Бизнесу, пострадавшему из-за логистического кризиса на казахстанско-китайской границе, необходимо предоставить отсрочки по кредитам и налогам, заявили в Национальной палате предпринимателей "Атамекен", передает inbusiness.kz.
И бизнес просит правительство оказать необходимую поддержку в рамках переговоров с китайской стороной.
"Необходимо рассмотреть не только отсрочку по кредитам, но и также по налогам. Это непосредственно скажется на импортерах, экспортерах, в том числе и перевозчиках. Поскольку бизнес теряет большие деньги", – сказал управляющий директор – директор департамента логистики и перевозок НПП Мурат Амрин.
Небольшие сдвиги в сторону стабилизации ситуации наблюдаются. Китайская сторона увеличила приемку грузов на 200 вагонов.
"Если на начало октября приемка составляла около 200-250 вагонов, то сейчас эта цифра составляет порядка 400. Однако с учетом грузопотока нам нужно увеличивать эти цифры до 800-1000 вагонов", – сообщил управляющий директор – директор департамента логистики и перевозок НПП.
Автотранспортом провезти через границу груз еще сложнее. Поднебесная и на автомобильных КПП сократила приемку.
"В допандемический период через границу проходило порядка 150 автотранспортных средств. На сегодня прием китайской стороной автотранспортных средств составляет 5-10 автомашин на 1 пункт пропуска. Сейчас работает только три пункта пропуска из пяти. Это негативно сказывается на бизнесе, образуются очереди, волнения. Открытие пунктов "Майкапчагай" и "Бахты" увеличит грузопотоки между Казахстаном и Китаем", – отметил спикер.
По словам заместителя директора департамента логистики и перевозок НПП "Атамекен" Дархана Муратханова, количество жалоб в Нацпалату на простаивание грузов растет.
"По проблеме на китайской границе только официальных обращений поступило более 60, каждый день также предприниматели по данному вопросу заявляют нам о сложностях в устной форме. На сегодня более 200 сертификатов, подтверждающих форс-мажор, выдано в связи с данной ситуацией, защищены интересы бизнеса более чем на 2,9 млрд тенге. Стоит отметить, что с импортом в стране работают более 120 компаний", – сообщил Дархан Муратханов.
В качестве примера собеседник inbusiness.kz привел холдинг Eurasian Foods Corporation. Предприятие ждет импортные ингредиенты для производства масложировой продукции из стран Юго-Восточной Азии, которые транзитом доставляются через Поднебесную. Однако сейчас 600 вагонов с пищевыми добавками застряли в КНР. Усть-Каменогорский конденсаторный завод также закупает сырье в Поднебесной. Испытывают сложности и предприятия автопрома.
Поставщики по государственным закупкам не могут выполнить свои обязательства. Госорганы и нацкомпании идут на диалог с ними и на уступки при условии признания министерством индустрии и инфраструктурного развития РК обстоятельства непреодолимой силы.
Страдают и поставщики по государственным закупкам. Госорганы и нацкомпании идут на диалог с ними и уступки при условии признания министерством индустрии и инфраструктурного развития РК обстоятельства непреодолимой силы.
Спикер отметил, что после переговоров первого зампремьера РК Алихана Смаилова с коллегой из КНР Хань Чжэном достигнута договоренность об увеличении суточного приема вагонов в направлении КНР, а также предоставлении списка китайской стороне с застрявшими на территории с Китаем контейнерами с грузами для казахстанских получателей. Эта работа ведется НПП совместно с АО "НК "КТЖ" и МИД РК.
Напомним, депутат мажилиса Дания Еспаева призвала правительство договориться с Китаем об увеличении пропуска грузов на границе. Также она предложила, помимо признания ситуации форс-мажором, предоставить бизнесу отсрочки по погашению кредитов для предприятий с пролонгацией кредитных договоров.
Динара Куатова