Кому мы будем платить? – предприниматели об обязательной маркировке обуви

5417

​Бизнес готовится не только к существенным затратам, но и к штрафам, передает inbusiness.kz.

Кому мы будем платить? – предприниматели об обязательной маркировке обуви Фото: atameken.kz

О штрафах, готовящихся в случае нарушения требований по обязательной маркировке обуви, стало известно в ходе дискуссии на Atameken Business в программе "Время говорить". Спикеры не только обозначили позицию бизнеса, но и рассказали, что вокруг "Казахтелекома", который является оператором этого проекта, уже созданы дочерние структуры, оказывающие услуги по маркировке.

Данил Москаленко:

 Теперь вот обувь. Вроде бы все было нормально. А теперь предприниматели резко против. Почему?

Айнура Кайдарова, независимый юрист, представитель Ассоциации импортеров и реализаторов обуви:

– Дело в том, что предприниматели именно по обуви никогда не были за маркировку. Просто какой-то период борьба против маркировки оставалась без внимания со стороны чиновников. Вместе с тем предприниматели объединились, это постоянные добивания встреч с правительством, с вице-премьерами, озвучивали все эти проблемы, привлечение СМИ опять же. Вопрос действительно болезненный и проблемный для бизнеса. Почему вдруг нужно бороться с контрафактом усилиями предпринимателей в конечном пункте реализации товара?

Данил Москаленко:

 Почему? Давайте поймем почему. Сейчас маркировка на обувь уже есть. Она работает. Ни моратория, ничего нет?  

Айнура Кайдарова, езависимый юрист, представитель Ассоциации импортеров и реализаторов обуви:

– Да, есть. Мораторий есть только на остатки обуви, то, что ввезено ранее, его приостановили, как нам объяснили, в качестве послабления. То есть на всю эту эскалацию конфликта нам правительство ответило неким послаблением. По остаткам (маркировка по данной категории не будет применяться  до апреля 2023 года. – Прим. ред.), ну вот буквально три месяца, и остатки в том числе. Насколько мне известно, уже обсуждается вопрос по штрафам, это огромные штрафы. Причем штрафовать планируют розницу, а розница – это значит всех.

Данил Москаленко:

 То есть базар, торговый центр, рынок...

Айнура Кайдарова, независимый юрист, представитель Ассоциации импортеров и реализаторов обуви:

– Всех. Почему бизнес против? Ну, во-первых, обувь – это социально значимый товар. Если брать социально уязвимые слои населения, ставить вопрос о том, что контрафакт или не контрафакт, как нам заявляло правительство, что маркировка – это в первую очередь для борбы с контрафактом..Но вы знаете, средний слой или социально уязвимые слои населения – им все равно, контрафакт это или оригинал. Самое главное – получить качественную, удобную, теплую обувь. Второй момент: несмотря на то, что это социально значимый товар, почему-то в правительстве об этом забыли, а вот по сахаросодержащим напиткам, по воде и по молочке маркировка пока отменена.

Данил Москаленко:

 У меня такой вопрос возникает. Мы сегодня приглашали к диалогу и правительство, в два министерства мы написали запросы. Насколько я знаю из того, что они говорили ранее, это борьба с контрафактом и теневой экономикой, то есть в принципе-то благое намерение. Надо поднимать культуру предпринимателей выше, чтобы не было у нас теневого сектора.

Айнура Кайдарова, независимый юрист, представитель Ассоциации импортеров и реализаторов обуви:

– Важный момент: говоря о том, что это борьба с контрафактом и контрабандой, здесь некое лукавство присутствует. Потому что борьба с контрафактом и контрабандой – это задача государственных органов, это не задача бизнеса. Здесь по факту, получается, эту борьбу возлагают на бизнес за его счет. За счет потребителя, за счет населения государство решило бороться с контрабандой и контрафактом. Мы недоумеваем, почему, если у нас есть таможенные органы, которые борются с контрафактом, у нас есть министерство юстиции, которое формирует реестр объектов интеллектуальной собственности для таможни, чтобы они это все проверяли на границе, у нас есть налоговые органы, которые призваны бороться с теневой экономикой... То есть у государства есть эти функции, есть инструменты в виде конкретных органов, должностных лиц, целых структур.

Маркировка – это оборудование, марка, которую надо покупать

Данил Москаленко:

 Вы, как представитель бизнеса, какие затраты несете в связи с цифровой маркировкой? И действительно для вас риск большой?

Толеген Нурмагамбетов, директор ТОО "Джома-НС":

– На первоначальном этапе будут очень большие затраты по приобретению оборудования, которое необходимо для полноценного проведения данной маркировки. Это компьютеры, это программное обеспечение, это принтер чеков, сканер и, соответственно, сами эти мобильные с чеками. Второй момент: просто человек не может на нем работать, его надо будет обязательно обучить. То есть в любом случае нанимаются еще лица, которым выплачиваются неплохие зарплаты. И все это будет закладываться в стоимость обуви. Самое страшное в данной ситуации, что все эти рычаги есть у государства, все, что называется маркировкой обуви, мы то же самое вносим в грузовую таможенную декларацию. Это идет дублирование. То есть фактически импортер, если он работает легально, он открыт. Мы ничего не скрываем. Мы платим налоги. Возникает вопрос: кому мы будем платить за данную маркировку обуви? Оператору, который на сегодняшний день "Казахтелеком". Вокруг самого "Казахтелекома" образовались дочерние компании, которые оказывают услуги по маркировке. Фактически сегодня цена на рынке от 2 тысяч до 3 тысяч тенге за пару.  

Данил Москаленко:

 У вас для себя понимание возникло? Откуда все это пошло? Почему мы решили все маркировать? Я смотрел, это все ЕАЭС, "любимый", в кавычках, наш союз, который нам дает очень много плюсов, как нам заявляют с высоких трибун. Ну также мы на себя взяли эти обязательства, значит, мы эти обязательства должны выполнять.

Толеген Нурмагамбетов, директор ТОО "Джома-НС":

– Нет, то, что мы подписали на уровне ЕАЭС, там говорится так: маркировка товаров предназначена для отслеживания перемещения товара на территории ЕАЭС между странами-участницами. Каждая страна имеет право вводить либо на добровольной основе, либо на обязательной основе на территории своей страны. Но при условии перемещения товара между участниками Евразийского союза маркировка обязательна.

Данил Москаленко:

 Вы казахстанский рынок обеспечиваете? Или возите?

Толеген Нурмагамбетов, директор ТОО "Джома-НС":

– Да, конечно, казахстанский.

Данил Москаленко:

 Так, подождите. Я запутался. А зачем здесь тогда маркировка? Мы что, впереди паровоза бежим опять?

Полную версию программы "Время говорить" можно посмотреть по ссылке.

Читайте по теме:

Сколько стоит цифровая маркировка обуви в Казахстане

Маркировки напитков и упакованной воды в РК не будет – Жумангарин

Продавцы и производители обуви в РК просят решить вопросы по маркировке товара
 

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться
Подпишитесь на наш Telegram канал! Узнавайте о новостях первыми
Подписаться