В Восточном Казахстане реализуют крупнейший проект, о необходимости которого говорили уже много десятилетий, – мостовой переход через Бухтарминское водохранилище. Его длина достигнет 1316 метров, высота – 18 метров, а ширина двухполосной проезжей части – 10 метров. Корреспондент inbusiness.kz побывал на месте строительства и познакомился с некоторыми его особенностями.
Грандиозный проект
Мост через Бухтарминское водохранилище необходим для круглогодичного бесперебойного движения транспортных средств между Жарминским, Катон-Карагайским, Курчумским, Кокпектинским, Зайсанским, районом Алтай Восточно-Казахстанской области. В период навигации пассажиры и автомобили с берега Кокпектинского района в Курчумский район могут попасть только на паромах. Их два – "Курчум" и "Иртыш". Зимой же по ледовой переправе через Бухтарминское водохранилище может проехать только довольно легкая автотехника. В этом году, например, речь идет о ее весе до 1,5 тонны. Большегрузный транспорт пока вынужден ехать в объезд за несколько сотен километров.
Считается, что мост сможет вдохнуть новую жизнь в те районы, которые находятся по другую от Усть-Каменогорска сторону водохранилища.
Вначале речь шла о том, что мост построят в период с 2017 по 2020 год и этот проект будет концессионным, на средства ЕБРР, но потом банк отказал в финансировании. Заключение госэкспертизы проекта датировано 8 декабря 2017 года. Однако конкурсы на госзакупки работ по строительству мостового перехода состоялись только в 2020 году. К слову, на важность этого строительства обратил внимание президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев, который в сентябре 2019 года поручил акимату ВКО выделить для этих целей средства. Предполагалось, что из областной казны на эти цели пойдет 10%, а из республиканской – около 90%. Первый конкурс на госзакупки состоялся летом 2020 года, но тогда победителей не было – заявки двух потенциальных поставщиков, ТОО Bazis Construction и ТОО "Казахдорстрой", отклонили из-за несоответствия квалификационным требованиям. В повторном открытом конкурсе победу одержало ТОО "Атырау-инжиниринг – АИС", но и его вскоре убрали из победителей на основе жалоб других участников конкурса в департамент внутреннего госаудита. В итоге победителем конкурса от 15 октября 2020 года стало усть-каменогорское ТОО "ОблШыгысЖол".
Оно же и является на данный момент генеральным подрядчиком строительства. Субподрядчиков у предприятия нет – оно строит мост своими силами, но на стройке работают специалисты и рабочие со всех регионов Казахстана. К слову, площадь Бухтарминского водохранилища – 5490 квадратных километров, объем – 49,6 кубического километра, длина – 49,6 квадратного километра, наименьшая ширина – 1,2 километра. Мост строят в одном из самых узких мест водохранилища, с двух концов – Кокпектинского и Курчумского районов, которые расположены на противоположных берегах водохранилища.
Сроки возведения мостового перехода – 2020-2025 годы, как указано на паспорте строительства.
Что сделано
Строительство началось в январе 2021 года – год назад. Пришлось сделать много подготовительной работы – вырубить скалы со стороны Курчумского района, которые встали на пути строителей в том месте, где нужно возводить мост, взрывали горы. Также здесь построили два автономных друг от друга бетонных завода мощностью 1 тыс. и 1,5 кубометра за смену, которая длится 11 часов, общежитие на 250 мест, баню, теплые боксы, котельные. Провели линию электропередач.
Для строительства основного моста нужен временный, с 17 так называемыми островами, с которых будут работать люди и техника. От оси временного моста до оси основного – 20 метров. Начальник строительства Нигматулла Абдулхаков рассказал, что на сегодняшний день построено по прямому ходу 137 метров, сделано два острова на временном мосту.
"Идет подготовка. Вяжем арматурные каркасы, которые готовим для скважин основного моста. Сегодня только буровая машина пришла – купили, еще оставшееся оборудование к ней идет, уже на подходе. Увеличиваем, наращиваем трубы, сварка и сборка идут. Ребята все в работе. На сегодня сделано 4 малых искусственных сооружения – это водопропускные трубы, две большие тюбинговые трубы сделано, одна – протяженностью 40 метров, вторая – 25 метров", – говорит он.
Почему дорогу строят без конкурса?
При всем большом уважении к строителям, которые работают на этом важном проекте, все же стоит отметить, что строить дорогу в Кокпектинском районе на подъездах от основной автотрассы к мосту тоже отдали ТОО "ОблШыгысЖол", причем без проведения соответствующих конкурсных процедур. Почему в управлении пассажирского транспорта и автомобильных дорог ВКО, как заказчики строительства, отказались от антимонопольных требований Закона РК "О государственных закупках"? Да и сам проект по строительству Бухтарминского мостового перехода повысился в цене с первоначальных почти 30,2 млрд тенге до более 52,1 млрд тенге. Стоимость проекта увеличена почти на 21,9 млрд тенге.
Как отметили в своем письменном ответе на запрос журналистов в управлении пассажирского транспорта и автомобильных дорог ВКО, ПСД на строительство моста была разработана в 2017 году, к стройке приступили в 2020 году, и при производстве работ возникла необходимость в корректировке проекта, связанной с тем, что металлические изделия выросли в цене за это время на 50%, арматурные изделия и железобетонные конструкции – на 40%.
"Также для оптимизации затрат и времени при возведении моста возникла необходимость строительства подъездной дороги со стороны Кокпектинского района и ее включения в проект временного моста, – объяснили в управлении. – Стоимость подъездной автомобильной дороги к мостовому переходу через Бухтарминское водохранилище входит в раздел дорожной части объекта строительства моста и составляет 4,3 млрд тенге".
По словам Нигматуллы Абдулхакова, сейчас проект мостового перехода полностью вышел с корректировки, эти бумаги привезли на место стройки.
Сейчас здесь в обе смены работают 70 человек, и их на первом этапе достаточно, говорит Нигматулла Абдулхаков. Потом, по мере разворачивания работ, рабочих станет больше.
"Но мы постепенно разворачиваемся, подходит техника, сейчас буровая придет, укомплектуется. И сразу потребуются еще рабочие руки – по 6 человек к машине в каждую смену, два оператора, 4 монтажника. Два звена. Они пробуривают, делают, и сразу надо сваи рубить, шламовый бетон рубить. Плотники-бетонщики опалубку ставят, арматурщики вяжут каркас, плюс арматурщики на другие работы, – рассказывает начальник строительства. – Рабочие трудятся вахтовым методом: 20 дней работают, 10 дней отдыхают. Кадры со всего Казахстана, эти люди столько мостов уже построили! Здесь, например, нужны очень хорошие сварщики. Основные конструкции мы доверяем тем, у кого есть квалификация не менее шестого разряда, при наличии личного клейма. Сварщик, который смог получить личное клеймо, дорогого стоит".
Сам Нигматулла Абдулхаков – из Капшагая, в сфере мостостроительства работает 38 лет, возводил мосты практически в каждом регионе Казахстана. Самым крупным объектом до строительства через Бухтарминское водохранилище был мост через реку Урал в Атырау длиной 560 метров.
Нигматулла Абдулхаков рассказывает, что мост строится с большим запасом прочности. Опоры из сульфатостойкого бетона "одевают" в металлические трубы 16 мм толщиной.
"Стальные трубы сами играют роль защитного слоя, служат опалубкой. Сама труба не несет нагрузку, не работает. Нагрузку несет бетонная опора, мы делаем ее из сульфатобетона, из сульфатостойкого цемента, то есть устойчивого к агрессивной среде. Плюс металл толщиной 16 мм служит дополнительной защитой. Пока эта труба проржавеет и вода доберется до бетона… Словом, конструкция вечная. Лет через 100 реконструкцию придумают", – считает он.
Требования ко всем материалам самые жесткие. К примеру, материал для бетона должен быть чистым. Строители привозят песок, пересеивают его. Построили на время зимы теплый бокс с отдельной котельной, и в нем будут хранить гравий, песок.
"Все материалы проходят пробы в лаборатории на морозостойкость, по зерновому составу, чтобы кубовитость хорошая была, прочность. К материалу очень высокие требования, потому что из плохого материала невозможно сделать что-то хорошее", – рассказали мостостроители.
Конечно, в зимнее время проведение работ осложняют морозы. Требуется постоянный ночной прогрев техники. Нужно следить за тем, чтобы люди не получили обморожения.
"В ночное время дежурные слесари, механизаторы технику пораньше прогревают. Ночью несколько раз заводят, часов с двух ночи, когда мороз как-то помягче идет, а на восходе мороз вообще жесткий становится. Работы с бетоном можно проводить до минус 20 градусов, дальше нет смысла – материал застывает, нужно специальное оборудование, чтобы его прогревать, и работы становятся нерентабельными. Сварочные работы при такой температуре проводить можно. Сейчас холодно, и смотришь, у того щеки побелели, у другого. Отправляешь греться. Человек еще до минус 40 выдерживает, а если ниже, то все. Он же не машина", – объясняет начальник строительства.
Когда придет весна, говорит Нигматулла Абдулхаков, строители моста пойдут навстречу друг другу, собирая его и в "надвижку", и "навесом". К слову, в новостройке предусмотрен судоходный проход: по Бухтарминскому водохранилищу постоянно ходят баржи с песком, щебнем, углем, другими материалами.
Ну, когда все-таки наступит время разбирать временный мост, который необходим для возведения основного, его будут разбирать, когда строители пойдут "обратным ходом".
Что за компания?
ТОО "ОблШыгысЖол" до 2017 года являлось коммунальным госпредприятием на праве хозяйственного ведения областного управления пассажирского транспорта и автомобильных дорог. Договор купли-продажи заключили в феврале 2018 года. По данным с сайта е-gov.kz, его директором является Жанболат Казанов, а единственным учредителем – ТОО "Элхон". В свою очередь, первый руководитель ТОО "Элхон" – это Лукбек Тумашинов, депутат маслихата ВКО, а оба они с Жанболатом Казановым числятся его учредителями.
Основными видами деятельности ТОО "ОблШыгысЖол" указана деятельность по организации строительства, реконструкции, ремонта, платного движения, содержания автомобильных дорог, участков общего пользования международного и республиканского значения. Помимо грандиозной стройки, ТОО "ОблШыгысЖол" стало победителем в конкурсе и на содержание всех (!) дорог областного значения сроком на три года. Всего их в ВКО 53 протяженностью 3197 километров.
Ольга Ушакова