/img/tv1.svg
RU KZ
Мост через Бухтарминское водохранилище построит компания из Атырау

Мост через Бухтарминское водохранилище построит компания из Атырау

В Усть-Каменогорске определили победителя госзакупок по «стройке века» за более 26,2 млрд тенге, но участники конкурса недовольны его итогами.

08:00 01 Октябрь 2020 17877

Мост через Бухтарминское водохранилище построит компания из Атырау

Автор:

Ольга Ушакова

В повторном открытом конкурсе по строительству мостового перехода через Бухтарминское водохранилище в конце сентября из пяти потенциальных победу одержало ТОО «Атырауинжстрой-АИС», юридический адрес которого находится в Атырау. Организатором конкурса выступило управление государственных закупок ВКО, заказчиком – областное управление пассажирского транспорта и автомобильных дорог. Сумма лота – свыше 26,2 млрд тенге без учета НДС. В открытом конкурсе, помимо победителя, участвовали пять компаний – ТОО «Servise СМУ», ТОО «ОблШыгысЖол» из Усть-Каменогорска, ТОО «Казстройподряд» и ТОО «Казахдорстрой» из Нур-Султана.

Мост за три года

Возвести мост планируется за три года, при этом на 2021 год, согласно информации с сайта goszakup.gov.kz, предполагается выделить более 442 млн тенге, на 2022 год – более 7,6 млрд тенге, а на третий год строительства – более 18 млрд тенге. Нормативный срок строительства – 39 месяцев. Также нельзя исключать, что проект будет скорректирован в сторону удорожания. Как ответил на запрос журналистов руководитель управления пассажирского транспорта и автодорог ВКО Нуржан Жумадилов, в соответствии с действующим законодательством, строительными нормами «корректировка проекта производится, если работы по проекту не начаты после истечения трехлетнего срока со дня получения положительной государственной экспертизы». Он же уточнил, что положительное заключение РГП «Госэкпертиза» на этот проект было получено еще 8 декабря 2017 года.

Статус «на обжаловании»

Тем не менее на сайте goszakup.gov.kz указано, что конкурс находится на обжаловании. Здесь же можно найти жалобы в департамент внутреннего государственного аудита (ДВГА) по ВКО, которые подали как сам победитель – ТОО «Атырауинжстрой-АИС», так и один из проигравших конкурс – ТОО «Servise СМУ». Последняя компания в жалобе от 24 сентября 2020 года уверяет, что в конкурсной ТОО «Атырауинжстрой-АИС» отсутствует лицензируемый подвид деятельности, а именно подводно-технические работы и работы на морском шлейфе, магистральных линиях электропередач с напряжением до 35 кВ, до 100 кВ и выше. По данным ТОО «Servise СМУ», указанным в жалобе в ДВГА по ВКО, привлеченный победителем конкурса субподрядчик также не подтвердил свою квалификацию. На этом основании заявитель просит пересмотреть протокол об итогах конкурса. В своем ответном обращении в департамент государственного внутреннего аудита директор ТОО «Атырауинжстрой-АИС» Анатолий Быков отмечает, что доводы ТОО «Servise СМУ» противоречат условиям конкурса, и конкурсная комиссия обоснованно допустила его предприятие к участию в конкурсе. Тем не менее в своей апелляции в ДВГА по ВКО он просит пересмотреть результаты конкурса и внести изменения в протокол итогов комиссии от 23 сентября 2020 года. Анатолий Быков настаивает, что не был засчитан опыт работы его предприятия для учета условной скидки. По его данным, ТОО «Атырауинжстрой-АИС» не засчитали объекты строительства, соответствующие предмету закупки по квалификационным требованиям. Он отмечает, что его предприятие в 2015 году возводило пешеходный переход через железнодорожные пути в селе Сагиз, а также в 2018 году строило мост через реку Урал в селе Махамбет. Оба объекта относились к первому уровню ответственности. Ответа из ДВГА ВКО на обе жалобы пока не поступило.

Долгожданный мост

Интересно то, что первый конкурс на строительство мостового перехода через Бухтарминское водохранилище с предварительным квалификационным отбором был проведен в период с 17 июля, когда состоялось вскрытие конвертов, по 7 августа, когда подвели итоги. 

Тогда квалификационными требованиями было установлено наличие опыта не менее трех лет по строительству мостов первого повышенного уровня ответственности. На тот конкурс заявки подали две компании – ТОО Bazis Construction и ТОО «Казахдорстрой». Однако он не состоялся – заявки обоих потенциальных поставщиков, как следует из протокола итогов конкурса от 7 августа 2020 года, были отклонены из-за несоответствия квалификационным требованиям.

«Признать государственную закупку «Строительство мостового перехода через Бухтарминское водохранилище в Курчумском районе ВКО» по лоту № 33011637-КПКО1 несостоявшейся в связи с тем, что к участию в конкурсе не допущен ни один потенциальный поставщик», – отмечено в протоколе об итогах.

В квалификационных требованиях при проведении повторного конкурса уже не требовалось наличие опыта работы в строительстве мостов первого повышенного уровня ответственности. То есть выиграть конкурс могла любая компания без опыта работы с такими сложными мостовыми сооружениями, имея лицензию на строительно-монтажные работы (СМР) первой категории. Такое странное смягчение условий участия в конкурсе, которое вызвало вопросы у журналистов, в управлении транспорта и автомобильных дорог ВКО тоже объяснили. По информации Нуржана Жумадилова, в статью 9 Закона «О государственных закупках» внесены изменения, которые регламентируют квалификационные требования к потенциальному поставщику. Потенциальный поставщик должен иметь опыт работы, за исключением случаев, когда предметом госзакупок признается наличие лицензии и (или) разрешения у потенциального поставщика. На этом основании, по данным г-на Жумадилова, и были внесены изменения в конкурсную документацию относительно требуемого опыта работы.

Длина автомобильного металлического моста через Бухтарминское водохранилище составит 1316 метров. Это, как ранее отмечал Нуржан Жумадилов, очень важное инженерное сооружение, которое поможет улучшить сообщение между районами области.

Ольга Ушакова


Подписывайтесь на Telegram-канал Atameken Business и первыми получайте актуальную информацию!

Уже почти половина действующих строительных компаний временно неактивны

22 Октябрь 2020 10:58 529

К 1 октября 2020 года в стране было зарегистрировано 61,6 тыс. предприятий в сфере строительства – на 3,5% больше, чем годом ранее.

Из них число действующих предприятий составляло 66%, или 40,7 тыс., – на 7,7% больше, чем годом ранее, сообщает портал ranking.kz. Практически все компании (98,9%) в сфере строительства представлены малым бизнесом. На долю крупного и среднего бизнеса приходится 0,4% и 0,7% соответственно.

В региональном разрезе почти четверть действующих предприятий в секторе приходится на Нур-Султан: 9,8 тыс. компаний – на 8% больше, чем годом ранее. В тройку лидеров также вошли Алматы (6,5 тыс. предприятий, плюс 4,6%) и Карагандинская область (3 тыс. предприятий, плюс 8,1%).

Наряду с официальными данными стоит отметить: президент Казахстанской федерации недвижимости Ермек Мусрепов утверждает, что из-за пандемии и кризиса число строительных компаний в стране сократилось почти вдвое. По его словам, в целом спрос на недвижимость по сравнению с прошлым годом увеличился на 20%. Однако многие застройщики не укладываются в сроки.

В федерации не прогнозируют подорожания квартир как на первичном, так и на вторичном рынке. Допускают, что в коридоре инфляции могут вырасти цены на элитную недвижимость. Что касается экономкласса, то стоимость квадратных метров останется прежней, так как в стране нет платежеспособного спроса.

В целом активность в строительном секторе действительно упала: среди действующих предприятий почти половина – временно неактивные: 19,7 тыс. компаний – сразу на 17,7% больше, чем в прошлом году.

Активно работают 15,7 тыс. предприятий – минус 2,4% за год. Численность новых компаний в секторе выросла на 7%, до 5,2 тыс. предприятий.

В сентябре средняя цена нового жилья составила 303,9 тыс. тг за кв. м, против 285,6 тыс. тг годом ранее (рост на 6,4%).

Вторичное благоустроенное жилье подорожало на 10,2% за год, до 217,5 тыс. тг, неблагоустроенное – на 6,7%, до 131,6 тыс. тг.


Подписывайтесь на Telegram-канал Atameken Business и первыми получайте актуальную информацию!

Строительство моста через Бухтарминское водохранилище: «рокировка» победителей конкурса

20 Октябрь 2020 08:08 3924

Кто достроит мост?

В конкурсе по строительству моста через Бухтарминское водохранилище местное ТОО «ОблШыгысЖол» «подвинуло» подрядчиков из Атырау.

В Восточном Казахстане организаторам и заказчикам строительства мостового перехода через Бухтарминское водохранилище тяжело дается определиться с подрядчиком, который приступит-таки к возведению этого очень важного инженерно-технического сооружения. После того как 23 сентября текущего года победителем открытого конкурса стала компания из Атырау – ТОО «Атырауинжстрой-АИС», его участники подали жалобы в департамент внутреннего государственного аудита, оспаривая итоги тендера.

На основании результатов камерального контроля итоги конкурса были пересмотрены 15 октября. Победителем лота на сумму в более 26,2 млрд тенге без учета НДС стала компания из Усть-Каменогорска – ТОО «ОблШыгысЖол», которое в конкурсе от 23 сентября было признано потенциальным поставщиком, занявшим второе место. Сейчас же на втором месте значится компания «Казстройподряд».

Почему не ТОО «Атырауинжстрой-АИС»?

Какие же нарушения обнаружили специалисты ДВГА по ВКО? Как следует из уведомления об устранении нарушений, выявленных по результатам камерального контроля от 14 октября, которое размещено на сайте goszakup.gov.kz, конкурсная заявка ТОО «Атырауинжстрой-АИС» подлежит отклонению в соответствии с подпунктами № 1 и 2 пункта 150 Правил осуществления государственных закупок. А именно: потенциальный поставщик не допускается к участию в конкурсе (не может быть признан участником конкурса), если он и (или) его субподрядчик либо соисполнитель определены не соответствующими квалификационным требованиям. По данным госаудита, в составе конкурсной заявки ТОО «Атырауинжстрой-АИС» отсутствовал требуемый вид лицензии на «Монтаж технологического оборудования, пусконаладочные работы, связанные с: связью, противоаварийной защитой, системой контроля и сигнализации, блокировкой на транспорте, объектах электроэнергетики и водоснабжения, иных объектах жизнеобеспечения, а также приборами учета и контроля производственного назначения». При этом данное нарушение по заявке ТОО «Атырауинжстрой-АИС» в части несоответствия разрешительных документов по вышеуказанному подвиду лицензии не отражено конкурсной комиссией в протоколе предварительного допуска в нарушение Закона РК «О государственных закупках». В то же время конкурсная комиссия должна была предоставить потенциальному поставщику право для приведения заявок на участие в конкурсе в соответствие с квалификационными требованиями и требованиями конкурсной документации в течение трех рабочих дней со дня размещения протокола предварительного допуска к участию в конкурсе на веб-портале госзакупок. Кроме того, ДВГА по ВКО, изучив конкурсную заявку ТОО «Атырауинжстрой-АИС», установил, что сведения о его заявленном субподрядчике ТОО KazConstruction-NS не заверены на веб-портале посредством электронной цифровой подписи субподрядчика. То есть ТОО KazConstruction-NS, как субподрядчик, не подписал электронно-цифровой подписью и не заверил прилагаемые сведения, тем самым не может быть принят во внимание как субподрядчик. Как же в самом ТОО «Атырауинжстрой-АИС» отнеслись к такому повороту событий, inbusiness.kz оперативно узнать не удалось: на телефонные звонки на предприятии в Атырау никто не отвечает.

Удорожание возможно

ТОО «ОблШыгысЖол», руководителем которого является Жанболат Казанов, зарегистрировано в Усть-Каменогорске. Ранее являлось коммунальным государственным предприятием на праве хозяйственного ведения управления пассажирского транспорта и автомобильных дорог ВКО. Согласно данным сайта privatization.gosreestr.kz, КГП на ПХВ «ОблШыгысЖол» было приватизировано. Торги состоялись 15 ноября 2017 года. Договор купли-продажи был заключен 22 февраля 2018 года.

Тем временем на сайте goszakup.gov.kz опубликовано объявление о проведении открытого конкурса по госзакупкам услуг технического надзора за строительством мостового перехода через Бухтарминское водохранилище. Срок начала приема заявок – 12 октября, окончания – 23 октября. Сумма закупки – свыше 218,9 млн тенге без учета НДС. Организатор конкурса – управление государственных закупок ВКО, заказчик – областное управление пассажирского транспорта и автомобильных дорог. Ранее объявленный конкурс по услугам технического надзора по строительству моста через Бухтарминское водохранилище был признан несостоявшимся. Согласно протоколу итогов конкурса от 19 августа 2020 года, из семи компаний, подавших заявку на участие в нем, шесть были отклонены как не соответствующие квалификационным требованиям.

К слову, общая стоимость проекта вместе с разработкой проектно-сметной документации технадзором составляет около 32 млрд тенге, но это цены 2017 года. Поэтому сами чиновники говорят о том, что этот проект может быть пересмотрен в сторону значительного удорожания. По действующему законодательству, строительным нормам стоимость проекта корректируют, если работы по нему не начаты после истечения трехлетнего срока со дня получения положительной государственной экспертизы. Положительное заключение РГП «Госэкпертиза» на проект строительства мостового перехода через Бухтарминское водохранилище было получено 8 декабря 2017 года.

Ольга Ушакова


Подписывайтесь на Telegram-канал Atameken Business и первыми получайте актуальную информацию!