Кобальтовое эмбарго: что будет с производством батарей, ценами и инвесторами

188

Запрет ДРК на экспорт кобальта продемонстрировал слабость мировой промышленной системы.

Кобальтовое эмбарго: что будет с производством батарей, ценами и инвесторами Фото: I Love Pixel/Pexels

Кобальт — металл, используемый в аккумуляторах для автомобилей и потребительской электроники, а также для изготовления специальных сплавов и сталей, устойчивых к износу и высоким температурам. В феврале 2025 года Демократическая Республика Конго, основной поставщик кобальта, ввела запрет на его экспорт, а затем продлила его до 21 сентября. Влияние эмбарго на рынок и возможные варианты развития событий оценил журнал "Компания", передает inbusiness.kz.

Взлет цен и временная стабилизация

Прекращение поставок из Конго привело к резкому росту цен в феврале-марте 2025 года, после чего рынок немного скорректировался и пришел в равновесие. Сейчас кобальт торгуется около 33,335 доллара за тонну, что на 37% выше уровня годичной давности.

По оценкам SMM, до введения запрета на экспорт из ДРК предложение на мировом рынке кобальта составляло около 290 тыс. т, а спрос — 250 тыс. т в год.

Основную часть производства обеспечивала именно Демократическая Республика Конго — там добывается около 180 тыс. т. Кобальт в этой стране является побочным продуктом медной отрасли, а высокие цены на медь позволяют поддерживать стабильный уровень производства. Добытый кобальт аккумулируется в виде внутренних запасов.

При этом целью правительства ДРК при введении запрета было не только поддержать мировые цены на металл, но и стимулировать внутреннюю переработку кобальта. В связи с этим ограничения в основном коснулись промежуточных продуктов, таких как гидроксид кобальта, а не кобальтовых продуктов более глубокой переработки.

Дефицит сырья

Крупнейшим переработчиком кобальта является Китай, поэтому именно эта страна столкнулась с максимально негативными последствиями запрета экспорта.

Летом запасы кобальтовых полуфабрикатов вне ДРК начали стремительно истощаться. В июле 2025 года импорт промежуточных кобальтовых продуктов в Китай, согласно официальным данным, снизился на 27% к предыдущему месяцу и на 72% к июлю 2024 года.

Такая ситуация свидетельствует о постепенном нарастании на мировом рынке дефицита сырья для рафинирования кобальта.

По прогнозам Project Blue, к концу сентября запасы за пределами Конго достигнут "очень низкого" уровня. Притом что доставка кобальтового гидроксида из ДРК в Китай занимает около 90 дней, даже мгновенное возобновление экспорта не позволит избежать сокращения производства рафинированного кобальта в Китае.

Разрушение доверия к ДРК

За семь месяцев запрета ДРК нанесла серьезный ущерб своей репутации как надежного поставщика.

"Тот факт, что запрет на экспорт даже не обсуждался с добывающими компаниями заранее, фактически снял с повестки вопрос об инвестициях для тех, кто собирался вложить миллиарды долларов в цепочку поставок в ДРК", — отметил представитель одной из европейских промышленных фирм в комментарии для Fastmarkets.

Даже отраслевые гиганты, такие как Glencore, оказались уязвимыми.

Прямая попытка государства влиять на мировые цены "снижает желание использовать кобальтовые производные и доверие к региону как поставщику сырья для аккумуляторов в целом", отмечают участники рынка.

Кроме того, актуальной проблемой для работы в ДРК остается политическая нестабильность. Несмотря на присутствие международных военных контингентов ООН и Восточноафриканского сообщества, на территории страны продолжаются столкновения различных вооруженных группировок. Весной 2025 года вооруженные мятежники заняли Гому и Букаву — крупнейшие города на востоке страны.

Детские руки и кобальтовые деньги

Коррупция, слабость правовых институтов, отсталость инфраструктуры и вооруженные конфликты препятствуют экономическому развитию ДРК и повышению уровня жизни ее населения. Все эти факторы в полной мере оказывают воздействие и на условия, в которых в Конго идет добыча кобальта.

Не первый год правозащитные и исследовательские организации говорят о нарушении прав человека и очень тяжелых условиях труда при добыче кобальта в Демократической Республике Конго.

