Вечером 2 сентября официальный Ташкент объявил о смерти первого президента Узбекистана, бессменного лидера Ислама Абдуганиевича Каримова, опубликовав медицинское заключение о болезни и причине смерти политика. Согласно публично представленным данным 78-летний глава государства скончался в 20.55. После обнародования информации первые лица государств мира, в том числе и Казахстана, уже готовились вылететь в Узбекистан, чтобы 3 сентября в Самарканде, где родился Ислам Абдуганиевич, проводить его в последний путь. Пока политики придают земле тело своего коллеги и друга, политологи размышляют: чего следует ждать от завтрашнего дня.
Редакция abctv.kz обратилась к известным казахстанским и российским политологам с просьбой ответить на несколько вопросов: "Как изменится ситуация внутри Узбекистана в связи со смертью Ислама Абдуганиевича, следует ли ожидать борьба за власть?" и "Как изменятся взаимоотношения Узбекистана со странами Центральной Азии после смерти Каримова?".
Вопрос преемственности сейчас не волнует, пожалуй, только ленивого. Ведь от того, кто займет пост главы Узбекистана, какой внешней политики будет придерживаться- зависит стабильность в центрально-азиатском регионе. Эксперты сходятся во мнение, что пока ситуация стабильная, все идет согласно положениям конституции страны. Тем не менее, они не исключают возможного конфликта внутри элиты страны.
Борьба за власть: быть или не быть- вот в чем вопрос…
"Транзит власти в Узбекистане, скорее всего, будет проходить без конфликта, в рамках тех компромиссов, которые достигли внутри элиты. По сути, этот процесс мы сейчас наблюдаем. С точки зрения краткосрочной перспективы ситуация в Узбекистане сохраниться в том виде, как это было заложено Исламом Каримовым. В этом заинтересованы почти все внешние игроки: будь то крупные участники геополитической конкуренции - Россия, Китай, США, и ,естественно, страны Центральной Азии, в том числе Казахстан. Все они заинтересованы в том, чтобы транзит власти в этой стране прошел в рамках определенных правил игры, без конфликтов, и чтобы это не привело к дестабилизации обстановки в стране", - считает политолог Досым Сатпаев. При этом он, как и его многие его коллеги, не исключает, что в будущем конфликты среди узбекской элиты вполне возможны, а пока все спокойно и в ближайшие три месяца должны состояться досрочные выборы президента Узбекистана.
Политолог Адиль Каукенов, говоря о преемственности, отмечает: данный вопрос в Центральной Азии стоит давно и остро. Пока, по его мнению, ни одна центральноазиатская республика не нашла своего стопроцентного способа по передаче власти. Этот вопрос является "болезнью многих постсоветских стран", включая Россию. Эксперт считает, наиболее близки к выработке механизмов передачи власти в Кыргызстане, "где после череды революций, уже есть шанс того, что честные выборы станут легитимным механизмом".
"По поводу наиболее близкого варианта преемника сейчас называются ряд фамилий, в частности премьер-министра Шавката Мирзиёева или главы СНБ Рустама Иноятова, но с точки зрения взаимоотношений с Казахстаном, играет роль не персоналии, а уже устоявшаяся схема взаимоотношений. Другое дело, что есть вероятность, что Ташкент приступит к экономическим реформам, а также будет вынужден усилить свое участие в процессах региональной интеграции. По поводу наиболее близкого варианта преемника сейчас называются ряд фамилий, в частности премьер-министра Шавката Мирзиёева или главы СНБ Рустама Иноятова, но с точки зрения взаимоотношений с Казахстаном, играет роль не персоналии, а уже устоявшаяся схема взаимоотношений. Другое дело, что есть вероятность, что Ташкент приступит к экономическим реформам, а также будет вынужден усилить свое участие в процессах региональной интеграции", - поделился с abctv.kz господин Каукенов.
Эдуард Полетаев, в свою очередь, склоняется к аналогичному мнению.
"В Узбекистане все будет развиваться в соответствии с конституцией страны и другими законами. В течение трех месяцев, я думаю, состоятся выборы. Кто пойдет на выборы? Называют фамилию нынешнего премьер-министра Шавката Мирзиёева, который возглавил комиссию по организации похорон президента. Согласно еще советской политической традиции обычно на этот пост назначается наиболее вероятный преемник. Но и возможно для соблюдения необходимых декораций еще два-три человека пойдут на выборы. Возможно это руководители тех партий, которые присутствуют в парламенте. Возможно кто-то из членов той самой госкомиссии, в которой около двух десятков человек. На сайте правительства Узбекистана опубликован ее состав", - сказал эксперт в телефонной беседе с abctv.kz.
