DOW J 24 580,91 Hang Seng 24 266,06
FTSE 100 6 045,69 РТС 1 215,69
KASE 2 306,87 Brent 36,55
Казахстанским авиакомпаниям разрешили летать на Байконур

Казахстанским авиакомпаниям разрешили летать на Байконур

Россия также предоставила право для полетов с использованием Транссибирских маршрутов.

07 Март 2017 11:16 6912

Казахстанским авиакомпаниям разрешили летать на Байконур

Автор:

Жанболат Мамышев

Казахстанские авиакомпании получили право летать по маршрутам Астана – Байконур и Алматы – Байконур. Об этом сообщила пресс-служба министерства по инвестициям и развитию РК.

«Казахстанские перевозчики получили право выполнения ежедневных рейсов по маршрутам Астана – Байконур и Алматы – Байконур. Стороны закрепили договоренность путем обмена письмами», - говорится в распространенном сообщении.

Казахстанским авиакомпаниям также предоставлено право выполнения полетов с использованием транссибирских маршрутов в воздушном пространстве Российской Федерации.

«На основе сложившегося двустороннего партнерского сотрудничества Казахстан и Россия установили договоренность по вопросу пролета над территорией воздушного пространства Российской Федерации. По итогам ряда переговоров, казахстанским авиакомпаниям предоставлено право выполнения полетов с использованием системы транссибирских маршрутов, которое позволяет беспрепятственно открыть новые направления в Улан-Батор и Токио. Данный вопрос обсуждался на протяжении долгого времени», - отмечается в пресс-релизе.

Как сообщили abctv.kz в министерстве, теперь казахстанская сторона сможет летать через Транссиб не только в Улан-Батор, но и в другие города: Токио, Сингапур, Нью-Йорк. Прямую авиационную связь международного финансового центра «Астана» с этими крупными финансовыми центрами поручил обеспечить глава государства.

«У нас появилось больше возможностей по выполнению этих рейсов», - сообщили в министерстве.

Вместе с тем в МИРе не уточнили, должна ли казахстанская сторона платить за пролет по Транссибу, как это делают другие иностранные компании в РФ. Однозначно теперь известно лишь одно – пролет через Китай теперь отпадает, поскольку маршрут Астана – Улан-Батор через КНР выходит и дольше (на 20-30 минут лета), и дороже (стоимость ранее не называлась).

«Китай нам невыгоден, потому что он дольше и дороже обходится, поэтому этот маршрут (пролет Астана – Улан-Батор через китайское воздушное пространство – прим. автора) мы не рассматриваем», - сообщили в министерстве.

При этом в МИРе отметили, что взамен на возможность пролетов через Транссиб Казахстан ничего не должен будет России, кроме ранее принятого решения по допуску авиакомпании «Уральские авиалинии» к полетам по маршруту аэропорт Жуковский в Астану и Алматы.

«То есть один перевозчик, и на этом все. Больше мы ничего не должны россиянам», - сказали в МИРе.

В министерстве также пока не называют сроков начала полетов по маршруту Астана – Улан-Батор, а также Астана – Байконур и Алматы – Байконур. Все будет зависеть от интереса казахстанских авиакомпаний к полетам по данным маршрутам.

Из-за того, что российская сторона ранее настаивала на оплате за пролет по данным маршрутам, как это делают все иностранные компании, начало запуска полетов по маршруту Астана – Улан-Батор, планировавшееся на июнь 2016 года, было отложено. Казахстанская сторона настаивала, что пролет через Транссиб должен быть предоставлен бесплатно, но главной проблемой на взаимных переговорах стало требование российской стороны допустить второго российского авиаперевозчика на казахстанский рынок. После банкротства «Трансаэро» в Казахстан стал летать только «Аэрофлот».

Позднее казахстанская сторона решила договориться о пролете в Улан-Батор через воздушное пространство Китая. При этом перелет через Китай оказался бы дольше и чуть дороже, чем через Россию. 

Кроме того, авиационные власти двух стран обсуждали возможность введения режима «открытого неба», который предлагался российской стороной. Вместе с тем казахстанские авиационные власти сообщали, что Казахстан пока не готов дать добро на «открытое небо». А министр по инвестициям и развитию РК Женис Касымбек в интервью abctv.kz сообщил, что либерализация транспортного рынка в целом, включая и авиационный, между странами ожидается не ранее 2025 года.  

Однако позднее четвертому по размеру российскому авиаперевозчику – «Уральские авиалинии» – было предоставлено право полетов по маршруту Астана – аэропорт Можайский, который находится в непосредственной близости к Москве, но причислен к областным. Кроме того, эта компания получила право полетов и в Алматы. 