Ради разработок минерала компании насильно сгоняют с земли целые деревни, шахтеров содержат в условиях, близких к рабским, пренебрегают минимальными средствами безопасности, уничтожают леса.

На кустарной добыче кобальта в ДРК занято около 40 тысяч детей, некоторым из них не более 7 лет, и условия их работы не лучше, чем у взрослых. Они зарабатывают меньше 2 долларов в день, копая туннели, перенося тяжелые грузы и очищая токсичную руду голыми руками.

Согласно опубликованному в августе 2025 года отчету Blood Batteries Университета Ноттингема:

  • 36,8% горняков работают по принуждению;
  • 9,2% из горняков — дети;
  • средний дневной доход: $3,28 (мужчины $3,52, женщины $1,84);
  • 6,5% находятся в долговой кабале;
  • 70% хотели бы сменить работу, но не могут из-за отсутствия других источников дохода;
  • более 50% опрошенных подвергались угрозам и насилию.

Нет никаких данных о том, что запрет на экспорт кобальта как-то положительно повлиял на условия труда на кустарных кобальтовых карьерах. Наоборот, с большой вероятностью шахтеры стали зарабатывать еще меньше.

Четыре сценария развития событий после 21 сентября

Правительство ДРК в этом месяце, скорее всего. примет одно из четырех решений, каждое из которых способно серьезно повлиять на глобальный кобальтовый рынок. Рассмотрим эти решения и их потенциальные последствия.

Сценарий 1. Полная отмена запрета

Немедленное возобновление экспорта без ограничений, возврат к ситуации до февраля 2025 года.

Последствия для рынка:

  • падение цен;
  • выброс накопленных за 7 месяцев запасов на рынок (около 100 тыс. т).

При этом не все складированные объемы смогут попасть на рынок одновременно из-за транспортных ограничений.

Риски: власти ДРК могут повторно ввести ограничения на экспорт, если снижение цен будет слишком сильным, а отрасль внутри страны не сделает заметных шагов к повышению уровня переработки.

Сценарий 2. Продление запрета

Полное продление запрета еще на 3-6 месяцев.

Последствия для рынка:

  • рост цен;
  • критическое истощение запасов;
  • сокращение производства китайских перерабатывающих заводов;
  • риски снижения производства батарей для электромобилей;
  • усиление позиций Индонезии;
  • ускорение поиска альтернативных источников кобальта, включая российские месторождения.

Риски: возможные торговые и политические конфликты, удар по отрасли электрокаров.

Сценарий 3: Квотная система

Введение месячных или квартальных квот на экспорт с распределением между крупнейшими производителями.

Последствия для рынка:

  • стабилизация цен;
  • контролируемое восстановление запасов.

Риски: возможные коррупционные схемы.

Сценарий 4: Исключения для отдельных покупателей

Сохранение общего запрета с исключениями для стран – стратегических партнеров ДРК.

Последствия для рынка:

  • создание двухуровневого рынка с "привилегированными" и "свободными" поставками;
  • стабилизация цен на разных уровнях для того или иного типа поставок;
  • контролируемое восстановление запасов.

Риски: торговые войны, политические конфликты, локальные дефициты.

Отложенные последствия

Семь месяцев кобальтового эмбарго могут иметь долгосрочные последствия для всей системы поставок этого стратегического металла.

Демократическая Республика Конго может частично добиться своей цели и повысить глубину переработки кобальта на своей территории, однако это будет сложной задачей на фоне снижения доверия инвесторов к правительству страны.

При этом дефицит и дороговизна металла могут привести к сокращению производства батарей с его использованием или поиску материала-заменителя. Соответственно, упадет и спрос на кобальт.

Текущему положению ДРК на рынке кобальта могут угрожать новые проекты добычи в таких странах, как Индонезия, Австралия или Филиппины.

Запрет ДРК на экспорт кобальта продемонстрировал слабость мировой промышленной системы, когда она критически зависит от одного поставщика, но годами игнорирует риски такого положения.

Теперь диверсификация — вопрос не только этики или дорогой логистики, но и выживания глобальных производственных цепочек.

Читайте по теме:

Правительство ДРК продлило запрет на экспорт кобальта: что это значит для Казахстана

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться
Подпишитесь на наш Telegram канал! Узнавайте о новостях первыми
Подписаться