Станислав Притчин, научный сотрудник Центра изучения Центральной Азии и Кавказа Института востоковедения РАН,к.и.н, отметил, что на данный момент все процессы в Узбекистане проходят "в спокойном конституционном ключе".
"Мы не видим какого-то ажиотажа среди политической элиты республики в связи с тем, что сейчас идет очень серьезная борьба за власть. Все процедуры, которые сейчас проходят, проходят в спокойном конституционном ключе. Мы можем судить только по каким-то небольшим документам и заявлением, которые обнародываются. В частности, речь идет о появление информации о том, что временно исполняющим обязанности, согласно конституции Узбекистана назначен спикер верхней палаты парламента Нигматилла Юлдашев, комиссию по организации похорон возглавил премьер-министр Мирзиёев- все идет очень штатно, в рамках юридических процедур, которые были установлены в конституционной реформе 2011 года. Скорее всего, по моим ожиданиям, вопрос "Кто будет следующим президентом" уже решен политической элитой к настоящему моменту. Мы сможем судить, кто это будет, когда объявят досрочные выборы президента. Судя по тому, что премьер-министр возглавил комиссию по организации похорон Ислама Абдуганиевича, скорее всего он является наиболее вероятным кандидатом", - сказал российский эксперт.
В ожидании перемен
Что касается второго вопроса, то эксперты сошлись во мнение, что каких-то кардинальных изменений ждать не придется. При этом политологи отмечают низкий уровень товарооборота между Казахстаном и Узбекистаном, который новый глава республики может взять за ориентир и приступить к расширению приграничной торговли.
"Страны торгуют и взаимодействуют на той основе, которая сложилась за 25 лет. Там каких-то проблем серьезных не возникает. Поэтому, я думаю, что все в прежнем русле останется. Это на ближайшие несколько месяцев однозначно пока транзит власти идёт в Узбекистане, пока контракты выполняются заключенные. Все это будет пока работать на мой взгляд", - сказал Эдуард Полетаев, отметив, что вопрос демаркировки границ Узбекистана с приграничными странами и взаимоотношения я ряд центрольно-азиатских государств нуждается в решении.
"Узбекистан это единственная страна в нашем регионе, которая со всеми остальными общую границу имеет. Помимо этого ещё и с Афганистаном. Граница Узбекистана имеет большую конфликтую значимость чем для Казахстана, где у нас урегулировано все давным- давно. У Узбекистана с этим делом сложнее. Не случайно первые лица как раз таки из Душанбе прилетают на похороны, насколько я знаю,из Туркменистана также. Поэтому здесь, я думаю, можно ожидать каких-то подвижек.Я думаю, они будут в положительную сторону в плане урегулирования каких-то конфликтных вопросов с соседями", - подытожил свой ответ господин Полетаев.
Российский эксперт Института востоковедения РАН считает, что для центрально-азиатского региона, в случае если стабильно будет проходить процедура транзита власти, серьезных последствий быть не должно.
"Есть наоборот позитивные возможности для республик Таджикистана и Кыргызстана перезагрузить свои взаимоотношения с Узбекистаном, потому что мы знаем, что отношения у них не очень хорошие в виду огромного комплекса сложностей в двухсторонних отношениях. Если лидеры Кыргызстана и Таджикистана воспользуются моментом и постараются с новым президентом Узбекистана установить личный неформальный контакт, который бы позволил создать базу для решения того конфликтного потенциала, который есть, это могло бы очень позитивно на регион сказаться. По другим вещам сложно прогнозировать", - сказал господин Притчин.
Досым Сатпаев отметил, что все проблемные вопросы между Казахстаном и Узбекистаном давно были решены. Самый главный вопрос при этом является демаркировка границы между государствами, которая была успешно разграничена двумя сторонами. Отношения между Казахстаном и Узбекистаном, по мнению господина Сатпаева, нельзя назвать дружескими, скорее гладкими и бесконфликтными.
"Я думаю, что для Казахстана было бы удобно, если бы новое руководство Узбекистана могло бы внести изменения в региональную политику своей страны, сделав ее более открытой, дипломатичной, бесконфликтной и экономически выгодной.Потому что для нас было выгодно, если бы с Узбекистаном у нас расширилась приграничная торговля. Узбекский рынок очень большой ,там свыше 30 млн человек, поэтому для нас выход на этот рынок был бы неплохой возможностью для нашего бизнеса. Естественно, узбекский производители смогли бы найти свою нишу на казахстанском рынке несмотря на то, что Казахстан является членом Евразийского экономического союза, а Узбекистан туда не входит, я думаю, приграничная торговля была бы для нас выгодной. К сожалению, при Исламе Каримове такого активного процесса не было. Возможно, этот процесс будет исправлен в позитивную сторону", - предположил политолог.
Саяжан Каукенова, Куралай Абылгазина