Подводя краткие итоги казахстанской розничной торговли в первом квартале 2022 года, мы приходим к интересным выводам.
Предприятия Алматы пока не восстановились после январских событий: объем розничной торговли в мегаполисе по сравнению с первой четвертью 2021 года упал на 16,4%, составив 737,8 млрд тенге, сообщает inbusiness.kz со ссылкой на @DataHub_FCBK.
Поскольку Алматы – это около 30% всей казахстанской розницы, то падение показателей южной столицы привело и к снижению общих показателей в целом по стране на 3,3%.
Есть еще один регион, показатели торговли в котором упали: Актюбинская область "провалилась" на 10%.
А самый сильный рост показали юг – Шымкент (+12,9%) и Туркестанская область (+10,8%) – и, само собой, северная столица – Нур-Султан (+9,7%).
Торговля продовольственными товарами за год снизилась на 10,3%, составив 867 млрд тенге, а их доля в структуре упала с 34,3% до 32,1%.
Зато незначительно – на 0,5% – выросли продажи непродовольственных товаров.
Еще в двух регионах отмечается сильный рост доли продовольствия в общей торговле: в Павлодарской (с 24,1% до 33,7%) и Костанайской (с 28,2% до 35,4%) областях.
Обратные тенденции в Актюбинской (снижение с 53,7% до 40,4%) и Алматинской (с 34,5% до 24,8%) областях.
Увы, доля малого бизнеса в рознице тоже снижается.
В первом квартале текущего года она составила 58,6% против 64,8% годом ранее.
Причем снижение отмечается в 13 регионах. А самое сильное – в Алматы (с 60% до 47,4%) и Павлодарской области (с 64,1% до 53%).
Зато доля крупных предприятий в торговле, хоть и незначительно, но выросла по сравнению с прошлым годом на 3,4% (до 27,2%).
Сильнее всего роль крупного бизнеса возросла в Шымкенте (на 11,6 п. п., до 38,1%) и Мангистауской области (на 10,7 п. п., до 28%).
К слову, растет и роль зарубежного капитала. Например, в Алматы и Алматинской области иностранные предприятия контролируют четверть розничной торговли (годом ранее – 18,4% и 21,2% соответственно). А в целом по Казахстану их доля выросла с 12,3% до 14,6%.
И напоследок немного про Аннушку, что разлила рафинированное масло.
В последние годы в среднем три четверти всего производства растительного масла в республике производится на основе подсолнечника (оставшаяся часть – хлопковое, рапсовое и т. д.). И текущий рост производства во многом связан с увеличением именно его производства.
Но оно делится на нерафинированное и рафинированное, и на прилавках магазинов чаще встречается второе. Оно же чаще используется для готовки.
И вот именно его же производство и падает, причем серьезно.
По данным БНС АСПиР РК, в первом квартале 2022 года в Казахстане было произведено 35,3 тыс. тонн рафинированного подсолнечного масла, что почти на 10 тыс. тонн (или 21,8%) меньше, чем годом ранее.
Зато производство нерафинированного масла за то же время выросло на 39,3%, до 73 тыс. тонн. Мартовский показатель (28,4 тыс. тонн) намного выше обычных уровней последних лет.
То есть рост производства растительного масла обеспечен увеличением выпуска "грязного" нерафинированного масла из подсолнечника. А не того "чистого", которое первым приходит на ум.
Между прочим, сторонники ЗОЖ рекомендуют употреблять именно нерафинированное масло.
Алихан Казбаев