Как известно, в рамках совершенствования тарифной политики по принципу "Тариф в обмен на инвестиции" 30 декабря 2022 года главой государства подписан закон о внесении изменений в ЗРК "О естественных монополиях", в котором обозначен ряд нововведений. О том, что ожидает потребителей коммунальных услуг в 2023 году, в интервью inbusiness.kz рассказал Тимур Косымбаев, заместитель председателя комитета по регулированию естественных монополий МНЭ РК.
– Есть ли уже информация, на сколько повысятся тарифы в регионах? Расскажите, как это отразится на кошельке и качестве жизни казахстанцев?
– В первую очередь я бы хотел остановиться на динамике тарифов. Если сравнивать январь 2023 года к январю 2022 года, то тарифы на коммунальные услуги выросли в среднем на уровень инфляции. То есть рост в целом был незначительный, поскольку в первом полугодии 2022 года действовал мораторий на рост тарифов населения. Соответственно, были скорректированы тарифы более ста субъектов монополий, что позволило сэкономить для населения 3,2 млрд тенге.
Что касается ожидаемого повышения на 2023 год, здесь есть несколько факторов, которые влияют на рост тарифов. Первое – это рост цен на производство электроэнергии, которые позволят генерировать новые мощности на станциях и снизить имеющийся дефицит. Второе – рост связан с нововведениями согласно подписанному закону о внесении изменений в ЗРК "О естественных монополиях".
В первую очередь это касается снижения износа инженерной инфраструктуры, повышения заработной платы работникам сферы естественных монополий, компенсации расходов на бесхозные сети. Сегодня мы наблюдаем высокую изношенность сетей, которая отражается на качестве и надежности предоставляемых коммунальных услуг. Для этого по поручению главы государства планируется поэтапное снижение износа сетей минимум на 15%.
Также имеет место отток квалифицированных кадров, работников сферы естественных монополий, и в рамках повышения благосостояния и доходов населения мы доводим заработную плату до уровня, адекватного рыночным условиям. В зависимости от видов экономической деятельности повышение дойдет до 50%. Это коснется порядка 3% рабочего населения Казахстана и, соответственно, снизит уровень текучести кадров. Что касается компенсации расходов на бесхозные сети, на сегодняшний день имеются проблемы в сфере ЖКХ. В частности, это наличие бесхозных сетей, за их эксплуатацию отвечает несколько организаций, и это в целом влияет на качество оказываемых услуг.
Если монополист принимает такие сети себе на баланс или в доверительное управление, ему эти расходы будут компенсироваться, что также будет заложено в тарифе. Но эти меры позволят повысить качество и надежность оказываемых услуг.
Пока говорить об определенном росте тарифов преждевременно, поскольку каждый случай будет рассматриваться в индивидуальном порядке в зависимости от технического состояния инженерной инфраструктуры и социально-экономической ситуации в регионах. Это будет связано с подачей заявок субъектов естественных монополий, и мы будем исходить от их уровня. Заявки постепенно поступают, и повышение тарифов будет зависеть от нововведений, которые были приняты в рамках Закона "О естественных монополиях". Когда именно будет повышение тарифов, сказать не могу, так как это зависит от подачи заявок.
Но, по нашим прогнозам, рост тарифов в среднем может составить 10-20% в зависимости от роста цен в энергопроизводящих организациях, уровня износа сетей, от потребности региона и заявок от субъектов естественных монополий, которые пока еще не все поступили на рассмотрение. При этом повышение тарифов будет поэтапным до 2029 года, чтобы не дать рост тарифов в 2-3 раза единовременно. Мы будем ориентироваться на социальное и экономическое положение потребителей, чтобы население не боялось резкого повышения, которое будет экономически обоснованным.
– При введении повышенных тарифов должны учитываться и интересы малоимущих и нуждающихся слоев населения. Будет ли им выделяться жилищная помощь на оплату счетов?
– В 2022 году в данном направлении была проведена большая работа и в целом снижены тарифы по услуге "Газоснабжение" для нуждающихся слоев населения. Получатели адресной социальной и жилищной помощи получают газ по сниженной на 20% цене, на сегодняшний день более 23 тыс. абонентов уже получают данную услугу по льготной цене.
Что касается предстоящего периода, то комитет совместно с уполномоченным органом в обязательном порядке будет проводить работу по защите уязвимых слоев населения для того, чтобы смягчить рост тарифов для категорий малообеспеченных – населения с низким уровнем дохода.
– А в какой мере снизятся тарифы для данной категории населения?
– Этот вопрос прорабатывается с уполномоченными органами, и мы внесли уже свои предложения. Это касается экономической ситуации каждого региона. Мы предложили повысить пороги предельных сумм, которые возмещаются, то есть уровень возмещения расходов будет увеличен для населения. Есть моменты по автоматизации самих процедур подачи документов, это ряд документов, который нужно на постоянной основе предоставлять. С учетом автоматизации этот порядок будет упрощен.
– Эксперты говорят о том, что ранее ваше ведомство повышало тарифы, исходя из коридора инфляции, и что у вас нет методологии расчета размера тарифов. Ваше мнение на этот счет?
– Коридор инфляции присутствует и утверждается советом по экономической политике. В целом это расчетный показатель, на который мы ориентируемся, и это исходит от экономической и технической обоснованности по каждому случаю увеличения тарифов. То есть субъект самостоятельно подает заявку, мы рассматриваем ее и с учетом обоснованности предоставляем этот тариф.
Конечно, здесь цель работы самого комитета – обеспечение баланса между монополистом и населением. Здесь мы соблюдаем равновесие между экономической и социальной составляющей, чтобы население не дошло до социальной напряженности. С другой стороны, чтобы и техническая, инженерная инфраструктура тоже не страдала. А методология и правила расчетов есть. Более того, есть закон и правила, которые регулируют сферу естественных монополий.
– Какие источники финансирования вы сегодня рассматриваете для модернизации инфраструктуры систем теплоэнергетики? Есть ли среди них внетарифные инвестиции?
– Да, конечно. На сегодняшний день рассматриваются несколько источников финансирования. Первое – это целевые трансферты и средства республиканского бюджета, субсидирование со стороны местных исполнительных органов, местного бюджета. Эти средства относятся к источникам внетарифного финансирования. Сейчас также рассматривается привлечение ряда займов со стороны международных финансовых институтов, ЕБРР, ЕАБР и других.
– 19 из 37 ТЭЦ в стране находятся в аварийном состоянии. Экибастузская трагедия уже показала, чем это чревато, да и во многих городах с приходом морозов инфраструктурные сети оказались не готовы к отопительному сезону. Что предпринимает ваше ведомство во избежание подобных случаев?
– Проводится реформирование тарифной политики по принципу "Тариф в обмен на инвестиции". Они предполагают совершенствование тарифной политики в сфере производства электроэнергии и естественных монополий, куда относится услуга теплоснабжения. Здесь основной задачей является снижение износа инженерной инфраструктуры сетей, оборудования минимум на 15%, усиления контроля субъектов естественных монополий за целевым использованием средств потребителей, а также защита прав и интересов потребителей.
В данном направлении внесены поправки в закон с целью предоставления монополистам возможности, чтобы они могли увеличить ремонтные работы за счет привлечения инвестиций. Мы ожидаем, что эта работа будет проводиться поэтапно на долгосрочный период сроком 7-8 лет и будет исходить из фактических возможностей проведения данных ремонтных работ. То есть в сферу теплоснабжения и другие сферы естественных монополий будут привлекаться инвестиции для модернизации инженерной инфраструктуры. Это, в первую очередь, позволит улучшить стабильность и качество предоставляемых услуг.
На сегодняшний день сфера ЖКХ загружена – население растет, бизнес растет, и, соответственно, объем потребления коммунальных услуг тоже растет. Все это транспортируется по сетям, которые были построены еще в советский период. Понятно, что из-за большой протяженности сетей для их ремонта и обновления нужны большие инвестиции.
По сетям электроснабжения изношенность составляет 67%, теплоснабжения – 59%, водоснабжения – 53% и канализации – 63%. На данном этапе этот износ очень высокий, и, чтобы не допустить увеличения в последующем периоде, принимаются меры по вливанию инвестиций в данную отрасль. Чтобы снизить риски, связанные с трагедиями на примере Экибастуза, нужно принимать такие меры.
Монополисты сами заинтересованы в инвестировании, одним повышением тарифов не исправишь ситуацию. Если износ сетей в сфере теплоснабжения составляет 59%, то к 2029 году он будет снижен минимум на 15%. Важно учитывать, что есть естественный износ, который составляет порядка 2-3% ежегодно. Когда мы говорим о снижении износа, мы покрываем в том числе естественный износ.
– Плотность застроек в городах также негативным образом влияет на износ сетей, на что жалуются многие жители мегаполисов. Вы уполномочены как-то влиять на происходящее?
– Если люди нам жалуются, мы можем выйти с проверкой законности и обоснованности подключения к коммуникациям. А строительство инженерных сетей для обеспечения инженерной инфраструктуры застроек – это уже работа местных исполнительных органов, акиматов.
– Насколько прозрачна сегодня процедура тарифообразования для потребителей?
– На сегодняшний день весь процесс от заявки до принятия окончательного решения прозрачен, и процедура тарифообразования может вовлекать население. Каждый потребитель может зайти в базу "Монополист", увидеть заявку субъекта и какие расходы предусматриваются. При принятии окончательного решения, при утверждении тарифа проводятся публичные слушания с участием депутатов маслихата, общественных объединений, населения и всех заинтересованных лиц. Потребитель может увидеть ход решения вопроса по каждому тарифу. Объявления о проведении общественных слушаний публикуются в СМИ и в соцсетях. Параллельно ведется трансляция общественных слушаний в сети Facebook.
– Подводя итог нашей беседы, что бы Вы назвали главной новостью для потребителей в 2023 году?
– Главная новость – это переход на "Тариф в обмен на инвестиции", мы совершенствуем тарифную политику. Мы принимаем меры по улучшению и модернизации коммунальной инфраструктуры, обеспечиваем контроль за целевым использованием инвестиций, осуществляем контроль в отношении самих субъектов естественных монополий и в целом будем защищать уязвимые слои населения.
В любом случае, мы не допустим необоснованного роста тарифов. Рост тарифов ожидается во втором полугодии, в первом полугодии будет решаться вопрос по заявкам. Сейчас легли поправки, которые предполагают изменение тарифов в сторону увеличения. Субъекты выйдут к нам с заявками, которые мы будем рассматривать с учетом широкого общественного обсуждения в каждом регионе отдельно. И потом, есть чувствительность самого населения к этим тарифам, каждое повышение тарифов рассматривается в индивидуальном порядке.
Читайте по теме:
Алихан Смаилов поручил установить "справедливые тарифы" на тепло и электричество
Чем обернулось постоянное сдерживание тарифов на теплоэнергию?
В энергетику планируется привлечь 400 млрд тенге инвестиций