Напомним, что еще в 2011 году указом президента Казахстана Нурсултана Назарбаева была утверждена прогнозная схема территориально-пространственного развития страны до 2020 года, согласно которой территория республики делится на шесть макрорегионов: Южный, Северный, Центрально-Восточный, Западный, а также макрорегионы Алматы и Астаны.
В 2015 году эта прогнозная схема была дополнена новой классификацией регионов с учетом экономической специализации, системы расселения и характера экономических связей, в ней также были определены стратегические направления развития макрорегионов. И сформулированы новые подходы региональной политики – "сбалансированное развитие на основе территориальной концентрации и управляемой урбанизации, макрорегиональное развитие на основе хабового принципа", что должно было "дать дополнительный импульс межрегиональному сотрудничеству".
Должно было дать, но пока никак дать не может, поскольку министерство национальной экономики, похоже, пересматривает свои стратегические и уже вынесенные на рассмотрение коллег из других ведомств документы каждый раз, как только в него приходит новый руководитель.
Новая метла метет по-новому
В пятницу, в ходе межрегионального форума по вопросам регионального развития и практики управления заместитель директора департамента межрегионального сотрудничества анализа и оценки регионов МНЭ Жаик Шарабасов сообщил, что его ведомством был разработан проект постановления правительства, предусматривающий изменения в программе развития регионов до 2020 года и учитывающий новеллы, которые внесут инвестпрограммы. Этот проект постановления, по словам представителя экономического ведомства, в ближайшее время будет направлен на согласование в центральные и местные исполнительные органы.
"В мае мы уже направляли вам этот проект постановления, но, в связи с тем, что у нас в министерстве произошли изменения и у нашего (нового – прим. авт.) министра было немного другое видение на развитие этих инвестиционных программ, мы сейчас доработали этот проект с учетом его замечаний – и снова направили его на согласование", - сказал Жаик Шарабасов. Поясним, что упомянутый прежний проект постановления правительства разрабатывался, когда министерство национальной экономики возглавлял Ерболат Досаев. Однако в начале мая этого года последовала его добровольная отставка, связанная с митингами, которые прокатились по стране в знак протеста против увеличения сроков аренды земель сельхозназначения иностранцами, предложенного МНЭ.
Новым министром национальной экономики Казахстана стал Куандык Бишимбаев – и, по всей видимости, внес свои коррективы в проект постановления кабмина, в принципе до этого одобренный уже всеми специалистами МНЭ. Остается надеяться, что новый министр не сменит место работы до того, как инвестпрограммы макрорегионов будут приняты и начнут реализовываться. Иначе ведь есть риск того, что с приходом нового руководства инструкцию по тому, как нам обустроить Казахстан, придется переписывать заново. Точнее, шесть инструкций. Ведь если новый доктор сказал: "В морг", значит, пациент скорее мертв, чем жив. Даже если пациент при этом выглядит настолько живее всех живых, что докторские ассистенты при старом докторе его вообще на выписку готовили…
Запад – это нефть, восток – это промышленность
Что касается сути шести инвестпрограмм, которые сейчас миннацэкономики разрабатывает по поручению главы государства, то главный их посыл – закрепить за каждым макрорегионом производство конкретного вида продукции, который потом у них будет покупать вся страна. "Эти инвестиционные программы будут направлены на решение следующих задач: определение инвестиционных приоритетов для каждого макрорегиона на основе их сравнительных преимуществ, уровня развития региона и обеспечение диверсификации их экономик, формирование региональных драйверов экономического роста, развитие малого и среднего бизнеса вокруг крупных региональных проектов", - пояснил представитель МНЭ.
По его словам, инвестиционные программы будут соответствовать целям развития макрорегионов. Так, инвестпрограмма, разработанная для центрально-восточного макрорегиона будет рассчитана на "постиндустриальную стадию развития, предполагающую развитие проектов в части создания высокотехнологических производств и решения проблем экологии". "Для южного и северного макрорегионов – это переход к индустриальному этапу развития путем реализации проектов в части повышения добавленной стоимости в агропромышленном комплексе, а также создания кластера сопутствующих отраслей, - продолжил Жаик Шарабасов. - Для западного макрорегиона важна диверсификация экономики путем активного развития сервисных отраслей для нефтегазовой отрасли, а также нефтегазового машиностроения. А для городов Алматы и Астана необходимо развивать экономику, основанной на знаниях, что предполагает развитие экспорта услуг в медицине, образования и научные разработки".
Инвестпрограммы как дрожжи межрегиональной торговли
Такое распределение ролей преследует, помимо прочего, цель активизации межрегиональной торговли, которая сейчас, если верить докладу Жаика Шарабасова, находится в весьма печальном состоянии. По его данным, в 2014 году в целом по стране доля товаров, закупленных в других регионах страны к общему объему закупленных товаров, составила 37,3%, тогда как доля товаров, закупленных у нерезидентов, составила 62,7 процента.
Есть, конечно, такие регионы, как Жамбыльская, Актюбинская и Костанайская области, которые приобретают товаров отечественного производства гораздо больше, чем импортной продукции – данные показатели по этим регионам составили в 2014 году 88,5 %, 86,2 % и 79,3 % соответственно. "Вместе с тем, в других регионах доля импортной продукции превышает объем товаров местного производства, - констатировал Жаик Шарабасов. - К примеру, в Атырауской и Западно-Казахстанской областях и в Алматы удельный вес товаров, приобретенных в других регионах страны, составляет лишь 12,4 %, 19,2 % и 26,3% соответственно".
"Это свидетельствует о том, что потенциал межрегионального сотрудничества не раскрыт в полном объеме, и наша с вами задача состоит в том, чтобы в ближайшей перспективе увеличить показатели импортозамещения, в том числе – за счет поддержки отечественных производителей", - резюмировал представитель МНЭ. Тут возникает вполне резонный вопрос – а кто сказал, что если, к примеру, цемент будут производить не по всей стране, а исключительно, скажем, на востоке, спрос именно на казахстанский цемент резко увеличится? Внутреннюю конкуренцию, конечно, убрать административно-кластерными методами можно, но границу с Россией не закроешь – и если российский аналог даже с учетом логистических затрат будет сопоставим по цене, но выше по качеству, никакой хаб отечественного производителя не спасет.
Опять же, не совсем ясно, как эта специализация будет осуществляться на практике на рынках, где конкуренция развита высоко, и предприятия отрасли имеются в каждом регионе. Как в агропромышленном комплексе: образовывай хабы на севере и на юге, не образовывай, буренки на востоке и в центре страны от этого молоко давать не перестанут. А их хозяева торговать этим молоком не прекратят – и где тогда будет та специализация в АПК, о которой так много и красиво говорится сейчас? Опять же, частник распоряжается своими деньгами сам – и если он хочет открывать промпроизводство "постиндустриальной стадии" в Шымкенте, а не в Павлодаре, никакими директивами его изменить свое мнение не заставишь. В общем, инвестпрограммы макрорегионов вызывают много вопросов, поэтому хотелось бы, что МНЭ как можно скорее вынесло их на рассмотрение правительства и общественности. Пока не пришел новый министр – и не заставил все заново переписывать…
Игорь Воротной, Астана