,07%). Наиболее высокий показатель зафиксирован по компоненту "Информированность о финансовой системе" – 41%, существенно повысив свои данные по сравнению с 2021 годом (35,5%; ↑ на 5,5%).
На втором месте расположилось "Умение использовать финансовые услуги", сохранив свой показатель почти на том же уровне – 2022 год – 40,1%; 2021 год – 40,5%. Менее успешным оказался компонент "Управление собственными финансовыми средствами", составив 39,6%, что на 3% ниже по сравнению с прошлым годом (2021г. – 42,57%)", - добавили в АРРФР.
Напомним, сегодня стало известно, что в Казахстане паломников, готовившихся посетить Мекку и Медину, мошенники обманули на 33 млн тенге.
Читайте также:
Казахстанцы научились правильно обращаться с деньгами
Является ли мизерное число брокерских счетов отражением низкой финграмотности населения?
Как перестать жить “от зарплаты до зарплаты”?