При проведении госзакупок в ЮКО укоренилась практика лоббирования конкретных поставщиков услуг путем вытеснения остальных участников на стадии допуска к конкурсу. Создавая для них различные искусственные барьеры, организаторы оставляют единственную компанию и, после признания конкурса несостоявшимся, заключают с ней договора закупа из одного источника. Такая схема стала удобной лазейкой для чиновников, заинтересованных в победе того или иного поставщика. Об этом было заявлено на последнем заседании Совета по защите прав предпринимателей ЮКО.
Сбросить всех конкурентов
Непосредственным поводом для такого вывода стало рассмотрение обращений в РПП руководителей четырех ТОО ("Промстройсервис.Е", "Авто-Б.А.Н.", "Берен", "Улмад") с жалобой на неправомерные действия сотрудников управления по государственным закупкам ЮКО.
К примеру, ТОО "Промсройсервис.Е" участвовало в электронном конкурсе на строительство средней школы №100 на 300 ученических мест в селе Карабулак Сайрамского района ЮКО, а ТОО "Авто-Б.А.Н." - в конкурсе на проведение капитального ремонта здания колледжа №13 села Абай Сарыагашского района ЮКО, проводимых управлением. Их заявки конкурсная комиссия управления отклонила.
По итогам камерального контроля, проведенного департаментом внутреннего государственного аудита по ЮКО Комитета внутреннего государственного аудита Министерства финансов РК, факты отклонения заявок были признаны необоснованными. Итоги конкурса было решено отменить, управление госзакупок уведомили об устранении нарушений.
Однако, несмотря на это, как рассказал эксперт отдела по защите прав предпринимателей и снижению административных барьеров Палаты предпринимателей ЮКО Талгат Егембердиев, был подписан договор закупа из одного источника. Более того, управление направило в Комитет внутреннего государственного аудита МФ РК возражение о несогласии с нарушениями, указанными в уведомлении камерального контроля. Результаты аудиторской проверки вторично подтвердили нарушения законодательства, но уведомления так и остались неисполненными.
В аналогичной ситуации оказались авторы всех поступивших в РПП обращений. По информации Егембердиева, вышеупомянутые четыре строительные компании жаловались на нарушения их прав в 12 конкурсах, и их доводы подтвердились: в 9 случаях были установлены факты необоснованного отклонения заявок и другие нарушения. По итогам камерального контроля департамента внутреннего аудита по ЮКО результаты семи конкурсов были отменены. На предписания по двум конкурсам адекватной реакции не последовало – управление провело процедуру способом из одного источника.
Риторический вопрос
Директор ТОО "Верен" Гульмира Абишева рассказала об опыте участия компании в тендерах – с единым отрицательным результатом.
"Чтобы ответить на вопрос - можно ли у нас законным честным путем способом выиграть госзакупки? - мы стали вести статистику. Так вот, в прошлом году мы участвовали в 15 тендерах, в этом году - в 12, и ни разу не выиграли. Наша компания работает на рынке строительства с 2001 года. У нас в наличии вся необходимая материально-техническая база, квалифицированные специалисты, лицензия первой категории, большой опыт в строительстве школ, больниц, детсадов, гидросооружений. Несмотря на все это, наши заявки всегда отклоняются", - сказала она.
В качестве причин, по ее словам, фигурировали замечания, не указанные в протоколе предварительного допуска, которые по закону не могут выступать основанием для отклонения заявок, незаконные требования технических паспортов на некоторые машины и механизмы, требования оборудования, не указанного в ресурсной смете, завышенные требования материально-трудовых ресурсов. В некоторых случаях причины отклонения вообще не конкретизирировались, в лучшем случае была дана ссылка на ту или иную статью, потому, в чем состояло "несоответствие", в компании даже не поняли.
При этом попытки обжалования оказались безрезультатными. "В последних девяти случаях мы обращались в финконтроль. Ответы получили пока только по четырем, и то с большим запозданием. Жалоба была в апреле - ответ был получен в июне, когда уже все прошло, договора заключены, и строительство идет полным ходом", - поведала Абишева. По ее мнению, система обжалования в регионе абсолютно не работает.
