/img/tv.svg
RU KZ
DOW J 26 430,37 РТС 1 225,84 FTSE 100 7 446,87 Hang Seng 30 066,07 KASE 2 147,88 Пшеница 465,40
$ 386.34 € 427.25 ₽ 5.88
Погода:
+24Нур-Султан
+20Алматы
DOW J 26 430,37 РТС 1 225,84
FTSE 100 7 446,87 Hang Seng 30 066,07
KASE 2 147,88 Пшеница 465,40
"Казахстану необходимо решить проблему с неработающими кредитами"

"Казахстану необходимо решить проблему с неработающими кредитами"

Глава миссии МВФ считает, что в 2016 году экономику финансировали не банки, а государство.  

28 Декабрь 2016 21:11 3328

"Казахстану необходимо решить проблему с неработающими кредитами"

Автор: Куралай Абылгазина Фото: МВФ

Международный валютный фонд пересмотрит прогноз по росту экономики Казахстана в среднесрочной перспективе в сторону улучшения. Однако позитивную динамику обеспечит не реальный сектор и кредитование бизнеса, а скачок цен на нефть, восстановление экономик России, Китая, Европы и финансирование из госбюджета. О том, как власти республики справлялись с нефтяными шоками, о рисках для банковской системы и результатах новой монетарной политики Национального банка, в интервью abctv.kz рассказал руководитель миссии МВФ в Казахстане Марк Хортон.

- Мистер Хортон,  в 2016 году вы возглавили миссию МВФ в Казахстане, хорошо знакомы с Центрально-Азиатским регионом. На ваш взгляд, как Казахстан прошел этот депрессивный год, видите ли вы признаки восстановления экономического роста?

- Я хотел бы начать интервью с поздравления народа и властей Казахстана с 25-летием независимости. Республика добилась впечатляющих успехов с момента обретения суверенитета - рост экономики превышал 7% в год последние 15 лет, за одно поколение уровень жизни населения (в ВВП на душу населения) увеличился больше чем в три раза. Казахстан обрел статус страны, где сформирован средний класс. Модель развития, которая выполнялась успешно последние 25 лет, столкнулась с глобальными вызовами – изменение цен на нефть и другие сырьевые товары, замедление роста экономик в России, Китае и Европе. Этот год был сложным, но власти Казахстана предпринимают меры поддержки: инициатива «Нурлы жол», структурные реформы - «100 конкретных шагов», программа приватизации, снижение базовой ставки вслед за сокращением инфляционного давления.

Однако влияние внешних шоков на рост экономики оказалось более серьезным. Промышленность значительно подверглась давлению из-за спада в недропользовании и горнодобывающем секторе. При этом наблюдаются признаки стабилизации экономики и начало ее роста, что благоприятно отражается на сельском хозяйстве, строительстве, перевозках, промышленности и других сферах. Некоторые из них росли в какой-то степени благодаря конкурентной стоимости тенге для экспорта (экспортные цены на казахстанские товары сократились вслед за ослаблением тенге – прим.). Другие секторы же начали рост благодаря госпрограммам.

МВФ пересматривает свои прогнозы на 2016 и 2017 годы. Наши оценки будут скорректированы в сторону улучшения - незначительный рост в этом году и его продолжение в следующем.

- Какие драйверы роста казахстанской экономики вы видите помимо нефтяного проекта «Кашаган»?

- Это предпринимательство, технологии, промышленность, торговля и рынок услуг (дополнительно к таким, как нефть и сырьевые товары, бюджетные расходы и строительство). Инициатива Китая «Один пояс - Один путь» (Экономический пояс Шелкового пути – прим. ) может способствовать развитию новых отраслей промышленности (секторов рынка), позволяя Казахстану стать региональным транспортным хабом.

Восстановление экономики будет постепенным в следующем году, которое продолжится в среднесрочной перспективе. Этому будут способствовать более высокие цены на нефть вместе с улучшением ситуации в России, Китае и Европе. Также благоприятными факторами станут сельское хозяйство, торговля, логистика, обрабатывающая промышленность и рынок услуг. За счет более конкурентного обменного курса, возможно улучшение показателей экспорта и импортозамещения. Поддержат рост и структурные реформы.

- Как вы оцениваете работу Национального банка в рамках инфляционного таргетирования?  Отметим, в ноябре регулятор снизил базовую ставку до 12%, инфляция в том же месяце достигла 7,5% (прогноз 8% к концу 2016 года).

- Регулятор достиг прогресса в этом вопросе. Переход на свободно плавающий тенге и постепенное снижение базовой ставки помогли снизить инфляционные ожидания и давление. Нацбанк также усилил коммуникации и открытость, что необходимо для поддержки такой политики.

- Видите ли вы риски для банковского сектора в Казахстане? Более того базовая ставка все еще остается высокой для заемщиков. Как в текущих условиях стимулировать кредитование особенно в несырьевом секторе?

- В текущих условиях существуют риски для банков. Замедление экономического роста повлияло на заемщиков и те, кто кредитовался в долларах, могли иметь сложности с обслуживанием своих займов, при отсутствии доходов в иностранной валюте. Некоторые банки столкнулись с текущими вызовами, имея  в портфеле уже высокий уровень неработающих кредитов (NPL). Национальный банк в свою очередь продолжает мониторить ситуацию.

Динамика кредитования устремится вверх вслед за улучшением экономической ситуации. При этом для устойчивого роста кредитования, который поддержит рост экономики, необходимо чтобы банки имели достаточный уровень капитализации и прочные балансы. Для этого вопросы с высоким уровнем неработающих займов и долларизацией балансов фининститутов должны быть решены. Также должны быть улучшены контроль и регулирование. На данный момент кредитование в основном стимулируют госпрограммы, включая и финансирование через фонд «Байтерек».

- Правительство продолжит использовать средства Национального фонда в 2017 году (трансферты в республиканский бюджет). Насколько оправдана такая практика?

- У Национального фонда должно быть две главные цели – первая, сбережения для будущих поколений и вторая, стабилизация в случае внешних шоков. Использование его резервов необходимо в трудные времена, но такая практика не может быть постоянной в течение длительного времени. Эффект от низких цен на нефть вероятно будет продолжительным, поэтому важно пересмотреть налогово-бюджетную политику с целью скорректировать объемы трансфертов, найти новые источники доходов и ограничить неэффективные траты, чтобы быть уверенными в сохранности Нацфонда.  

- Насколько экономические реформы, проводимые правительством, отвечают ожиданиям МВФ? Как вы оцениваете темп приватизации госактивов в Казахстане?

- Реформы направлены на улучшение бизнес-климата, снижение присутствия государства (приватизация), включают инвестиции в инфраструктуру, а также обеспечивают поддержку для малого и среднего бизнеса. В сложной экономической ситуации они крайне необходимы. Поэтому мы бы хотели видеть более решительные и быстрые темпы реализации реформ, включая программу приватизации и больших усилий властей в плане отчетности о прогрессах и упущениях.

- Как МВФ оценивает опыт Казахстана по переходу на свободно плавающий курс национальной валюты?

- Опыт Казахстана был положительным. Национальный банк столкнулся со сложной ситуацией с последующей девальвацией тенге, включая рост инфляции, замедление экономического роста, а также трудности в банковском секторе. На наш взгляд, регулятор провел хорошую работу в подобных условиях. Он дал понять, что курс тенге будет меняться под влиянием фундаментальных факторов, в особенности  цен на нефть. Снижение базовой ставки в этом году следовало за снижением уровня инфляции, без возобновления давления на обменный курс. Действия регулятора были прозрачными, а рынок и общественность  -  хорошо проинформированы.

Куралай Абылгазина

Смотрите и читайте inbusiness.kz в :

Подписка на новости:

Материалы по теме