Жанболат Мамышев

Смотрите и читайте inbusiness.kz в :

Экономика Казахстана продолжает оставаться энергозатратной

Глава кабмина требует от Министерства по инвестициям и развитию ускорить процесс внедрения энергоэффективных технологий.

19 Ноябрь 2018 16:30 3958

Экономика Казахстана продолжает оставаться энергозатратной

Показатель энергосбережения в республике оставляет желать лучшего. Согласно обзору Международного энергетического агентства по уровню энергоёмкости, из 143 стран Казахстан занимает 119 место. При этом энергопотребление ВВП Казахстана в сравнении со среднемировым показателем выше в два раза, со странами ОЭСР – в четыре раза, среди стран СНГ республика занимает пятое место.

Необходимо выработать чёткие алгоритмы по повышению уровня энергосбережения в Казахстане, поручил Министерству по инвестициям и развитию (МИР) премьер-министр Бакытжан Сагинтаев на заседании правительства в понедельник, 19 ноября.

«МИР не выработал алгоритмы по снижению энергопотребления на каждую единицу продукции. Имеются только общие данные снижения отраслей в промышленности в целом. Если посмотреть реестр энергетики, то 61 процент потребителей – это юрлица, а 37 процентов - это квазигоссектор. Это большой объём. Компании, которые находятся в АО «Самрук-Казына», должны наладить работу. Поручаю МИРу принять меры по усовершенствованию требований энергоэффективности предприятий с выработкой чётких алгоритмов снижения энергопотребления», » распорядился глава кабмина.  

Расторопнее в этом вопросе следует быть и акимам, заявил премьер-министр. Местным властям нужно активнее работать с инвесторами и энергоёмкими предприятиями. Плюс ко всему Сагинтаев указал на слабую работу по запуску проектов в сфере энергоэффективности по механизму государственно-частного партнёрства (ГЧП). В этом направлении работа ведётся лишь в Павлодарской, Атырауской и Кызылординской областях. 

«Отделы энергосбережения есть только в Костанайской, Павлодарской областях. В остальных регионах работа не ведётся. Есть изменения или нет, контролировать это некому. Я прошу обратить внимание на это направление работы», – подытожил глава правительства.

Министр по инвестициям и развитию РК отметил, что отрасль энергосбережения хоть и медленно, но развивается. Для ускорения темпов внедрения технологий энергоэффективности требуется законодательное совершенствование. С этой целью ведомство разработало пакет поправок, предусматривающий изменение действующих механизмов энергосбережения, подходов к регулированию частного и государственного секторов, а также разработку стимулирующих мер энергосбережения.

В настоящий момент итог работы профильного ведомства – карта энергоэффективности с 68 проектами общей стоимостью 15 млрд тенге. 12 из них реализуются через механизмы энергосервисных договоров (ЭСКО) и ГЧП.

«Ежегодная экономия составляет 3,5 миллиарда тенге, в том числе по 12 проектам – 660 миллионов тенге. 76 проектов карты на сумму 72 миллиарда тенге находятся в разработке, то есть по ним ведётся поиск инвесторов», – доложил министр.

Для поддержки реализации энергосервисных проектов совместно с программой развития ООН и фондом «Даму» оказывается финподдержка в виде субсидирования и гарантирования проектов на общую сумму 3 млн долларов. На сегодня данные инструменты применяются в 28 проектах.   

В рамках международного сотрудничества совместно со Всемирным банком реализуется проект на сумму 21,7 млн долларов «Повышение энергоэффективности в Казахстане». Деньги выделены на грантовой основе.

«В рамках проекта отобрано 85 государственных и социально-значимых объектов (школы, больницы, детские сады), где проводятся работы по модернизации. По итогам проекта будут улучшены условия работы и обучения более 50 тысяч человек, а государство будет ежегодно экономить топливно-энергетические ресурсы и бюджет в пределах 500 тысяч долларов», – резюмировал Женис Касымбек.

Кроме того, реализуется два проекта на общую сумму 10 млн долларов с программой развития ООН «Устойчивые города для низкоуглеродного развития» и «Стандарты, сертификация и маркировка энергоэффективности электрических бытовых приборов и оборудования в Казахстане».

Также глава министерства призвал акиматы усилить работу по внедрению технологий энергосбережения.

«Министерство просит поручить всем регионам усилить работу по энергосбережению, в том числе по реализации проектов государственно-частного партнёрства и пропаганде энергосбережения», – обратился министр.

По его словам, ведомство ежегодно проводит оценку деятельности местных исполнительных органов в области энергосбережения по таким критериям, как: выполнение индикаторов и задач, мониторинг государственных учреждений, проведение энергоаудита в бюджетных организациях, приборизация, переход на эффективные источники освещения.

«10 регионов, включая город Астану, имеют среднюю оценку, низкая оценка получена пятью регионами, включая город Алматы», – сообщил Женис Касымбек.

Он уточнил, что в пяти регионах ситуация не радужная из-за низкого процента проведения термомодернизации государственных учреждений, непроведения энергоаудита, низкой доли модернизированного уличного освещения.

«Высокую оценку деятельности получила Павлодарская область, которая, в свою очередь, имеет с 2013 года отдел энергосбережения, из четырёх проектов государственно-частного партнёрства два реализуются в Павлодарской области. Это проекты по модернизации уличного освещения в городах Павлодаре и Экибастузе», – отметил глава МИРа.

Также по одному проекту государственно-частного партнёрства реализуется в Атырауской области. В частности, это проект по модернизации уличного освещения города Атырау, и в Кызылординской области – модернизация котельной средней школы.

Карина Алимова

Госсектору – кнут, частному – пряник

Министерство по инвестициям и развитию подготовило поправки в законодательство в части энергосбережения.

10 Ноябрь 2018 16:40 3105

Госсектору – кнут, частному – пряник

Изменить подход по регулированию энергосбережения в частном и государственном секторах намерено Министерство по инвестициям и развитию (МИР) РК. Соответствующая работа со стороны ведомства начата. На I Международном форуме энергосбережения в Астане концепцию новелл презентовал заместитель председателя Комитета индустриального развития и промышленной безопасности МИР РК Тимур Нурашев. 

Представляя пакет законодательных поправок, он подчеркнул, что для частного сектора готовятся послабления, а для государственного – ужесточения.

«Мы понимаем, что применение только лишь административных мер своих результатов не даст для развития энергосбережения. Поэтому для частного сектора мы предлагаем частичное исключение жёстких норм регулирования, ведение профилактического контроля, передачу контрольных функций уполномоченного органа по вопросам электроэнергетики, создание стимулирующих механизмов. Это те концептуальные блоки, которыми мы отходим от жёсткого регулирования в сторону стимулирующих механизмов. И наоборот, для квазигосударственного сектора, где у нас затрачиваются бюджетные средства, мы предлагаем ужесточить, проводить полный мониторинг энергопотребления. В частности, мы хотим расширить ГЭР за счёт всех государственных учреждений, применять в отношении руководителей данных организаций ,как бюджетных, так и квазигосударственных, более жёсткие меры регулирования, а также становления нормативов энергопотребления», – сообщил Тимур Нурашев. 

Для частных юридических лиц, входящих в Государственный энергетический реестр (ГЭР), предлагается упростить перечень информации. Например, исключить необходимость в предоставлении данных о потреблении и потерях воды в натуральном и денежном выражении, а также об оснащённости приборами учёта энергоресурсов. Для госучреждений же перечень информации будет, напротив, расширен.

Энергоаудиторов сертифицировать   

Энергоаудиторскую деятельность в Казахстане сегодня осуществляют 135 юридических лиц и 260 физических. Однако анализ 525 заключений вынесенных энергоаудиторами за последние три года показал несоответствия более чем 60% документов. 

«Этот анализ ежегодно проводится, затем энергоаудиторским организациям выдаются замечания, которые, конечно, они принимают в работу и впоследствии исправляют. Проблема сама по себе не решается. Мы считаем, что проблема в низкой квалификации энергоаудиторов. Мы перевели аттестацию энергоаудиторских организаций в уведомительный порядок, и, по сути, любое юрлицо, предоставив только минимальный перечень сведений в наш комитет, сразу же становится энергоаудиторской организацией. Конечно, после этого мы проводим какие-то проверки, но они должного эффекта не дают. И в этой связи мы предлагаем пересмотреть определённые механизмы. В частности, предлагается ввести органы по подтверждению соответствия персонала. Так, сегодня работают органы по сертификации продукции. Это апробированный в международной практике инструмент. Это означает, что, во-первых, органы сертификации сами несут ответственность за тех лиц, которых они аттестовали», – пояснил представитель министерства.   

Разрешительный документ на деятельность энергоаудиторы должны будут подтверждать каждые два-три года. Также предлагается наложение обязанности по проведению обязательного энергоаудита крупным предприятиям, проведение обязательного энергоаудита в виде экспресс-энергоаудита при выполнении определённых условий.  

Разработчики поправок намерены инициировать: назначение ответственных лиц по энергосбережению и энергоэффективности на крупных субъектах ГЭР; освобождение субъектов ГЭР, не имеющих на своём балансе объектов потребления энергоресурсов, от обязательного энергоаудита; введение запрета на проведение энергоаудита у субъектов ГЭР аффилированными юридическими лицами или энергоаудиторскими организациями. Кроме того, планируется внедрить механизм саморегулирования энергоаудиторской деятельности на обязательной основе. 

