Начиная с текущего учебного года ученики 5-8-х и 10-х классов сдают промежуточный экзамен по предмету "Казахский язык и литература", причем в классах как с казахским, так и с не казахским языком обучения. Экзамен проводился с целью оценки усвоения учащимися содержания программы, грамотности чтения и письма.
В конце мая школьники начали выкладывать в соцсетях видеоролики о том, как они сдали экзамен по казахскому. И, судя по общему смыслу и позитивному настрою, экзамен оказался для них не столь затруднительным, как они ожидали и боялись вначале. В этом году такая практика в казахстанских школах была введена впервые. Корреспондент inbusiness.kz поинтересовалась, как школьники сдали экзамен и что показали результаты.
Как сообщили в минпросвещения, общее количество школьников, сдавших экзамен, составило 1,5 млн человек. Из них 1,1 млн в классах с обучением на казахском языке (пятиклассники – 224 507; учащиеся 6-х классов – 237 627; учащиеся 7-х классов – 207 122; учащиеся 8-х классов – 204 409; учащиеся 10-х классов – 128 158) и в классах с обучением на ином языке – 516 740 (учащиеся 5-х классов – 127 807; учащиеся 6-х классов – 115 049; учащиеся 7-х классов – 113 462; учащиеся 8-х классов – 108 681, учащиеся 10-х классов – 51 741).
Итак, как же оценивались экзамены по казахскому языку в школах? За каждое задание, данное обучающемуся по навыкам чтения, письма, говорения, аудирования выставляется отдельный балл. Самый высокий балл экзамена – 30 баллов. Согласно этой шкале, 0-11 баллов считаются низким показателем знаний, то есть ребенок пороговый балл не набрал и в таком случае направляется на пересдачу экзамена. Далее 12-18 баллов – средний балл, 19-24 балла – хороший и 25-30 баллов – отличный. Итоговая оценка складывается из годовой и экзаменационной.
Как заверили в ведомстве, экзамен по государственному языку сдали все казахстанские школьники, отстающих нет. На сегодняшний день общее количество казахских школ в стране – 4047, а количество русских школ – 1131. Если говорить о смешанных школах, то количество казахских классов в школах – 130 893 и количество русских классов в школах – 61 298.
Таким образом, соотношение казахских и русских классов по Казахстану составляет 2,1 раза в сторону увеличения казахских классов. Количество школ с казахским языком обучения в три раза превышает количество школ с русским языком обучения (на казахском языке – 54% обучающихся, на русском языке – 16%, на смешанном языке – 30 %).
"Увеличение школ со смешанным языком обучения по показателям последних пяти лет связано с увеличением числа обучающихся на государственном языке. То есть это показывает, что школы с русским языком обучения постепенно развиваются в сторону обучения на казахском языке, не вызывая социальной напряженности", – прокомментировали в минпросвещения.
Опыт родителей, отдавших детей в казахский класс
В этом году также многие русскоязычные родители вновь столкнулись с вопросом, в какую школу отдать ребенка в первый класс – в русскую или в казахскую? Корреспондент inbusiness.kz поговорила с родителями, которые отдали детей в казахскую школу, и собрала разные мнения. В основном это отзывы женщин, на которых в нашем обществе приходится весь груз материнских и домашних забот.
"Мне есть с чем сравнивать – моя старшая дочь учится в казахской школе, младшую я отдала в русскую. Знаете, разница не столько в знаниях, а в поведении. В казахской школе дети более дисциплинированные, учитель для них авторитет. Со школьных лет детям прививают уважение к старшим, патриотизм, знания традиций и национальных обычаев", – рассказала жительница Астаны Ляйля Таукелова.
Салима Калиева – домохозяйка и все свое время уделяет воспитанию троих детей. Женщина, будучи сама русскоязычной, задалась целью выучить язык вместе с детьми. Сначала отдала их в казахский сад, потом в казахскую школу. Но этого оказалось мало, нужны были дополнительные занятия с репетитором. За час занятий она отдает сегодня репетитору по казахскому языку от 4 тыс. до 6 тыс. тенге за одного ребенка. И это помимо репетиторов на остальные предметы.
Салима считает, что сегодня невозможно полагаться только на школу, как раньше. В школах текучка кадров, программа часто меняется, темы перепрыгивают с одной на другую – дети не успевают переварить всю информацию сразу по нескольким предметам. Нужны средства для инвестирования в знания своих детей. Давать знания нынче недешево. В месяц на репетиторов у семьи уходит до 300 тыс. тенге. Найти толковых профессионалов также затруднительно.
