30 августа мы отмечаем один из важных праздников – День Конституции независимого Казахстана. 5 июня текущего года, как известно, в Основной закон в ходе референдума были внесены новые поправки. Когда они заработают? Что будет с законом о Елбасы? Как при возникшем расколе общества на фоне российско- украинского конфликта соблюсти один из главных принципов Конституции – межнациональное согласие? На эти и другие вопросы inbusiness.kz ответили казахстанские политологи Эдуард Полетаев и Талгат Калиев.
Прошло почти три месяца с момента принятия поправок в Конституцию, с которыми граждане связывают надежды на создание "нового Казахстана", лишенного коррупции, где нет кумовства и чиновничьей волокиты, где государство слышит чаяния и проблемы народа. Люди ждут перемен, но такое ощущение, что ничего не происходит и не меняются.
Эдуард Полетаев:
– Референдум по поправкам в Конституцию состоялся в начале июня, но сразу же за этим парламент вышел на каникулы. Они закончились, так что все планируемые поправки будут приниматься в самое ближайшее время. Конструирование "нового Казахстана" произойдет в любом случае. Однако слишком быстрых результатов, быстрых политических решений людям ждать не стоит. Так не бывает. Если все делать слишком быстро, то это будет попахивать популизмом.
Поправки и другие инициативы, предложенные действующим главой государства, и те, которые он провел в текущем году, будут продолжены. В скором времени мы ожидаем очередное послание президента страны, и уже тогда сможем найти ответы на вопросы, которые сегодня возникают у казахстанцев.
– Получается, страна все эти три месяца живет пока по принципам старой Конституции?
Талгат Калиев:
– Правовая коллизия будет устранена с началом работы парламента. Надо понимать, что процесс имплементации поправок в действующие законы требует времени. И даже после принятия законов мы ощутим их с некоторым опозданием, когда у нас появятся новые партии и будет создан новый парламент. Конституция – это не закон прямого действия, и мы сможем ощущать его влияние только после вступления обновленных законов в силу.
– Сегодня, видя, что первый президент, Елбасы, который после январских событий заявил, что он пенсионер, при этом совершает визиты за рубеж, принимает участие в церемониях открытия некоторых важных объектов, возникает вопрос: "Что с Законом "О статусе первого президента страны"?
Эдуард Полетаев:
– Закон "О первом президенте РК" пока никто не отменял. Статус Назарбаева как основателя государства и исторический личности, по сути дела, сохраняется. Что касается его визитов, то они не оказывают сегодня никакого влияния на решение действующей власти, на законы и на увольнения чиновников.
Что касается борта для визитов, то в Законе "О первом президенте" есть статьи, касающиеся всех этих расходов. Тут важно понять инструментарий, как это все происходит. Важно также учитывать вопросы, связанные с безопасностью важных лиц государства.
Талгат Калиев:
– Закон "О Елбасы" будет поставлен на утрату, так как само понятие в Конституции, согласно новым поправкам, будет устранено. Пока трудно сказать, какие статьи нынешнего закона о Елбасы сохранят свою силу, но во многих странах мира финансовые гарантии, пенсионное и медицинское обеспечение для бывших первых лиц государства сохраняются. Тут должна быть сохранена некая политическая традиция, когда действующие президенты не будут опасаться за свое будущее после сложения полномочий, когда будут смело принимать решения, даже если они затронут интересы крупного олигархата. Речь идет о сохранении за ними пенсии и некоего иммунитета.
Президент – это всегда пожизненный статус, неважно, первый он по счету, или второй, третий, пятый, или сто пятый. Например, если Обама, Трамп или Клинтон выскажут свое мнение по тому или иным событию или ситуации, то их растиражируют многие мировые СМИ, потому что это будет восприниматься как заявление определенных политических групп.
Что касается использования самолета для полетов первого президента, то следует учесть ряд моментов. Первое – существуют определенные требования к безопасности полетов. Например, не исключается вероятность терактов, которые могут быть организованы обиженными персонами, интересы которых были ущемлены бывшим президентом во время его управления страной. И если он полетит обычным рейсом, то тут встанет вопрос о том, как не подвергать опасности других пассажиров – рядовых граждан, которые могут оказаться с ним на одном воздушном судне.