Энергосервис вести своим

Энергосервисные компании в рамках концепции предусматривается наделить возможностью заключать договоры вне госзакупок. При этом сопровождение энергосервисных проектов по механизму ГЧП предлагается передать Институту развития электроэнергетики и энергосбережения.   

«На сегодня законодательством закреплено, что сопровождение проектов ГЧП имеет право проводить только Центр ГЧП, но, когда мы обсуждали вопрос с Министерством национальной экономики, в принципе, допускается возможность наделения такими полномочиями в части отраслевой специфики каких-то других организаций. Мы хотим, чтобы энергоаудит стал первым направлением, где создан отдельный институт, который будет сопровождать проекты ГЧП», – отметил Нурашев. 

Пока же при реализации проектов по механизму государственно-частного партнёрства энергосервисные компании сталкиваются с проблемами, связанными со структурированием и сопровождением. Сроки прохождения процедур срываются, а разработанная подрядными организациями документация недостаточно проработана. В итоге зачастую конкурсы по выбору партнёра остаются несостоявшимися. 

«Это уже одна из больших проблем при реализации проектов. И для повышения результативности проводимой работы в части усиления государственной административной поддержки бизнеса по реализации проектов ГЧП целесообразно ввести юридическое лицо по сопровождению таких проектов с учётом из отраслевой особенности», – полагает спикер. 

Акиматы посадить на индикаторы  

Реализация политики по энергосбережению на региональном уровне сегодня, мягко говоря, не внушает оптимизма. В республике имеются целевые показатели и комплексные планы по энергосбережению, но закреплённых целевых показателей энергосбережения нет. По этой причине мероприятия по энергосбережению в регионах финансируются по остаточному принципу. 

«Мы предлагаем утверждать совместно с заинтересованными органами показатели по энергосбережению для местных исполнительных органов, а в частности, есть программа развития территорий, где определяются основные показатели развития того или иного региона, туда включить индикатор по энергосбережению. У МИО нет даже компетенций по разработке отраслевых региональных решений, а также компетенций по их реализации. Для частного сектора это непонятно, но, когда работает государственный орган, зачастую просто элементарная бюрократическая заковырка, когда нет компетенции на выполнение той или иной функции, мешает государственным органам чётко, более полноценно заниматься вопросами», – сказал Тимур Нурашев. 

Надзор и профилактика

В сфере энергосбережения авторы законодательных поправок предлагают ввести новый институт профилактического контроля, который будет отличаться от действующей системы введением профилактических мероприятий по предупреждению правонарушений без адмпроизводства. 

«Это делается в рамках снижения нагрузки на бизнес. Мы будем вводить профилактический контроль и надзор без посещения объекта контроля», - сообщил замглавы КИРПБ МИР РК. 

В закон об энергосбережении предлагается внести изменения следующего содержания: введение адмответственности для первых руководителей госучреждений за нарушение сроков по предоставлению информации, вносимых в ГЭР; установление адмответственности государственного и квазигосударственных секторов по соблюдению нормативов энергопотребления; установление сроков разработки и утверждение планов мероприятий не более шести месяцев по итогам энергоаудита. 
В настоящий момент для объектов энергетического сектора установлены требования по соблюдению нормативных значений коэффициента мощности в электросетях и нормативов по расходу энергии на собственные нужды электростанций и подстанций. Для качества эффективной реализации предлагается передать в компетенцию уполномоченного органа в области электроэнергетики функции по контролю соблюдения вышеуказанных индикаторов. 

Дать стимул 

В противовес ужесточению контроля также предусматриваются стимулирующие меры по повышению энергоэффективности. На сегодняшний день, кроме выдачи квот на выбросы предприятиям при достижении плана по снижению энергопотребления, других схем, которые могли бы заинтересовать организации больше экономить энергоресурсы, нет. 

«В условиях, когда стоимость электроэнергии у нас относительно невысокая, без стимулирующих механизмов, без того, что предприятие само не будет заинтересовано экономить, мы ничего не добьёмся. И административных мер здесь на самом деле принимать не следует. Поэтому необходимо такие механизмы внедрять», – пояснил Тимур Нурашев. 

В этой связи предлагается: частичное возмещение затрат энергосервисных компаний на реализацию энергосберегающих мероприятий; субсидирование ставки вознаграждения по кредиту с частичной гарантией по погашению задолженности заёмщика в размере до 50% от суммы кредита; производителям энергоэффективного оборудования и материалов предоставлять налоговые льготы в части освобождения от НДС на импорт ввозимого оборудования и запчастей. Наряду с данными изменениями планируется предусмотреть механизмы налоговых льгот для предприятий, достигших определённых показателей  энергоэффективности.   

Карина Алимова 

Смотрите и читайте inbusiness.kz в :

Подписка на новости: