Казахстанские водители и компании, занятые на международных перевозках, начали массово сталкиваться с ограничениями по срокам пребывания на территории Российской Федерации, а не которые из перевозчиков и вовсе находятся в СИЗО. Об этом на своей странице в Facebook заявил депутат мажилиса РК Болатбек Нажметдинулы. По его словам, под угрозой оказались десятки тысячи водителей и компании международники, а самого депутата "уже горит телефон от звонков перевозчиков и СМСок со всех концов страны". Мажилисмен по этому поводу уже направил официальное обращение на имя вице-премьера РК Серика Жумангарина, курирующего вопросы интеграции и взаимодействия в рамках ЕАЭС, поставил в известность также министерства иностранных и внутренних дел, чтобы заранее выработать механизм реагирования и защиты наших перевозчиков. Под постом депутата по поводу ситуации с казахстанскими автоперевозчиками собралось уже около 260 лайков и больше 70 комментариев, передает inbusiness.kz.
Без учета специфики
Дело в том, объясняет Болатбек Нажметдинулы в своем аккаунте, что после внесенных изменений в Федеральный закон №115-ФЗ в редакции от 8 августа 2024 года, визовые правила предусматривают, что иностранные граждане, прибывающие без визы, могут находиться в России не более 90 суток в течение календарного года.
"Эта норма не учитывает специфику международных автомобильных перевозок. Наши водители находятся на территории другой страны не по личным причинам, а при исполнении своих трудовых обязанностей. Однако новые требования фактически ставят их в положение нарушителей российского законодательства, - продолжает мажилисмен. - Многие уже оказались в подобной ситуации. Поскольку время пребывания на территории России и Беларуси суммируется, то даже транзит через Беларусь засчитывается как пребывание в России".
Кроме того, многосуточные очереди на границах Союзного государства с Европейским союзом, а также на российско-казахстанской границе приводят к тому, что водители из Казахстана, Узбекистана, Кыргызстана и других стран региона вынуждены сутками стоять в ожидании оформления, и всё это время включается в общий лимит 90 дней, отметил Болатбек Нажметдинулы.
"Проблема уже не теоретическая — добросовестные казахстанские перевозчики фактически попадают под ограничения, рискуя потерять доступ к маршрутам через территорию России и Беларуси", - объясняет он.
Если ситуация сохранится, то казахстанский рынок грузоперевозок ожидает дефицит подвижного состава, рост издержек и вытеснение казахстанских компаний белорусскими и российскими перевозчиками, нарисовал Болатбек Нажметдинулы мрачную картину будущего.
Мажилисмен уверен, что Казахстан, напротив, применяет лояльный и партнерский подход.
"Согласно пункту 6 правил въезда и пребывания иммигрантов (постановление правительства РК №148 от 21.01.2012 г.), ограничения по срокам пребывания (90/180 дней) не распространяются на международных и транзитных водителей грузовых и пассажирских транспортных средств, - приводит он свои аргументы. - То есть, Казахстан освободил иностранных перевозчиков от подобных требований, создавая условия для стабильного и безопасного транспортного сообщения".
Депутат считает необходимым, чтобы вопрос был вынесен на уровень Евразийской экономической комиссии и рассмотрен в рамках партнёрского диалога между нашими странами.
Битва с нелегалами
Тут стоить напомнить, что эта ситуация почти "зеркальна" той, что происходила летом на рынке казахстанских грузоперевозок. Тогда тоже разгорелся конфликт в этой сфере, но в отношении водителей из Беларуси и России. Эту тему также первым поднял Болатбек Нажметдинулы. Депутат объяснял, что с 2022 года после введения санкций в отношении этих двух государств перевозчики этих стран стали массово регистрировать грузовики и компании в Казахстане. Формально стали казахстанскими, но при этом являются иностранными.
"Таким образом, в страну хлынули тысячи фур и водителей, в основном без трудовых договоров, медицинской страховки и допусков к международным перевозкам. Таких компаний – сотни, а автомашин – больше 10 тысяч", - объяснял тогда мажилисмен.
При этом, заявил он. Большинство компаний не соответствовало установленным законодательством Казахстана требованиям – у них не было регистрации временного проживания, трудовых договоров, медстраховки. По сути, Нажмитденулы добивался, чтобы нелегальных грузоперевозчиков из России и Беларуси убрали с рынка. Требования выражались в ужесточении контроля за допуском водителей к международным перевозкам; привлечения к ответственности инспекторов и чиновников, покрывающих схемы; прекращение выдачи карточек допуска по поддельным или чужим документам; введение обязательств для нерезидентов прожить в Казахстане минимум 185 дней до получения допуска; верифицикация миграционного статуса, наличие медицинских документов, налогообложения и регистрация компаний-перевозчиков.
Читайте по теме:
Миллиарды украли на строительстве ЖК в Астане: суд вынес решение