Второе – это не должен быть закрепленный за первым президентом персональный самолет, который может стоять месяцами "на приколе". Следует рассмотреть вопрос о том, чтобы он мог пользоваться самолетом из авиапарка управделами президента в экстренных случаях или при совершении каких- либо визитов. Для этого он должен будет подать заявку в правительство с указанием, куда и почему должен совершить визит. Это нормальная практика, существующая в других странах.
– В Конституции прописано, что все нации и народности, проживающие в Казахстане, равны, однако мы видим, как военная операция России против Украины привела к расколу общества. Мы видим, слышим и читаем порой угрозы и заявления некоторых наших граждан, разжигающие межнациональную рознь. Может ли Основной закон регулировать такую ситуацию?
Эдуард Полетаев:
– Основной закон – это стратегический, но в то же время декларативный документ, и многие вещи в нем не прописаны детально, иначе Конституцию можно расширить до размеров Большой советской энциклопедии. Все будет зависеть от конкретных законов и подзаконных актов, в которых прописаны права человека и его ответственность за те или иные действия. У нас есть 174-я статья о разжигании межнациональной розни, которая предусматривает определенное наказание
Что касается раскола общества из-за событий в Украине, то он наблюдается сегодня не только в Казахстане, но и на всем постсоветском пространстве. Ничего хорошего в этом нет. Меняется отношение общества к правящим элитам, меняется идеологическое содержание. Если раньше, до российско-украинского кризиса, политические противники еще как-то лояльно относились друг к другу и люди с разными взглядами могли как-то мирно сосуществовать, то нынешняя геополитическая ситуация создала эффект разворошенного пчелиного улья.
Раскол отношений скажется на будущем развитии всего постсоветского пространства. И каким оно будет – предсказать трудно. То, что происходит сегодня в Украине, сложно прогнозируемо не только для политологов и экономистов, так как затронут очень глубинный пласт сложившегося миропорядка. Чем закончится этот конфликт – непонятно, и сейчас прогнозировать сложно, и трудно принимать решения на длинную дистанцию. Политические элиты постсоветских стран очень чутко ведут и приглядываются к любым колебаниям в обществе и стратегических решений не принимают, так как горизонт планирования очень узок и непонятно, что делать дальше.
Талгат Калиев:
– Когда в обществе идут дискуссии по поводу украинских событий, то это вопрос свободы слова. Государство не имеет права запрещать выражать свое мнение. Проблема в том, насколько грамотно люди умеют пользоваться свободой слова.
Другой вопрос, когда мы слышим сепаратистские призывы. Это уже прямое нарушение конституционного закона, затрагивающего территориальную целостность нашего государства. И тут закон суров. Было сообщение о том, что супружеская пара в Казахстане за свои высказывания о присоединении к России получила реальный срок.
– Что Вы скажете о новых условиях и снижении барьеров для создания партий? Как Вы думаете, партийная конкуренция возможна после принятия новых поправок?
Талгат Калиев:
– Мы, несмотря на снижение барьеров, пока не видим ни одной заявки на создание новых партий, которые бы опирались на долгосрочную стратегию, а не на персоналии. На мой взгляд, вопрос следует ставить несколько иначе. Как не допустить реставрации старых порядков и возвращения представителей прежней правящей группы к утерянным ими позициям?
А такие попытки не исключены и могут исходить из окружения первого президента, которое имеет колоссальные финансовые и прочие ресурсы. Они будут создавать партии, финансировать политиков, стараться провести своих депутатов в парламент, чтобы добиться большинства голосов.
Нельзя допустить, чтобы их ставленники были в государственном аппарате, как в центральных, так и местных исполнительных органах. Нельзя допустить, чтобы сохранились старые порядки, которые способствовали обогащению чиновников и превращению должностей в кормушку. Все это будет препятствовать заявленным реформам. Мы должны идти к тому, чтобы гражданское общество определяло будущее развитие страны. И процесс этот будет болезненным.
Эдуард Полетаев:
– Да, пока никто не зарегистрировал новую партию, несмотря на предлагаемые в поправках поблажки при их регистрации. Но, согласитесь, это процесс не одного дня. В любом случае, мы видим, что партийное поле оживилось: где-то прошли учредительные съезды, где-то создаются инициативные группы.
Посмотрим, как будут развиваться события дальше. Летний сезон скоро закончится, и политическая жизнь вновь оживет. Думаю, до конца года одна или две новые политические партии в республике будут созданы.
Кульпаш Конырова