Китайские инвесторы уже шестой год не могут получить резервуары, которые обошлись им в 125 млн тенге

4602

Иностранные инвесторы прошли череду судебных процессов. Выиграли, но решение суда не исполняется. 

Китайские инвесторы уже шестой год не могут получить резервуары, которые обошлись им в 125 млн тенге   Фото: ТОО "Чжунте Казахстан"

Компания обратилась в министерства иностранных дел и внутренних дел Казахстана, в Генеральную прокуратуру. Представитель китайской компании рассказал Inbusiness детали этой истории, которая местами напоминает лихие 90-е.

Несколько лет назад в Мангистау планировалось построить завод по переработке сжиженного газа. Для этого были необходимы резервуары.  ТОО "Чжунте Казахстан" заказало шесть таких резервуаров у ТОО "ГММОС Казахстан" еще в 2015 году. Изготовить их должны были через год. В итоге уже шесть лет китайские инвесторы пытаются вернуть свою собственность, но пока безрезультатно. Более того, имущество бесследно пропадает с территории  завода, рассказал в беседе представитель  китайской компании, адвокат Олжас Абдулин.  

Когда стало понятно, что предприятие, изготовившее резервуары для сжиженного углеводородного газа, не собирается отдавать их заказчику, начались бесконечные судебные процессы. В ноябре 2019 года решением специализированного межрайонного экономического суда Мангистауской области исковые требования ТОО "Чжунте Казахстан" к ТОО "ГММОС Казахстан" были удовлетворены. Суд постановил: обязать ТОО "ГММОС Казахстан" исполнить договор поставки GKWC-010/15 от 7 апреля 2015 года и передать ТОО "Чжунте Казахстан" шесть резервуаров, каждый массой 61 300 кг и общей стоимостью почти 125 млн тенге.

"ТОО "Чжунте Казахстан" в 2015 году выплатило 112 млн тенге, а оставшиеся средства должны были выплатить после подписания акта приемки товара. В ноябре 2019 года при вынесении решения суда все эти документы о выплате приобщены к делу. Судом был установлен факт проведения оплаты, что и было отражено в решении. Что касается 11,6 млн тенге, то, согласно договору, сторона, не исполняющая условия, должна выплачивать пеню. С тех пор ТОО "ГММОС Казахстан" постоянно заходит в суды, чтобы тянуть время, но резервуары не отдают", – поясняет  представитель ТОО "Чжунте Казахстан".

Вместе с тем на предприятии начинается процесс реабилитации. В июне 2021 года ТОО "ГММОС Казахстан" в лице реабилитационного управляющего обращается в специализированный межрайонный экономический суд Мангистауской области с заявлением об отмене обеспечения иска от 2019 года в связи с применением процедуры реабилитации. Суд оставил иск без удовлетворения. В итоге в отношении шести резервуаров были приняты обеспечительные меры, а также вынесено решение о том, что они являются собственностью ТОО "Чжунте Казахстан", а не  ТОО "ГММОС Казахстан".

"В суде апелляционной инстанции представитель ТОО "ГММОС Казахстан" подтвердила принадлежность имущества ТОО "Чжунте Казахстан". Апелляция ставит точку, а в судебном акте говорится точно и ясно: резервуары не относятся к реабилитационной массе.  Но реабилитационный управляющий категорически отказывается возвращать наше имущество, даже несмотря на то, что есть решение суда. И мы заходим снова в неоднократные судебные тяжбы, которые тянутся с декабря прошлого года и до сегодняшнего дня", – отмечает Олжас Абдулин.

Однако на этом история не заканчивается. В декабре прошлого года в ТОО "Чжунте Казахстан" узнают, что из шести резервуаров осталось всего четыре, причем никто не знает, куда делись еще два. 

"Я  пытаюсь зайти внутрь завода и поговорить с руководством. Завод закрыт, охранник говорит, что завод не работает. Я начинаю разбираться – если идет реабилитация, что она предполагает восстановление платежеспособности, то есть они хоть как-то должны работать, но тут только охранники меняются. Они насчет резервуаров, естественно, ничего не знают. В июне 2022 года звонит наш сотрудник, который работает в Актау, и говорит, что на трейлер погрузили еще два резервуара. Вызываем полицию, сотрудники полиции приезжают и убеждаются, что резервуары действительно загружены и стоят на выезде с завода. В тот же день я прилетаю, а наш сотрудник в это время пишет заявление в полициию в отношении реабилитационного управляющего. Что меня смутило – когда в полиции оказался наш сотрудник, там уже были какие-то документы от ТОО "ГММОС Казахстан" насчет реабилитации. Мы им показываем решение суда от 19 января, где указано, что резервуары никакого отношения к реабилитации не имеют. Следователь сказал, что будет объективное рассмотрение уголовного дела. А утром выясняется, что дело не было возбуждено, а на заводе остались всего два резервуара", – добавляет Олжас Абдулин.  

