/img/tv1.svg
RU KZ
FTSE 100 7 507,67 DOW J 29 166,32
Hang Seng 27 851,34 KASE 2 313,33
РТС 1 596,11 Brent 62,03
"Казахстану необходимо решить проблему с неработающими кредитами"

"Казахстану необходимо решить проблему с неработающими кредитами"

Глава миссии МВФ считает, что в 2016 году экономику финансировали не банки, а государство.  

28 Декабрь 2016 21:11 3402

"Казахстану необходимо решить проблему с неработающими кредитами"

Автор: Куралай Абылгазина Фото: МВФ

Международный валютный фонд пересмотрит прогноз по росту экономики Казахстана в среднесрочной перспективе в сторону улучшения. Однако позитивную динамику обеспечит не реальный сектор и кредитование бизнеса, а скачок цен на нефть, восстановление экономик России, Китая, Европы и финансирование из госбюджета. О том, как власти республики справлялись с нефтяными шоками, о рисках для банковской системы и результатах новой монетарной политики Национального банка, в интервью abctv.kz рассказал руководитель миссии МВФ в Казахстане Марк Хортон.

- Мистер Хортон,  в 2016 году вы возглавили миссию МВФ в Казахстане, хорошо знакомы с Центрально-Азиатским регионом. На ваш взгляд, как Казахстан прошел этот депрессивный год, видите ли вы признаки восстановления экономического роста?

- Я хотел бы начать интервью с поздравления народа и властей Казахстана с 25-летием независимости. Республика добилась впечатляющих успехов с момента обретения суверенитета - рост экономики превышал 7% в год последние 15 лет, за одно поколение уровень жизни населения (в ВВП на душу населения) увеличился больше чем в три раза. Казахстан обрел статус страны, где сформирован средний класс. Модель развития, которая выполнялась успешно последние 25 лет, столкнулась с глобальными вызовами – изменение цен на нефть и другие сырьевые товары, замедление роста экономик в России, Китае и Европе. Этот год был сложным, но власти Казахстана предпринимают меры поддержки: инициатива «Нурлы жол», структурные реформы - «100 конкретных шагов», программа приватизации, снижение базовой ставки вслед за сокращением инфляционного давления.

Однако влияние внешних шоков на рост экономики оказалось более серьезным. Промышленность значительно подверглась давлению из-за спада в недропользовании и горнодобывающем секторе. При этом наблюдаются признаки стабилизации экономики и начало ее роста, что благоприятно отражается на сельском хозяйстве, строительстве, перевозках, промышленности и других сферах. Некоторые из них росли в какой-то степени благодаря конкурентной стоимости тенге для экспорта (экспортные цены на казахстанские товары сократились вслед за ослаблением тенге – прим.). Другие секторы же начали рост благодаря госпрограммам.

МВФ пересматривает свои прогнозы на 2016 и 2017 годы. Наши оценки будут скорректированы в сторону улучшения - незначительный рост в этом году и его продолжение в следующем.

- Какие драйверы роста казахстанской экономики вы видите помимо нефтяного проекта «Кашаган»?

- Это предпринимательство, технологии, промышленность, торговля и рынок услуг (дополнительно к таким, как нефть и сырьевые товары, бюджетные расходы и строительство). Инициатива Китая «Один пояс - Один путь» (Экономический пояс Шелкового пути – прим. ) может способствовать развитию новых отраслей промышленности (секторов рынка), позволяя Казахстану стать региональным транспортным хабом.

Восстановление экономики будет постепенным в следующем году, которое продолжится в среднесрочной перспективе. Этому будут способствовать более высокие цены на нефть вместе с улучшением ситуации в России, Китае и Европе. Также благоприятными факторами станут сельское хозяйство, торговля, логистика, обрабатывающая промышленность и рынок услуг. За счет более конкурентного обменного курса, возможно улучшение показателей экспорта и импортозамещения. Поддержат рост и структурные реформы.

- Как вы оцениваете работу Национального банка в рамках инфляционного таргетирования?  Отметим, в ноябре регулятор снизил базовую ставку до 12%, инфляция в том же месяце достигла 7,5% (прогноз 8% к концу 2016 года).

- Регулятор достиг прогресса в этом вопросе. Переход на свободно плавающий тенге и постепенное снижение базовой ставки помогли снизить инфляционные ожидания и давление. Нацбанк также усилил коммуникации и открытость, что необходимо для поддержки такой политики.

