На казахстанском рынке труда наблюдается жесточайший дефицит представителей рабочих профессий. И об этом с незавидной регулярностью сообщают разные профессиональные ассоциации обществу. Точнее, бьют тревогу, так как разрыв между "надо" и "имеем" в профессиональной сфере сейчас огромен.
И тревога представителей рабочих профессий и ассоциаций передалась в правительство. В ходе своего обращения к жителям Казахстана 1 сентября президент отметил:
"Перед минобразования стоит задача по адаптации учебных программ к новым реалиям. Солдат срочной службы необходимо обучать рабочим специальностям".
Не знаю, каким образом пойдет процесс обучения солдат-срочников и каким специальностям их станут обучать. Но богатый выбор рабочих профессий однозначно есть. К примеру, рестораны в нынешних обстоятельствах разбирают немногочисленных профессиональных поваров, кондитеров, кулинаров, тестовиков, обвалочников и представителей прочих ресторанных профессий еще на первом курсе колледжей. "Щенятами", как выразилась в сердцах Гульнара Катибаева, представитель ассоциации "Клуб рестораторов РК".
– Проблем много: подготовка специалистов в колледжах слабая, профильных специалистов не хватает. Мы принимали экзамены у выпускников, дети очень слабо подготовлены, им знаний не хватает. При этом я ездила по колледжам, смотрела, как колледжи оборудованы. Шикарное оборудование, по последнему слову, но многие преподаватели сами не знают, как на нем работать. А для того, чтобы преподаватели дали знания своим студентам, они должны быть в курсе всего, как работает HoReCa. Они этого не знают. Мы, ассоциация, даже готовы предоставить специалистов для обучения, чтобы решить эту проблему, – говорит Гульнара Катибаева.
Рестораторам приходится "дообразовывать" выпускников колледжей уже в процессе работы. Их на новых рабочих местах обучают на практике современным технологиям и знакомят с современным оборудованием. Но это все мелочи по сравнению с тем, что самих специалистов попросту нет.
Огромная нехватка специалистов и в транспортной отрасли. И этот факт очевиден. Стоит только проехать в автобусе.
Острый дефицит кадров испытывают и строительные компании. Ассоциация застройщиков Казахстана приводит весьма красноречивые цифры:
Самый минимальный спрос в строительстве по квалифицированным строительным кадрам составляет более 80 тысяч человек. А в учебных заведениях по строительным специальностям обучено в прошлом году всего 8797 человек. Точнее, 203 отделочника (на 1600 вакансий), 424 штукатура-маляра (на 815 мест), 353 каменщика (требуется минимум 1384), 330 сантехников (на 800 вакансий), 15 бетонщиков при дефиците в 2615 специалистов.
Почему это происходит? Неужели в Казахстане мало колледжей?
По данным министерства образования и науки РК, в 2019-2020 гг. действовали 787 учебных заведений технического и профессионального образования, в которых обучалось 466,4 тысячи студентов. Из этих заведений 456 – государственные, 331 – частные. В прошлом году эти учебные заведения выпустили на рынок труда более 140 тысяч юношей и девушек. Из них постоянные рабочие места получили 72% от общего количества выпускников.
Куда делись еще 28% выпускников – статистика не объясняет. Но явно не потому они не пошли работать по профессии, что им рабочих мест не хватило…
Но это все по стране в целом. А если приглядеться? К примеру, в Петропавловской области сеть организаций ТиПО (техническое и профессиональное образование) составляет 24 колледжа, из них 20 государственных, 4 частных.
Из справки управления образования акимата Северо-Казахстанской области:
"В них обучаются 10 724 студента по 75 специальностям и 126 квалификациям, востребованным на рынке труда. В рамках госзаказа обучаются 8370 человек, или 78%. По рабочим специальностям обучаются 35% (3750 человек), по специальностям среднего звена – 65% (6974 человека). Новыми образовательными программами охвачено 5533 студента, или 57%. В 2020 году по результатам поэтапной аттестации (по освоению модуля) 399 студентов получили первую рабочую квалификацию".
Во всех колледжах существует практика анкетирования работодателей (социальных партнеров) для определения квалификационных требований к будущим специалистам и дальнейшей подготовки кадров с учетом этих требований.
"Учебными заведениями технического и профессионального образования осуществляется тесное взаимодействие с Ассоциацией строителей области, Ассоциацией рестораторов и отельеров СКО, УВД СКО, лечебными учреждениями области, агросельхозформированиями, ведущими заводами и другими промышленными предприятиями", – сообщается в справке.
