Казахстанцы стали меньше потреблять молока, хлеба и туалетной бумаги

5773

Фактором падения спроса стал масштабный рост цен, что также подтолкнуло граждан больше потреблять отечественное продовольствие.

Казахстанцы стали меньше потреблять молока, хлеба и туалетной бумаги Фото: agropraktika.com

Казахстанцы продолжают затягивать пояса на фоне рекордной инфляции. Это отразилось на всей линейке потребления и в особенности в продовольственном сегменте. Причем наблюдается тренд на рост потребления местной продукции. Такую картину рисует баланс ресурсов по отдельным товарным позициям за 2022 год, опубликованным бюро национальной статистики, с которым ознакомился корреспондент inbusiness.kz

Так, на продовольственном рынке доля отечественной муки и кондитерских изделий достигла 99,4% и 86,5% соответственно. Казахстанцы больше потребляли макаронных изделий и круп, причем с фокусом на казахстанскую продукцию. В январе-декабре 2022 года их производство выросло по сравнению с январем-декабрем 2021 года в пределах 3-10%. Например, в ресурсах крупы, мяса, молочных продуктов, растительного масла преобладает отечественное производство (соответственно, 94%, 87,9%, 84,6%, 82,9%).

Подробнее остановимся на социально значимых продуктах питания. Несмотря на то, что растут производство и экспорт муки, объем выпуска пшеничного хлеба в стране снизился почти на 6 тыс. тонн. При этом импорт вырос на 87 тонн, а экспорт снизился на 11 тонн. Казахстанцы купили хлеб на 5 тыс. тонн меньше, чем в 2021 году.

За счет использования и реализации на внутреннем рынке (45 тыс. тонн) увеличилось производство сахара до 78 тыс. тонн по сравнению с 2021 годом. Причем импорт снизился на 37 тонн, а экспорт – на 2,6 тыс. тонн. Причинами роста производства подсолнечного масла на 200 тыс. тонн стал в большей степени внутренний спрос (рост в 2,7 раза); в меньшей степени – экспорт.

Что касается мясной продукции, то здесь наблюдается снижение производства мяса крупного рогатого скота на 7,5 тыс. тонн. Сократился импорт и вырос экспорт при общей стагнации производства на 1,4%. Производство мяса овец и коз практически осталось на прежнем уровне – в пределах 175,5 тыс. тонн. Отмечается также рост экспорта на 9 тыс. тонн мяса в сравнении с 2021 годом. А вот мясо свинины, похоже, в 2022 году уже пользовалось меньшим спросом. Производство, использование и реализация на внутреннем рынке ниже, чем за предыдущий период. Разница в несколько тонн.

Производство конины выросло на 6 тыс. тонн, импорт обогнал прошлогодний показатель на 1 тыс. тонн. Использовать конину казахстанцы стали чаще – потребление увеличилось на 6,5 тыс. тонн. При этом экспорт, как и в 2021 году, статистика сводит к нулю, чего не скажешь о реализации конины на внутреннем рынке  плюс 6,5 тыс. тонн.

Судя по всему, большим спросом пользуется мясо курицы  производство в 2022 году возросло на 11 тыс. тонн. Импорт снизился на 15 тыс. тонн, экспорт также - на 10 тыс. тонн. При этом цифры показали, что потребление курятины на внутреннем рынке выросло на 5,5 тыс. тонн, или 1,3%. Что касается молока, то здесь снижение производства на 5 тыс. тонн, что мы, собственно, и почувствовали на себе  не всегда на прилавки в срок поступало свежее молоко. Значительно меньше стали как производить, так и покупать кефир с разницей до 10 тыс. тонн. На 3 тыс. тонн меньше производили и на 1 тыс. тонн сократилось потребление сыра и творога в стране.

На 3 тыс. тонн увеличился импорт сливочного масла не более 85% жирности, экспорт вырос на 1 тыс. тонн. Потребление населением масла увеличилось на 2 тыс. тонн. Почти на 200 тыс. тонн выросло производство яиц, как и сами потребление и реализация на внутреннем рынке. При этом импорт увеличился на 1 тонну, а экспорт достиг почти 5 тыс. тонн.

За счет использования и экспорта увеличилось производство йодированной соли. Так, производство продукта составило 111 тыс. тонн, из которых почти 93% ушло на экспорт; остальное было потреблено внутри страны. Общая инфляция продтоваров в годовом выражении последние месяцы превышает 25%.

Как показали цифры, рынок непродовольственных товаров часто обеспечивается ввозом из других стран. Так, приоритетность импорта в наполнении ресурсов наблюдается в следующих товарах: средства гигиены полости рта (99,6%), верхняя одежда (99,4%), обувь (95,8%), моющие средства (95,5%), парфюмерно-косметические средства (91,8%).

Отметим, что почти на 9 тыс. тонн снизилось производство туалетной бумаги. Импорт также сократился на 4 тыс. тонн. Использование и реализация на внутреннем рынке снизилось на 13 тыс. тонн. Вероятнее всего, это связано с подорожанием товара на 51,7% за год. Напомним, что в региональном разрезе самый высокий рост цен на туалетную бумагу был зафиксирован в Астане  сразу на 83%, в Атырауской области (71,6%), Абайской (69,7%) и Павлодарской области (68,5%), а также в Алматы (67,2%).

Среди бытовых электротоваров значительная доля импорта: по миксерам, соковыжималкам и стиральным машинам (от 100%). Аналогичная ситуация складывается по ресурсам строительных материалов. При этом в ресурсах строительных материалов, являющихся природным сырьем, преобладает отечественное производство (95,9-99,9%). К ним относятся: асбест, природные пески, известняк, мел, доломит, глина и каолинит. Более того, в январе-декабре 2022 года доля отечественного производства портландцемента в общем объеме ресурсов составила 93,4%.

Читайте по теме:

Кормить детей стало еще дороже в Костанае

Кто в Астане незаконно поднял цены?

Нам надо в феврале-марте дать тренд инфляции на снижение – Серик Жумангарин

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться
Подпишитесь на наш Telegram канал! Узнавайте о новостях первыми
Подписаться