Прошедшим летом министерство иностранных дел Казахстана отметило свое 25-летие с момента создания. Спустя четверть века можно с уверенностью констатировать, что отечественная дипломатия состоялась и динамично развивается, внося значительный вклад в успехи нашей молодой страны. Необходимо отметить, что глобальная казахстанская дипломатия под руководством президента Нурсултана Назарбаева явилась не просто важным атрибутом подлинной независимости страны, но и ключевым средством обеспечения ее безопасности, развития, благополучия, укрепления международного мира и сотрудничества.
Вспоминая сегодня пройденный путь, стоит оглянуться назад, вспоминая основные исторические вехи, которые предшествовали становлению казахстанской дипломатии. В частности, это касается участия казахстанцев в дипломатии советского периода. Об этом – в материале постоянного внешнеполитического корреспондента abctv.kz.
Начало XX столетия не предвещало перемен для 300-летней империи дома Романовых. Что касается вовлеченности Казахстана во внешние дела империи, то в основном она ограничивалась торговлей с Китаем. Тем более по Санкт-Петербургскому договору 1881 года обе стороны получили право беспошлинной торговли на территории 50-верстной полосы вдоль их границ.
Крушение царизма в феврале 1917 года зародило среди казахов надежду на обретение национальной государственности. Глашатаем освободительных идей выступили первые представители новой интеллигенции, получившей образование в российских университетах. Первоначально они выступали за национальную автономию казахов в составе обновленной, демократической России.
Однако Октябрьская революция, случившаяся несколько месяцев спустя, внесла в эти планы свои коррективы. Первые декреты советской власти провозгласили свободу самоопределения и право каждого народа на отделение от России и образование самостоятельного независимого национального государства. На практике же все обстояло намного сложнее.
Здесь следует отметить, что учрежденное в 1917 году временное правительство автономного Туркестана имело и пост министра иностранных дел, который занял Мустафа Чокаев.
Есть основания говорить и о дипломатической активности правительства Алаш-Орды, созданной в декабре 1917 года и знаменовавшей попытку возрождения национальной государственности. Ее внешнеполитическая концепция сформировалась на национальной почве и исходила из геополитического положения казахских земель. В то же время добиться формирования полноценного государственного аппарата, и, соответственно, дипломатической службы в силу военно-политических обстоятельств того периода Алаш-Орде не удалось.
В апреле 1918 года сторонниками большевиков в Средней Азии была учреждена Туркестанская автономная республика. Предполагалось, что новое государственное образование со временем объединит все тюркоязычные народы России и обретет необходимые атрибуты национальной государственности. Тем не менее, с укреплением в регионе власти Советов верх берут тенденции национально-территориального размежевания в рамках новой системы советского федерализма.
Так, 26 августа 1920 года происходит событие, непосредственно коснувшееся истории казахского народа – создание автономной Киргизской (Казахской) Советской Социалистической Республики.
При рассмотрении компетенции центральных органов было решено, что "иностранные дела и внешняя торговля остаются целиком в ведении центральных органов РСФСР". Не в последнюю очередь такое решение было принято из-за серьезной озабоченности на границе с Китаем, нестабильное положение в котором создавало дополнительную неопределенность в отношении государственной границы формирующейся страны Советов.
Логичным продолжением официального курса Москвы стала централизация внешней политики после образования СССР в декабре 1922 года. В основном в 1920-е – 1930-е годы в Казахстане внешние связи осуществлялись в экономической сфере. В республике находился агент народного комиссариата иностранных дел (НКИД), главной задачей которого являлось обеспечение связей с советскими консульствами в Синьцзяне.
В то же время впервые открылась дорога для поступления казахстанцев на дипломатическую службу в Москве и представительствах СССР за рубежом. Однако на практике возможности для этого были крайне ограничены, поэтому представительство казахстанцев в рядах советской дипломатической службы долгие годы было минимальным. Можно вспомнить только Назира Тюрякулова (1892-1937) – видного партийного и государственного деятеля Туркестана, назначенного в декабре 1927 года полпредом СССР в Королевство Хиджаз, Неджд и присоединенные области (с 1932 года – Королевство Саудовская Аравия). Наш земляк, аккредитованный в 1930 году в качестве полномочного министра и чрезвычайного посланника, даже являлся дуайеном дипломатического корпуса в этом государстве.
Коренной перелом в Великой Отечественной войне поставил перед странами антигитлеровской коалиции вопрос послевоенного переустройства мира, что и послужило одной из причин для внесения изменений в международную правосубъектность Казахской ССР. 13 апреля 1944 года был принят закон КазССР о создании в республике народного комиссариата иностранных дел.
Казахстанский НКИД (переименованный в 1946 году в МИД) прошел долгий путь к своему полномасштабному становлению. Даже на организационной стадии его формирование затянулось: закон был подписан в апреле, первый руководитель Тулеген Тажибаев был назначен только в августе, а фактический предшественник наркомата – аппарат уполномоченного НКИД СССР при СНК КазССР был упразднен только в следующем году. В течение длительного времени, с конца 1940-х до середины 1960-х, в министерстве не была предусмотрена должность замминистра, неоднократно упразднялся и сам пост министра. Кроме того, должность часто замещалась текущим вице-премьером по социальной политике и/или министром культуры.
Тем не менее, следует отметить значительный вклад, внесенный на посту министра иностранных дел КазССР в развитие республики видными государственными и общественными деятелями того периода – Хаиргали Байгалиевым, Аскаром Закариным, Утешкали Атамбаевым, Ади Шариповым, Балжан Бультриковой, Муслимом Базарбаевым.
Со временем МИД КазССР прославился и вкладом во внешнюю политику всего Союза. Наибольших карьерных высот среди казахских дипломатов того периода добился выпускник МГИМО Малик Фазылов.
Стоит начать с того, что в период его работы министром иностранных дел КазССР в начале 1970-х годов с его непосредственным участием решаются вопросы расширения представительства республики в общесоюзных мероприятиях международного характера. Это и обмен партийными, правительственными, культурными и хозяйственными делегациями и расширение внешнеэкономических связей республиканских предприятий. Так, в 1975 году казахстанская продукция экспортировалась в 71 страну мира на сумму 503,2 миллиона рублей, в 36 странах оказывали техническую помощь и содействовали повышению образовательного уровня 758 посланцев Казахстана. В республике прошли Дни культуры Франции, Бельгии и Сирии, мероприятия ВОЗ, СЭВ, ЮНЕСКО. Делегация Казахстана участвовала в днях Советского Союза во Франции и Дании, устанавливали побратимские связи города республики. В том же году в Казахстане побывали 12736 туристов из 90 государств и, соответственно, за рубеж выезжали 13843 казахстанца.
Профессиональная компетентность, незаурядные организаторские способности и разносторонний опыт работы Малика Фазылова получают признание союзного центра, и в 1976 году его назначают чрезвычайным и полномочным послом СССР в Мали, а в 1983 году – в Марокко (до 1990 года).
Весомый вклад в повышение статуса дипломатической службы республики в последнее десятилетие СССР внес Михаил Исиналиев. Его энциклопедические познания, нестандартность пытливого ума, бесконечное генерирование идей, несомненные качества лидера, аналитика, полемиста и публициста, врожденная интеллигентность и порядочность притягивали людей, как магнит. Сегодня не вызывает сомнения, что вклад Михаила Ивановича в формирование будущего здания казахстанской дипломатической службы весом и значим, ибо все его усилия были направлены на повышение статуса дипломата и, опережая время, работали на суверенитет Казахстана.
Наконец-то, в столице республики Алматы министерству иностранных дел выделяют отдельный особняк верненского периода, известный впоследствии как "избушка".
Активная деятельность Михаила Исиналиева сыграла свою роль в изменении статуса и имиджа МИД Казахской ССР. Именно при нем многие сотрудники ведомства получили дипломатические ранги, впервые в практике республиканского МИДа стали направляться на стажировки и постоянную работу в советские загранучреждения сотрудники, многие из которых впоследствии составили костяк дипведомства уже суверенного Казахстана.
Школу Михаила Исиналиева прошли многие дипломаты республики, включая как последующий руководящий состав внешнеполитического ведомства, так и чрезвычайных и полномочных послов Республики Казахстан, которые сегодня с успехом представляют нашу страну за рубежом.
Занимали посты советских послов за рубежом и некоторые другие выходцы из казахстанского руководства, правда, не бывшие профессиональными дипломатами. Первый секретарь ЦК КПК П. Пономаренко был послом СССР в Польше, Индии и Нидерландах. Вторые секретари ЦК Н. Родионов и О. Мирошхин были послами в Замбии и Югославии, первый секретарь Северо-Казахстанского обкома КПК В. Николаев – послом в Ираке, замнаркома земледелия КазССР В. Писарев – послом в Монголии.
Как отмечалось выше, ряд казахстанцев успели поработать в посольствах и консульствах СССР за рубежом. В их числе И. Амангалиев – советником в Иране, Алжире, Индонезии, А. Джамбуршин – советником в Канаде, С. Курмангожин – советником в Эфиопии, Н. Даненов – советником в Тунисе, Ш. Надиров – советником-посланником в Монголии, Д. Раимбеков – советником в Венгрии, Г. Руденко – советником в Болгарии, Т. Сулейменов – советником в Иране, Т. Тажибаев – советником в Индии, Б. Тайжан – советником в НДРЙ, Б. Темников – советником в Болгарии и Италии, Р. Турдиев – советником-посланником в Тунисе, Б. Тымбаев – советником на Кубе, А. Черекаев – советником в Австралии, В. Гиззатов – первым секретарем в Финляндии и Лаосе, Р. Джиенбаев – первым секретарем в Румынии, С. Ермекбаев – первым секретарем в Тунисе, Б. Нургалиев – первым секретарем в Индии, К. Токаев – первым секретарем в КНР.
А с обретением независимости история министерства иностранных дел выходит на принципиально новый уровень.
Ильяс Омаров