"Старший сын закончил школу в прошлом году с отличием, учится на гранте в Евразийском университете им. Гумилева – владеет тремя языками. Младшие также подтягиваются, он для них пример. Все учатся на отлично", – поделилась Салима.
Салтанат Сексембаева – мама двух учеников костанайской школы-гимназии, оба учатся на казахском языке. Плюсом в первую очередь она назвала знание языка.
"Казахстан сейчас развивается, все больше государственный язык применяется в повседневной жизни, знание языка обязательно. К тому же казахских школ сегодня становится больше, в русских школах открываются казахские классы. Это немаловажно, потому что не у всех есть возможность ходить в определенную школу по месту проживания. Например, в Костанае у нас открыли казахские классы в ФМЛ (физико-математический лицей). Раньше такого не было. Литературы и информации в Интернете тоже уже достаточно, а дальше будет лучше", – сказала женщина.
Немаловажным она назвала и патриотизм, когда в другой стране можешь гордо сказать о том, что знаешь свой язык, и рассказать о культуре и традициях своей страны.
"Минус в том, что поколение наших родителей, наше поколение в возрасте 35+ в силу времени жили в селах или отдаленных от города районах и имели доступ только к русским школам. Поэтому сейчас у них мышление и разговорная речь другая – они не могут помочь в учебе своим детям, даже если отдали их в казахские школы, так как получали образование в свое время на русском языке. Основный минус – от родителей нет детям поддержки. Это мне повезло, что я окончила казахскую школу. И то даже я не всегда могу помочь и понимаю, как тяжело в этом плане русскоязычным родителям. Другой минус – нехватка кадров, хороших специалистов очень мало. Не знаю почему, дети все равно стараются на русском где-то что-то сказать. Может быть, им так проще или окружение влияет на разговорную речь детей", – поделилась Салтанат Сексембаева.
Айгуль Хамитова – вдова с двумя детьми. Она хочет им дать все блага, но финансово не может. Женщина отдала дочь в казахскую школу и потом пожалела.
"Мой активный и жизнерадостный ребенок в школе замкнулся в себе. Дочка стала неуверенной, застенчивой, и если что-то не получается, то сразу плачет. За год в первом классе она совсем изменилась. Дома разговаривает на казахском, а в классе замолкает. Я, как мама, очень переживала за нее, мы сходили к психологу, и нам посоветовали перейти в русский класс", – сказала Айгуль.
По ее словам, ребенок с первого дня изменил поведение. Придя из школы, дочка начала в подробностях рассказывать, как ей было интересно и что они делали. Проявляет большой интерес к чтению, заказывает купить разные книги и энциклопедии. Учитель тоже попалась отзывчивая и нашла подход к девочке.
"Я выбрала психологическое здоровье моего ребенка, а не стрессы для нее. Будем учить казахский в русской школе, ничего страшного. Главное, чтобы дочери было комфортно", – подчеркнула Айгуль.
Школьники в русскоязычных школах также выражают разные мнения касательно преподавания казахского языка в русской школе.
"Я стараюсь учить казахский, в школе у меня хорошие отметки, но, как там преподают, меня не устраивает. Мы не разговариваем на уроке, а учим дома наизусть слова и стихи. Это ничего не дает. Приходится дополнительно изучать язык и ходить к репетиторам. Надо ведь сдавать теперь экзамены", – поделилась мнением 14-летняя школьница Айым Касымова.
Пятиклассник столичной школы Сергей Понамарев впервые в этом году сдал экзамен по казахскому языку, и на отлично. Родители с первого класса сделали упор на изучение государственного языка.
"Мы понимаем, что в настоящее время необходимо знать государственный язык. Без него на хорошую работу не устроишься. Мы живем в Казахстане, поэтому думаю, что язык, безусловно, необходимо знать в совершенстве", – сказала мать мальчика Наталья Понамарева.
Напомним, что ранее в интервью inbusiness.kz автор самоучителя по казахскому языку Канат Тасибеков выражал сомнения по поводу точности статданных властей по количеству поступления детей в первые классы казахских школ, утверждая, что в комитете языковой политики до сих пор рисуют нереальную картину.