- Видите ли вы риски для банковского сектора в Казахстане? Более того базовая ставка все еще остается высокой для заемщиков. Как в текущих условиях стимулировать кредитование особенно в несырьевом секторе?

- В текущих условиях существуют риски для банков. Замедление экономического роста повлияло на заемщиков и те, кто кредитовался в долларах, могли иметь сложности с обслуживанием своих займов, при отсутствии доходов в иностранной валюте. Некоторые банки столкнулись с текущими вызовами, имея  в портфеле уже высокий уровень неработающих кредитов (NPL). Национальный банк в свою очередь продолжает мониторить ситуацию.

Динамика кредитования устремится вверх вслед за улучшением экономической ситуации. При этом для устойчивого роста кредитования, который поддержит рост экономики, необходимо чтобы банки имели достаточный уровень капитализации и прочные балансы. Для этого вопросы с высоким уровнем неработающих займов и долларизацией балансов фининститутов должны быть решены. Также должны быть улучшены контроль и регулирование. На данный момент кредитование в основном стимулируют госпрограммы, включая и финансирование через фонд «Байтерек».

- Правительство продолжит использовать средства Национального фонда в 2017 году (трансферты в республиканский бюджет). Насколько оправдана такая практика?

- У Национального фонда должно быть две главные цели – первая, сбережения для будущих поколений и вторая, стабилизация в случае внешних шоков. Использование его резервов необходимо в трудные времена, но такая практика не может быть постоянной в течение длительного времени. Эффект от низких цен на нефть вероятно будет продолжительным, поэтому важно пересмотреть налогово-бюджетную политику с целью скорректировать объемы трансфертов, найти новые источники доходов и ограничить неэффективные траты, чтобы быть уверенными в сохранности Нацфонда.  

- Насколько экономические реформы, проводимые правительством, отвечают ожиданиям МВФ? Как вы оцениваете темп приватизации госактивов в Казахстане?

- Реформы направлены на улучшение бизнес-климата, снижение присутствия государства (приватизация), включают инвестиции в инфраструктуру, а также обеспечивают поддержку для малого и среднего бизнеса. В сложной экономической ситуации они крайне необходимы. Поэтому мы бы хотели видеть более решительные и быстрые темпы реализации реформ, включая программу приватизации и больших усилий властей в плане отчетности о прогрессах и упущениях.

- Как МВФ оценивает опыт Казахстана по переходу на свободно плавающий курс национальной валюты?

- Опыт Казахстана был положительным. Национальный банк столкнулся со сложной ситуацией с последующей девальвацией тенге, включая рост инфляции, замедление экономического роста, а также трудности в банковском секторе. На наш взгляд, регулятор провел хорошую работу в подобных условиях. Он дал понять, что курс тенге будет меняться под влиянием фундаментальных факторов, в особенности  цен на нефть. Снижение базовой ставки в этом году следовало за снижением уровня инфляции, без возобновления давления на обменный курс. Действия регулятора были прозрачными, а рынок и общественность  -  хорошо проинформированы.

Куралай Абылгазина

Смотрите и читайте inbusiness.kz в :

МВФ не исключает ускорения роста ВВП РК до 5,5%

Прогноз базируется на эффективности мер по оздоровлению банковского сектора и реализации проектов инфраструктуры – глава миссии в Казахстане.

27 Июнь 2018 16:27 11367

МВФ не исключает ускорения роста ВВП РК до 5,5%

Международный валютный фонд (МВФ) не исключает более высоких темпов роста экономики Казахстана, а именно на 1 п. п. от текущего прогноза, до 5,5%. Важным фактором в этом будет успешность проводимых мер оздоровления банков и инфраструктурных проектов. Об этом в среду, 27 июня, заявил по случаю завершения своей миссии руководитель МВФ по Казахстану Марк Хортон.

«Эффективность реализации стратегических направлений структурного характера Казахстана поможет повысить темпы экономического роста в долгосрочной перспективе с уровня 4-4,5 процента до 5-5,5 процента ежегодного роста в течение предстоящих двух-четырех лет», – считает глава миссии.

Но все будет зависеть от мер, направленных на оздоровление банковского сектора, насколько успешно они смогут развивать новые бизнес-модели и кредитовать реальную экономику и предприятия МСБ.

«Кроме того, очень много будет зависеть от инициативы «Один пояс, один путь». Без этих условий темпы роста останутся на уровне 4-4,5 процента», – отметил Марк Хортон.

Эксперты отмечают, что на темпах роста экономики скажется и эффективность проводимой в стране фискальной корректировки. Речь идет о сокращении ненефтяного дефицита в течение последующих нескольких лет, сокращении ставки индивидуального подоходного налога (ИПН) для низкооплачиваемых категорий населения с 10% до 1% начиная с января 2019 года.

«При этом вполне возможно, что нужно будет вносить прогрессивную шкалу для высокооплачиваемых категорий в будущем, для того чтобы скомпенсировать данную меру», – предложил глава миссии МВФ.

Он подчеркнул, что власти Казахстана в настоящее время работают для того, чтобы внедрять сервисную модель по расходам по здравоохранению и образованию, внедрению подушевого финансирования в этих сферах и реализации проектов в рамках ГЧП.

«Вполне возможно, что будут определенные средства сэкономлены, и это должно позволить государству направить сэкономленные средства на повышение капитальных расходов на инфраструктурное развитие», – считает Марк Хортон.

МВФ поддерживает политику плавающего курса тенге Национального банка РК.

«И стоимость нефти, и курс российского рубля влияют на обменный курс тенге. Тем не менее, есть и другие факторы. Есть также и вопросы финансового сектора, есть и политика, когда Федеральная резервная система США повышает свою учетную ставку. Это приводит к оттоку капитала из развивающихся рынков, что уже отразилось на Аргентине, на Турции и отражается также на Казахстане. У Казахстана есть иностранные инвестиции, также средства, которые были размещены Нацбанком и Нацфондом, поэтому вполне возможно, что это привело к тому, что есть давление на снижение курса тенге», – отметил глава миссии МВФ.

Международный финансовый институт поддерживает политику правительства и Нацбанка по предоставлению большого объема финансирования пяти крупнейшим банкам второго уровня.

Еще одной крупной мерой явился пакет регуляторных мер для Нацбанка по расширению его полномочий в целях осуществления надзора банковским сектором, соответствующий законопроект направлен на подпись главе государства.

«Эти новые полномочия в основном закроют все эти бреши по недостаткам регуляторного характера, которые в настоящее время еще остаются, и это позволит Нацбанку работать с БВУ по укреплению и совершенствованию их операций, чтобы сократить объем неработающих кредитов и для того, чтобы банки стали мотором экономического роста», – подчеркнул Марк Хортон.

Заметив, что за последние два-три года Нацбанк и правительство оказали существенную экономическую и финансовую поддержку предприятиям МСБ, непосредственно самим БВУ, эксперт подчеркнул, что «теперь с оздоровлением экономической ситуации эта роль мотора должна переместиться в частный сектор, чтобы Нацбанк и правительство могли сократить объемы прямого финансирования экономики».

На это направлены и новая ипотечная программа «7-20-25», и меры, в соответствии с которыми Национальный накопительный пенсионный фонд сможет размещать свои средства в облигации БВУ.

Долгосрочные программы страны до 2025, до 2050 года, инициативы по проведению четвертой промышленной революции, программы «Цифровой Казахстан», меры по проведению приватизации – все это позволит повысить показатели конкурентоспособности Казахстана, которые регулируются Всемирным экономическим форумом (ВЭФ).

Не менее яркая роль отводится реализации инициативы «Один пояс, один путь» с КНР, направленной на улучшение инфраструктуры и взаимосвязи Казахстана с Центральной Азией, Европой, Ближним Востоком и с Южной Азией.

«Поэтому, когда будут реализованы эти структурные реформы, это будет очень важно, для того чтобы частный сектор смог выступать в лидирующей роли», – резюмировал Марк Хортон.

Он подчеркнул, что нефть и газ останутся основным драйвером экономического роста Казахстана.

«Но мы, тем не менее, ожидаем, что логистика, транспортные услуги, обрабатывающая промышленность, сельское хозяйство, аграрный и индустриальный комплекс смогут выйти на более значимые роли», – подчеркнул руководитель миссии МВФ в Казахстане.

Традиционно МВФ играет большую роль в фондировании стран – участниц данного крупнейшего финансового института, но в отношении Казахстана оно не предоставлялось уже на протяжении последних 15 лет, поскольку, по мнению экспертов, Казахстан имеет достаточный внутренний ресурс, как в Национальном банке, так и в Национальном фонде.

Поэтому поддержка данного международного финансового института заключалась на консультационном уровне.

Ботагоз Омар

Смотрите и читайте inbusiness.kz в :

Подписка на новости: