"Казатомпром" поделится транскаспийской квотой с канадской Cameco

8024

​Для оказания помощи партнеру понадобится время из-за бюрократических процедур в странах транскавказского транзита.

"Казатомпром" поделится транскаспийской квотой с канадской Cameco Фото: kazatomprom.kz

"Казатомпром" поделится выделенной квотой на Транскаспийском маршруте через Азербайджан и Грузию с канадской урановой компанией Cameco. Об этом в ходе интервью на виртуальной площадке Bloor Street Capital рассказал главный директор по коммерции атомной нацкомпании Аскар Батырбаев, передает inbusiness.kz.

"Есть определенная квота, которую мы задействовали в начале года, это была квота, которую мы собирались использовать, и она была более чем достаточна для "Казатомпрома". В то же время к нам обратился наш партнер Cameco с просьбой поделиться этой квотой или помочь им в использовании Транскаспийского маршрута для доставки их производственной доли с "Инкая", так что в этом плане мы должны увеличить эту квоту и проделать некоторую бумажную работу, чтобы они тоже смогли уложиться в нее и также использовать этот маршрут", – сказал топ-менеджер "Казатомпрома".

Сейчас в урановой нацкомпании помогают Cameco осуществить доставку урана из Казахстана в этом году через увеличение собственной квоты. Это может занять время из-за большей сложности процедур по сравнению с отработанным за десятилетия урановым транзитом через порт Санкт-Петербурга, так как страны транскавказского коридора только начинают наращивать компетенции в транспортировке урана. Несмотря на небольшие бюрократические детали, в целом нужно просто оформить все документы и набраться терпения для получения квот, подчеркнул Батырбаев.

Напомним, в августе inbusiness.kz писал, что на тот момент Cameco еще не получила подтверждение от "Казатомпрома" о наличии альтернативы по транспортировке своей доли урана с совместного казахстанско-канадского предприятия "Инкай" по Транскаспийскому маршруту. Акционерная доля Cameco в этом СП составляла 40%, а производственная превышала 50%. В первом полугодии 2022 года совместное предприятие добыло более 1,4 тыс. тонн урана. По итогам первого квартала канадская атомная компания заявила, что будет использовать альтернативный путь через Каспий, Азербайджан и Грузию для доставки урана, добытого в Казахстане.

По словам Батырбаева, каких-либо ограничений для перевозки казахстанского уранового материала через порт в Санкт-Петербурге нет, имеются исключения в законодательстве Канады и ЕС, так что транзит через РФ продолжает функционировать в нормальном режиме, без перебоев. Последний раз им пользовались в "Казатомпроме" в июле. Определенные вопросы возникали по страховке груза, сейчас каждую поставку через балтийский порт приходится страховать отдельно. Чтобы не возникало вопросов, "Казатомпром" остается владельцем продукта на протяжении всего транзита по российской территории, в собственность клиенту он передается только на западном конверсионном заводе.

Вместе с тем в "Казатомпроме" не планируют зацикливаться только на транзите через РФ и, возможно, будут наравне использовать Транскаспийский маршрут, проложенный для казахстанского урана еще в 2018 году. По нему материал может перевозиться в контейнерах, как и обычные грузы, такая практика существует по всему миру при уделении должного внимания вопросам безопасности.

Так, во время проведения Всемирного ядерного симпозиума в сентябре новая партия контейнеров с ураном "Казатомпрома" прибыла в грузинский порт Поти на Черном море. Сейчас груз находится там и ожидает соединения со второй партией, после чего их заберет судно. До конца года планируется еще одна подобная поставка. В целом время доставки до Франции по Транскаспийскому маршруту меньше на неделю транспортировки в эту европейскую страну из Санкт-Петербурга, сравнения по срокам с поставкой в Канаду еще не проводилось.

Согласно информации главного директора по коммерции, использование Транскаспийского маршрута будет зависеть от геополитических условий и запросов заказчиков. Если полностью перебросить транзит "Казатомпрома" и его некоторых СП с Санкт-Петербурга на транскавказский коридор, то понадобится всего 1-1,2 тыс. контейнеров в год – это объем для большого контейнерного судна. Дополнительная транспортировка не составит труда для перевозчиков и перевалочных мощностей, власти Азербайджана и Грузии не против такого увеличения. При этом в "Казатомпроме" ведут обсуждения с китайскими властями о возможном транзите через КНР. Кроме того, остаются варианты организации свопов и доставки по воздуху. Последнее практиковалось один раз за прошедшую пятилетку, с учетом растущих цен на уран даже потенциальное увеличение авиатранспортных издержек не сможет этому помешать.

Говоря о конъюнктуре на мировом рынке атомного топлива, Аскар Батырбаев отметил, что избыточные складские запасы урана, накопившиеся на рынке с трагедии на "Фукусиме", исчезли. В ядерной индустрии сложился настрой на долгосрочную безопасность поставок, в этом плане спотовый рынок может не оказаться надежным источником уранового сырья. В сентябре было объявлено несколько тендеров, еще неизвестно, будут ли они закрыты до конца года. В "Казатомпроме" ведут переговоры с несколькими компаниями, эксплуатирующими АЭС, речь идет о поставках в крупных объемах, по крайней мере, вдвое больше, нежели обсуждалось три года назад. Кроме того, на объявленных конкурсах по срокам контрактов заявляются по меньшей мере 10-12 лет, хотя несколько лет назад обычно закладывалось до пяти лет, что сейчас является минимальным временным отрезком.

В то же время многие электроэнергетические компании законтрактовали урановое сырье на 3-5 лет вперед, поэтому они не сильно торопятся в заключении новых контрактов. Кроме того, у них идут обсуждения по объемам обогащения и конверсии, после чего придет очередь природного урана, отметил топ-менеджер "Казатомпрома".

"У нас были небольшие ограничения в производстве в первой половине года, однако наши производственная и снабженческая команды проделали очень хорошую работу и смогли обеспечить все необходимые реагенты и серную кислоту, которые нам требовались. Поэтому я думаю, что сейчас мы наверстываем упущенное по производству. Таким образом, на данный момент мы не видим трудностей, которые могли бы помешать достижению установленных нами целей, поэтому мы остаемся на обновленных ориентирах, которые представили в середине года", – проинформировал Аскар Батырбаев.

Напомним, в начале августа в сообщении "Казатомпром" ссылался на нехватку серной кислоты, что оказывало негативное влияние на разработку скважин и производство. Нацкомпания имеет доли участия в сернокислотных заводах в Степногорске SSAP (9,89%) и Кызылординской области "СКЗ-U" (49%) общей мощностью 680 тыс. тонн. Долю в степногорском производстве планировалось продать до конца года. В сентябре на промышленной выставке в Астане сотрудник этого сернокислотного завода говорил корреспонденту inbusiness.kz, что его мощность увеличится вдвое, со 180 тыс. до 360 тыс. тонн. Кроме того, ранее в урановой нацкомпании обсуждался еще один проект по строительству новых мощностей для выпуска данного реагента, необходимого для добычи урана методом подземного скважинного выщелачивания, их расположение еще не было определено.

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться
Подпишитесь на наш Telegram канал! Узнавайте о новостях первыми
Подписаться