Прибыль банковского сектора до налогообложения в апреле выросла на 35,3%, до 295,7 млрд тенге (с начала года доналогооблагаемая прибыль увеличилась в 7,5 раза). Чистая прибыль банков составила 283,9 млрд тенге против 214,3 млрд тенге в марте, сообщает статистика Нацбанка.
В апреле банки заработали 10 трлн тенге, на 51,4% больше итогов марта: тогда совокупная выручка банков достигла 6,6 млрд тенге. Ощутимый рост доходов обеспечила положительная переоценка активов, прежде всего валютной позиции. На переоценке банки заработали 8,3 трлн тенге, тогда как в марте переоценка принесла 5,4 трлн тенге.
В апреле объем биржевой торговли валютой сложился на уровне 1,4 трлн тенге, что стало на 89,2% выше мартовских результатов. Внешние шоки стали причиной высокой волатильности курса доллара к рублю и ослабления рубля по отношению к тенге. Участники рынка восприняли ситуацию как сигнал к ослаблению тенге по отношению к доллару. Доллар стремительно рванул вверх с отметки в 319 тенге за доллар и, несмотря на сильную волатильность, оставался в пределах 329-330 тенге. Высокие котировки по нефти во второй половине апреля участники валютного рынка просто проигнорировали. Новые возможности, подаренные рынком, банки отыграли сполна. Доход от дилинговых операций составил 294 млрд тенге против 184,4 млрд тенге в марте, с начала года выручка от операций с валютой увеличилась в пять раз.
Еще одна весомая статья банковских доходов, не связанных с вознаграждением, – это доходы от восстановления резервов. Судя по всему, локальный пик признания плохих кредитов остался позади, к тому же банки нарастили кредитование, что позволило им получить от восстановления резервов 348,5 млрд тенге против 269,7 млрд в марте, рост составил 29,1%. Тем не менее, динамика этой статьи дохода снижается, мартовский рост, к примеру, был существенно выше – 76,5%.
Важной особенностью апреля стал слабый (2,6%), но все же рост кредитных портфелей банков, с 10,8 трлн (по итогам марта) до 11,1 трлн тенге. С начала года ссудный совокупный портфель банков прирос на 4,1% и формирует 46,5% активов банков. Интересно отметить, что вялый кредитный рост не помешал банкам показать более сильную динамику роста доходов от кредитования, которые выросли на 32,8%, до 518,4 млрд тенге. С начала года такие доходы стали больше в 3,9 раза и, скорее всего, объясняются высокими кредитными ставками, которые банки держат на определенном уровне, несмотря на снижение базовой ставки.
Инвестиции в ценные бумаги остаются существенной статьей дохода банковского сектора, время от времени подстраиваясь под конъюнктуру рынка. Например, в апреле банки сократили торговый портфель ценных бумаг в пользу операций репо, а также в облигации, удерживаемые до погашения, преимущественно в ГЦБ. Операции с ценными бумагами позволили банкам нарастить доходы в зависимости от вида финансовых инструментов на 29,7% – 39,6%.
Обязательства перед клиентами составляют 79,5% (16,5 трлн тенге) обязательств банков, или 69% банковских пассивов. В апреле банки не смогли увеличить депозитную базу, объем обязательств перед клиентами с начала года сократился, а совокупные пассивы фактически остаются на одном значении в 23,8 трлн тенге.
Совокупные расходы банков без учета подоходного налога в апреле выросли на 51,9%, до 9,7 трлн тенге. Максимальная доля расходов пришлась на расходы от переоценки – 8,3 трлн тенге в абсолютных цифрах.
Итоги апреля позволяют констатировать, что, несмотря на усилия регулятора по снижению стоимости денег для перезапуска кредитования экономики, кредитная активность остается крайне низкой. Зато банки энергично наращивают вложения в безрисковые и доходные ноты Нацбанка.
Объемы изъятия ликвидности посредством нот в апреле достигли 4,8 трлн тенге, перекрыв рекордное значение марта в 4,2 трлн тенге. Высокий инвестиционный спрос наряду с апрельским снижением базовой ставки на 0,25 процентных пункта позволили Нацбанку снизить доходность привлечения по семидневным нотам с 8,57% до 8,34%. Повышенный спрос со стороны банков наблюдался на более длительные ноты срочностью 28, 91 и 182 дня.
Татьяна Батищева