"КазАвтоЖол" ответил на критику сенатора: Денег не хватает, дороги не наши

7390

Компания ответственности с себя не снимает и готова реабилитироваться.

"КазАвтоЖол" ответил на критику сенатора: Денег не хватает, дороги не наши Фото: vestikarelii.ru

Сенатор Андрей Лукин в очередной раз подверг критике деятельность "КазАвтоЖола" за многочисленные нарушения законодательства РК. Квазигосударственная компания критику принимает. Но изменит ли это дальнейший подход к проводимым тендерам и выполнению работ, пытался разобраться inbusiness.kz.

Среди весомых нарушений, озвученных депутатом, незаконное заключение договора на сумму 8,3 млрд тенге. В компании же уверены, что договоры были заключены в рамках действующих Правил закупок для субъектов квазигосударственного сектора, разработанных уполномоченным органом.

"Так, пунктом 287 Правил закупок выделены основания заключения договоров способом из одного источника, в соответствии с которыми и были произведены данные закупки. Выбор поставщиков осуществлялся по наименьшему ценовому предложению на основании запрошенных коммерческих предложений, договоры заключены с поставщиками, представившими наименьшую цену. Основанием явилось заключение соответствующего уполномоченного государственного органа по чрезвычайным ситуациям (объекты были признаны аварийными)", – сообщается в ответе.

Кроме того, были выявлены факты, когда вопреки правилам в технической спецификации по девяти закупкам устанавливались такие условия, которые не позволили потенциальным поставщикам участвовать в тендерах. Речь шла о сумме 26 млрд тенге. Признали и исправили. Нашлось и объяснение неправомерным действиям.

"На момент проведения тендерных процедур в 2020 году имелся пробел в Правилах закупок, разработанных и утвержденных министерством финансов РК, так как средний ремонт не учитывался в качестве строительно-монтажных работ. Соответственно, для обеспечения качественного выполнения работ в рамках действующего законодательства об автомобильных дорогах для подтверждения опыта работы по среднему ремонту обществом запрашивались акты ввода объектов в эксплуатацию. По итогам представления главной транспортной прокуратуры были устранены выявленные замечания касательно подтверждения опыта работы по среднему ремонту автомобильных дорог, а именно внесены изменения в Правила закупок и с 1 января 2022 года документом, подтверждающим опыт работы по среднему ремонту, является акт приемки объекта в эксплуатацию", – сообщает компания.

А вот что касается сомнительных взаиморасчетов между подрядчиками, где речь идет о фиктивных сделках на сумму 21,5 млрд тенге, то, как оказалась, квазигосударственная компания здесь не при делах. "КазАвтоЖол", являющийся заказчиком, не вправе вмешиваться в операционную деятельность подрядчика и в его взаимоотношения с субподрядчиками. Таким образом, компания не несет ответственность за взаиморасчеты подрядчиков с неблагонадежными контрагентами. Такое вот объяснение.

Кроме финансовой стороны вопроса, не менее остро стоит вопрос качества выполняемых работ. По мнению депутата, "КазАвтоЖол" не использует в работе инновационных подходов, возможно, это и является ежегодной причиной выявляемых дефектов и разрушений полотна автодорог.

"Обществом ведутся полномасштабные работы в части изучения и внедрения новых технологий в дорожном строительстве. Однако при проведении экспертизы данные предложения не поддерживаются в связи со значительной дороговизной. Кроме того, отмечается, что при применении геотекстиля стоимость проектов возрастает до 5% от общей стоимости проекта. К примеру, на проектируемых участках автодорог протяженностью порядка 1,5 тыс. километров удорожание может составить до 20 млрд тенге", – отмечают в компании.

Впрочем, за последние пять лет апробировано около 80 новых технологий на различных участках республиканских автодорог, в районе 30 успешно внедрены в автодорожную отрасль.

По мнению депутата, верный способ качественной работы – штрафные санкции.

Ответ компании – они есть, причем делается это на постоянной основе.

"Так, к примеру, только за прошлый, 2022 год обществом начислено более 1 млрд тенге, из которых взыскано порядка 312 млн тенге штрафных санкций", – сообщили в "КазАвтоЖоле".

Как считает Андрей Лукин, несмотря на огромные средства, направляемые в отрасль, развитие транспортной инфраструктуры, оставляет желать лучшего, с учетом того, что это важный аспект в повышении транзитного потенциала страны.

Оказывается, большие средства – это миф.

"В автодорожной отрасли реализуются проекты как строительства и ремонта, так и круглогодичного содержания автодорог. При этом, имеется значительный дефицит средств на все виды дорожных работ. К примеру, на содержание автомобильных дорог при нормативной потребности 48 млрд тенге из республиканского бюджета выделено 24 млрд тенге, что составляет 50% от потребности. Необходимо отметить, что общая протяженность сети автомобильных дорог в Республике Казахстан составляет 96 тыс. километров, при этом дороги международного и республиканского значения, которые находятся в компетенции "КазАвтоЖол", составляют только 25%. Остальная сеть автомобильных дорог, порядка 75%, находится в ведении местных исполнительных органов", – сообщает компания.

И напоследок. Депутат пожелал усилить ведомственный контроль за деятельностью комитета автомобильных дорог министерства индустрии и инфраструктурного развития РК и "КазАвтоЖола" по всем направлениям: от проектирования и проведении закупок до расходования бюджетных и прочем средств. Как оказалось, компания и здесь на высоте: активно взаимодействует с проверяющими уполномоченными государственными органами, оказывая всестороннее содействие при проведении проверок.

"Не секрет, что автодорожная отрасль не раз подвергалась неоднократной критике как со стороны руководства страны, так и населения. По поручению президента РК в целях урегулирования текущей ситуации с прошлого года ведется работа по реформированию отрасли. Так, "КазАвтоЖолом" перед уполномоченными государственными органами инициирован ряд предложений, которые повлекут за собой существенное развитие автодорожной отрасли. К примеру, в целях расширения конкурентной среды и исполнения поручения главы государства по демонополизации отрасли обществом внесены предложения по внесению изменений в Правила закупок в части отклонения заявок при наличии трех действующих контрактов по закупкам строительно-монтажных работ реконструкции и капитального ремонта, применения отрицательного коэффициента при наличии действующего контракта по среднему ремонту, применению коэффициента для повышения участия региональных предприятий по месту реализации проектов. Также ведется работа по внедрению контрактов, реализуемых в соответствии с международными принципами FIDIC, пересмотр нормативной правовой базы в сфере автомобильных дорог", – сообщается в ответе.

Естественный вопрос: если все так хорошо, то почему так много претензий?

Читайте по теме:

Дорожный распил: сенатор раскритиковал "КазАвтоЖол"

Ремонтом будут охвачены участки республиканских трасс длиною в 7 тыс. км

Утвержден план развития "КазАвтоЖола" – долю дорог в хорошем состоянии хотят довести до 100%

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться