Казахстанцы постепенно отказываются от водки

10519

Причины этого заключаются в их обращении к религии, переходе на слабоалкогольные напитки и элитному импортному алкоголю.

Казахстанцы постепенно отказываются от водки

О том какие перспективы имеются у отечественных производителей алкогольной продукции в интервью abctv.kz рассказал президент ассоциации добросовестных производителей и продавцов алкогольной продукции Казахстана Амиржан Калиев.

- Поправками в налоговое законодательство предлагается увеличить ставки акциза на алкогольную продукцию до 2 тыс. тенге за литр в 2017 году – прирост 45%, в 2018 году – до 2275 тенге (прирост на 14%) и в 2019 году – до 2550 тенге (прирост 4%). Как вы относитесь к этим предложениям?

- Мы полностью поддерживаем изменения, вносимые в действующий Налоговый кодекс, по повышению ставок акциза на алкогольную продукцию. Почему? Потому что на сегодняшний день наши производители алкогольной продукции сильно заинтересованы в поставке своей продукции на рынки России и Беларуси. Хотя сегодня шестой год существования нашего экономического союза, но мы не имеем такой возможности, не можем поставить свою продукцию. Хотя они свою продукцию с 1 июля 2010 года свободно поставляют на казахстанский рынок. Поэтому мы внесли предложение Евразийской экономической комиссии разработать дополнительное соглашение, которое обеспечит свободный доступ нашей продукции на российский и белорусский рынки. Это соглашение в принципе готово, но в течение последних 3 лет российская сторона выступила с условием – повышайте сначала акциз, а потом мы разрешим вам доступ. Мы согласились и, начиная с 2014 года, поэтапно повышаем акциз. Если в 2013 году казахстанская ставка акциза была в 4-4,5 раза меньше, чем российская. В 2014 году мы акциз повысили в 2 раза, в 2015 году – на 20%, в 2016 году – на 15% и на следующий год планируется на 45% повысить. В 2018 году планируется повысить на 14% и в 2019 году – на 12%. Это в целях гармонизации акцизов. Во-вторых, отечественные производители пришли к выводу, что сильная разница акцизов даже не в нашу пользу, потому что российским производителям алкогольной продукции стало выгодно произвести у себя водочную продукцию, вывезти в Казахстан по нулевой ставке, платить здесь заниженный в 2-3 раза казахстанский акциз, заниженный НДС – 12% вместо 18%, и они в большом объеме занимают рынок Казахстана. При этом сужают долю отечественных производителей. Поэтому мы внесли предложения в министерство национальной экономики с тем, чтобы наш акциз не очень сильно отличался от российского. В лучшем случае на 20-25% ниже российской ставки, чтобы снизить стимул российским производителям, учитывая логистические и маркетинговые затраты, произвести продукцию у себя и у себя реализовать или завезти в Казахстан.

- О каких цифрах идет речь?

- Мы практически ничего им не поставляем, хотя их продукция к нам свободно поступает, и вы видите какую долю они занимают. 25% рынка Казахстана составляет импорт. Если 25% взять за 100, то из них 90% - это поставка российской водки. Мы работаем не только по экспорту в Россию. Мы прорабатываем вопрос поставки нашей алкогольной продукции в третьи страны, не входящие в Евразийский экономический союз. С прошлого года наша продукция поставляется в Турцию. В этом году эта работа продолжается. Дополнительные контракты подписаны с Азербайджаном. Представители "Казалко" на сегодняшний день присутствуют во Вьетнаме, и мы сейчас создаем совместное предприятие во Вьетнаме. Этот рынок очень интересный – 90 млн население. Хотим поставлять этиловый спирт и водочную продукцию на вьетнамский рынок. Продукцию, которую мы поставим на экспорт, выходит по нулевой ставке.

- Помимо России и Беларуси кто еще поставляет водку в Казахстан?

- С прошлого года начала поступать украинская водка. Пока в незначительных объемах, но имеется тенденция к росту. Почему? Потому что по соглашению 2010 года по СНГ украинцы имеют возможность беспошлинно поставлять свою алкогольную продукцию на наш рынок.

- Сколько сейчас составляет объем производства крепкого алкоголя?

- Этиловый спирт где-то 2-2,5 млн декалитров, водочной продукции примерно 4-4,5 млн декалитров.

- В этом году объем производства вырастет?

- В 2014 году по сравнению с 2013 году мы снизили объем производства где-то на 20-22%. В 2015 году снизили на 15%. В этом году по итогам 8 месяцев мы идем на уровне прошлого года.

- А по году какие ожидания?

- По году мы думаем, что уровень 2015 года мы сохраним.

- Сколько в прошлом году он составил?

- 3,5 млн водки.

- Вы говорите, что экспорта казахстанской водки почти нет, но курс тенге к рублю относительно низкий…

- Ресурсы позволяют. Если бы сейчас рынки России и Беларуси открылись бы, то наши предприятия увеличили бы объем производства в 1,5-2 раза. На сегодняшний день производственные мощности наших предприятий загружены всего на 30-35%.

- Это в целом по отрасли. А есть предприятия с большей загрузкой?

- Есть предприятия, загруженные на 50-60%. Есть предприятия с меньшей загрузкой, но у нас существуют законодательные требования о минимальной загрузке производственных мощностей. В прошлом году это было 20%, в этом году – 30%. Кто меньше этого производит – уже отзывается лицензия и предприятие прекращает свою деятельность.

- Много ли тех предприятий, у которых отозвана лицензия?

- У нас за последние полтора года уже 10 предприятий закрылись из-за невыполнения требования о минимальной загрузке производственных мощностей.

- Теперь они продают эти предприятия?

- Там меняются хозяева. Вступают другие инвесторы и переориентируются на новый лад, более высокопроизводительный.

- Сколько сейчас предприятий работает на рынке?

- 7-8 лет назад работало 52 предприятия по производству спирта, водки и ликероводочной продукции. Года 3-4 назад их число сократилось до 36, в прошлом году – 26 было, а в этом году остается 13.

- Кто покупает эти активы? Идет консолидация рынка?

- Нет. Дело в том, что сейчас все частное. Все зависит от спроса на рынке. Мы в последние годы наблюдаем твердую тенденцию снижения потребления казахстанцами алкогольных напитков, в том числе крепких алкогольных напитков. В результате объем рынка водки ежегодно сокращается на 5-6%. Это твердая тенденция. Начиная с 2015 года – экономического кризиса, падает покупательная способность населения. Алкогольная продукция не относится к товарам первой необходимости, поэтому она отходит на второй план. Объем продаж тоже сокращается. Третье – в результате закрытости внешнего рынка – Россия и Беларусь, и одновременно при свободном поступлении импорта сужает долю продукции отечественных производителей.

- Повышение акцизов не приведет к производству "самопальной" водки или случаям реализации контрафактной продукции?

- Нет. Потому что ежегодно требования к производителям, оптовикам, розничной торговле ужесточаются. Четвертый год ставятся электронные сопроводительные накладные от производителя до розницы. Каждый на своем этапе докладывает: вот эту партию я отправил, оптовик докладывает "я получил и передал рознице", розница 2 раза в месяц отчитывается перед налоговым комитетом о том, что она реализована или остается в наличии. В этом году появились дополнительные контрольные приборы учета. Они устанавливаются на всех предприятиях и позволяют налоговому комитету в режиме онлайн, сидя в кабинете в Астане, смотреть линию розлива в Петропавловске. Этот контроль продолжается и в оптовом режиме, и в рознице. В рознице сейчас прорабатывается программа, чтобы каждый покупатель имел возможность с помощью смартфона проверить легальна ли покупаемая продукция. Стимулом для контрафактной продукции должен быть рост минимальной розничной цены. В этом году минимальная розничная цена литра водки – 1380 тенге, а на следующий год минимальная розничная цена будет в пределах 1560 тенге. Сейчас минимально бутылка водки стоит 690 тенге, а будет стоить 780 тенге, то есть бутылка водки подорожает на 90 тенге. Особого стимула это не создаст.

- Как это отразится на потреблении водки?

- Потребление в любом случае снижается независимо от госрегулирования, запретов. Люди сами по себе сокращают объем потребления.

- Что они пьют вместо водки?

- Многие вообще отказываются от алкогольных напитков, молодежь особенно, - по религиозным причинам, молитву читают. Они не только сами не пьют, но и дома не держат. Многие переходят на слабоалкогольные напитки. Третье – часть потребителей перешла на элитные алкогольные напитки из дальнего зарубежья.  

Саян Абаев

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться
Подпишитесь на наш Telegram канал! Узнавайте о новостях первыми
Подписаться