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

mily:Arial,sans-serif; font-size:14px; font-style:normal; font-weight:normal; line-height:17px; text-decoration:none;" target="_blank">Публикация<\/a>

Представители китайской компании  написали очередное  заявление в департамент полиции, после обращались во все инстанции: МИД, МВД, Генеральную прокуратуру. Но, пока идут переписка и суды, имущество компании вывозится в неизвестном направлении.

"Мы не знаем, продают его или нет. ТОО "ГММОС Казахстан" на разговор не выходит. В суде спрашиваем – вы его продали? Отвечают, что нет. Тогда где оно? Молчат. В этом должны разбираться органы досудебного расследования. Это же не отвертка, которую можно продать без сертификата. Часть документов, в том числе и сертификаты, у нас. Мы пока можем только полагать, что, если их вывезли с территории, то, скорее всего, продали", – говорит адвокат.

Юрист отмечает, что в департаменте полиции обязаны  были провести расследование, установить, куда вывезли имущество, а также поместить резервуары на охраняемую штраф-стоянку.

"Но этого не делается! Они просто говорят, что это гражданско-правовые отношения. Но в этих отношениях уже тупик, ведь решение о том, что резервуары не являются реабилитационной массой и принадлежат ТОО "Чжунте Казахстан", уже вступило в законную силу и обжалованию не подлежит. Что еще нужно? Это нонсенс! Представьте, что вы въезжаете на предприятие на своей машине, потом выходите за ворота, они закрываются, а ваша машина остается там. Вы хотите ее забрать, ведь вы ее купили и у вас есть документы, а вам говорят, что на территории завода идет реабилитация, а значит,  ваша машина будет продана. То же самое и у нас. Мы считаем, что у органов досудебного расследования очень удобная позиция – там идет реабилитация. А на то, что  есть уголовное правонарушение, они почему-то закрывают глаза. А время идет, и вывозится наше имущество. Я не могу своему доверителю объяснить, почему не возбуждается уголовное дело. Он меня спрашивает: почему в Казахстане не рассматривают это дело, ведь мы пишем заявления, жалобы?  Этот момент я не могу ему объяснить", – отмечает Олжас Абдулин.

Объяснить китайскому инвестору данный "момент" действительно сложно. Ведь Казахстан со дня обретения независимости  транслирует принцип открытости для иностранного капитала, а также гарантирует защиту прав иностранных инвесторов. И данный вектор не менялся. Так, в июне этого года президент Токаев заявлял, что "Казахстан продолжает оставаться наиболее привлекательным направлением для инвестиций в Центральной Азии. В прошлом году иностранные партнеры вложили около 24 млрд долларов". Более того, глава государства подчеркнул, что Казахстан продолжит политику открытых дверей для инвесторов. Но после вышеприведенных мытарств захочет ли инвестор открыть эти самые двери? Скорее всего, нет.

В случае с китайскими компаниями важно также учитывать произошедший слом, который  обозначился после войны в Украине. Теперь Азиатский регион активизирует все проекты, в том числе "Один пояс, один путь", цель которых – расширение и укрепление новых транспортно-логистических цепочек. И Казахстану в этих новых экономических реалиях отводится важная роль, о чем, собственно, и было заявлено в ходе государственного визита Си Цзиньпина в сентябре этого года в Казахстан.

 Между тем китайский инвестор планирует вновь обратиться в Генеральную прокуратуру. А если  результата не последует и в этот раз, то уже в посольство Китая в Казахстане.

"Мой доверитель говорит, что нужно выходить на международный уровень, а это значит, что будет нота протеста. Мы будем требовать, чтобы органы досудебного расследования возбудили уголовное дело с установлением, куда были вывезены четыре резервуара", – резюмирует адвокат.

Inbusiness будет отслеживать дальнейший ход ситуации, в которой оказалась иностранная компания.

Фото и видео предоставлены ТОО "Чжунте Казахстан"

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться
Подпишитесь на наш Telegram канал! Узнавайте о новостях первыми
Подписаться