Не так давно inbusiness.kz сообщал, что треть опрошенного в марте населения страны считала, что в ближайший год цены вырастут более чем на 20%. Еще 26% – что рост составит 16-20%.
К слову, такого пессимизма не было за все время публикаций отчетов Нацбанка, основанных на опросах по инфляционным ожиданиям населения – с начала 2016 года.
Две трети в марте текущего года сообщили, что на их мнение о росте цен повлияло изменение курса валют. Это больше, чем уже свершившееся подорожание продуктов и товаров (59%) и внешние события (53%). И только 1% считал, что в этом будут виноваты спекулянты.
27% респондентов считали, что материальное положение семьи в ближайшие 12 месяцев ухудшится. Такого не было ни разу за 6 с лишним лет.
А доля тех, кто думал, что в следующем году ситуация станет лучше, составляет 28% – минимум с лета 2020 года.
И вот пришли новые данные официальной статистики. И вывод, сделанный на их основе тоже неутешителен: казахстанцы стали либо меньше есть (падение, не смотри на длинные праздники и большие дастраханы, было и в первом квартале), либо покупают все более дешевые продукты.
В апреле 2022 года объем розничной торговли продовольственными товарами составил 301,1 млрд тенге.
А вот в марте он был гораздо больше - 359,2 млрд тенге.
Таким образом, за месяц объем трат на продукты снизился на 16,2%. И это несмотря на то, что их стоимость растет!
Снижение трат относительно марта отмечается в 15 регионах республики. Исключениями стали Алматы (+1,2 млрд тенге до 79,5 млрд) и Северо-Казахстанская область (+1,7 млрд до 11,6 млрд тенге).
Самое же сильное снижение отмечается в Карагандинской области – минус 13,7 млрд (до 31,1 млрд тенге).
Кстати, шахтерско-металлургический край показал и худшую динамику в торговле непродовольственными товарами.
В апреле объем сделок здесь составил 40,7 млрд тенге, что на 20,8 млрд меньше, чем в марте. Впрочем, для Карагандинской области это привычно: показатели розничной торговли в апреле тут стабильно снижаются три года подряд.
Правда, ранее на то была веская причина – коронавирус.
А что сейчас?
Алихан Казбаев