2/3 крупных тендеров - из одного источника
Работая с жалобами предпринимателей, эксперты Палаты решили в целом проанализировать исход тендеров на проведение строительных работ, суммарно превышающих 100 млн тенге. При этом выявилась симптоматическая картина. Как сообщил Талгат Егембердиев, с начала года в регионе было проведено 49 таких тендеров, и в 34 из них, то есть в 70 %, допуск на конкурс получил только один потенциальный поставщик, с которым впоследствии заключили договора способом из одного источника в связи с признанием конкурсов несостоявшимися.
С каким именно одним источником, не фигурировали ли в разных конкурсах одни и те же "избранные", РПП не сообщили.
Меж тем, выявилось, что в каждом конкурсе было по 8-10 потенциальных участников, и все, кроме одного, оказались за бортом.
"Статистика позволяет сделать вывод о том, что искусственно создаваемые для потенциальных поставщиков административные барьеры носят системный характер. Все делается для того, чтобы признать конкурс несостоявшимся и заключить договор из одного источника - с какой-то конкретной фирмой, то есть идет скрытое лоббирование. Причем, хочу напомнить, что управление по госзакупкам является единым их организатором в ЮКО, и этот орган был специально создан для точечного выполнения процедур организации и проведения государственных закупок в соответствии с законом и правилами. Однако факты показывают обратное", - отметил он.
Заместитель директора Палаты предпринимателей ЮКО Газизбек Натбаев назвал выявленную практику налаженной системой незаконного отсеивания нежелательных участников, где намеренное отклонение всех заявок за исключением одной как "несоответствующих" конкурсным процедурам и требованиям очевидно.
Лазейка действует
Между тем, как признал Талгат Егембердиев, проблема состоит в том, что формально, с точки зрения закона, сама процедура в данных случаях нарушена не была – Закон "О государственных закупках" предусматривает, что закупки способом из одного источника могут проводиться при признании конкурса несостоявшимся. Прецедент в том, что она выступает в качестве удобной лазейки в законодательстве.
"Если конкурс признан несостоявшимся, организатор также может объявить о проведении повторного конкурса. Право выбора остается за заказчиком: он либо проводит процедуру из одного источника, либо заново проводит конкурс. Однако управление госзакупок предпочитает только первый вариант", - подчеркнул эксперт РПП.
Газизбек Натбаев обратил внимание еще на некоторые детали: "Каждый выявленный факт - это привлечение чиновников к административной ответственности штрафом порядка 100 МРП. По нашим данным, с начала года ответственных лиц неоднократно штрафовали. Однако, несмотря на выявленные нарушения и штрафы, состав конкурсной комиссии не менялся с начала года. Одни и те же члены комиссии, одни и те же нарушения, одни и те же оштрафованные – и все остается без изменений! Еще надо выяснить, из каких источников их штрафуют".
Корреспондент abctv.kz в ходе дискуссии наблюдал, как чиновник из облуправления по госзакупкам вначале нервно пытался объяснить суть претензий, предъявленных к одному из пожаловавшихся на них предпринимателей, однако под "хором" обрушившейся на него информации и статистики замолк.
Представителей же департамента внутреннего аудита по ЮКО на заседании вообще не было. Хотя, по мнению членов Совета, именно этот уполномоченный орган по контролю за сферой госзакупок проявил в данных случаях бездействие и халатность. К слову, прокуратура области внесла в адрес департамента представление о рассмотрении вопроса привлечения к дисциплинарной ответственности виновных сотрудников, не принявших мер по устранению нарушений закона.
Заместитель председателя Совета по защите прав предпринимателей ЮКО, руководитель адвокатской конторы "Лекс-Сервис" Мелес Сейтжанов считает, что в сложившейся ситуации надо бить в колокола, о произошедшем надо поставить в известность местную власть, государственные и общественные органы.
По итогам рассмотрения на заседании вопроса о системных проблемах в сфере госзакупок было решено направить материалы в правоохранительные органы, в том числе в прокуратуру области, Национальное бюро по противодействию коррупции, бизнес-омбудсмену для правовой оценки ситуации и принятия мер в отношении членов конкурсной комиссии областного управления госзакупок и других ответственных лиц.
Клара Ларина, Шымкент