Три колледжа в Петропавловске имеют статус "высший колледж": Северо-Казахстанский высший медицинский колледж; Высший колледж им. Магжана Жумабаева; Высший сельскохозяйственный колледж им. Жалела Кизатова. При колледжах действуют три центра компетенций: для сельскохозяйственной отрасли, для информационных технологий, для отрасли транспорта и энергетики.
По техническим специальностям, а это наиболее востребованные у работодателей в регионе, в Петропавловске готовят сразу несколько учебных заведений.
В колледже инновационного профессионального развития, к примеру, готовят операторов автоматических и полуавтоматических линий станков и установок, и принимают сюда абитуриентов на базе 11-х классов.
Из стен гуманитарно-технического колледжа выходят мастера- строители широкого профиля ("строительство и эксплуатация зданий и сооружений"). Эти специалисты могут заниматься всеми видами строительных работ.
– Тот госзаказ, который выдвинул областной департамент образования, мы уже закрыли полностью и сейчас набираем коммерческие группы. Это для тех абитуриентов, кто не поступит сейчас в университет и будет вынужден идти в другие учебные заведения в коммерческие группы. На сегодня политика нашего акимата в плане нагрузки на специальности совпадает с нашей политикой. Мы понимаем, что город сейчас нуждается в таких специалистах, как строители, слесари – авторемонтники, бухгалтеры и экономисты на госязыке. Мы эти все услуги предоставляем, и у нас стопроцентная заполняемость групп, – рассказал директор гуманитарно-технического колледжа Виктор Викторович Михейкин (для прихожан Петропавловской и Булаевской епархии – владыка Владимир).
Есть в колледже специальность "вычислительная техника и программное обеспечение", но здесь, как говорит директор, есть проблема: в колледже лет пять не обновлялось оборудование. То, что есть, морально и физически устарело. На нем демонстрировать IT-технологии невозможно. И свою задачу, как нового руководителя колледжа, а владыка Владимир возглавляет колледж с июня, видит так: в короткие сроки вернуть учебному заведению его былую славу.
– Оно открывалось в 1913 году как Романовское училище, в тридцатые годы действовало как учебное заведение. А в военные годы сюда переселился из блокадного Ленинграда судостроительный техникум, и он давал специалистам знания, необходимые для фронта, для победы. По сути, вся история колледжа показывает, что не одно поколение людей отсюда выпустилось – те, кто составляет гордость Казахстана. В нашем городе многие руководители разного уровня закончили техникум механический, который тут был. Он гремел на всю область, он был лучший. Потом он ослабил некоторые позиции. Но мы думаем, мы уверены, что вернем эти позиции и даже преумножим. Потому что сейчас перед нами стоит задача разработать новые конкурентоспособные профессии. И мы будем этим заниматься, чтобы дети получали современные навыки и профессии. Мы уже провели два педсовета с коллективом, все отметили необычайно сложную систему преподавания сейчас, потому что практически два года дети были на дистанционном обучении, а научить дистанционно профессии очень сложно. И поэтому все преподаватели ждут, что сейчас мы выйдем на систему офлайн-обучения, – отметил директор.
Виктор Викторович за конкуренцию в образовательной среде. Он отмечает, что сейчас увеличивается количество негосударственных учебных заведений в области, а вот государственных, наоборот, уменьшается. Тенденция эта вполне естественна – государству тяжело тащить на себе весь груз профессионально-технического образования.
– За тридцать лет техникумы Казахстана скатились на уровень училищ. Все те, кто не поступает в девятый класс, кто не поступает в вузы – все идут в колледжи и техникумы. Хотя изначально это было задумано как профессиональное образование и сюда шли дети, которые хотели овладеть профессией. Как следствие – падение уровня образования, большое количество правонарушений среди учащихся, большое количество отчисленных за академическую задолженность – 27 человек в этом году!.. То есть 27 человек не сформировались как будущие члены общества в нашем колледже, потому что либо мы их упустили, либо мы с ними не сработались… Этих проблем здесь очень-очень много, их нужно решать, нужно создать конкурентоспособность детей, создать престижность колледжа, – говорит директор.
Чтобы быть конкурентоспособными на рынке образовательных услуг, чтобы из стен колледжа выходили специалисты, которые будут востребованы на рынке труда, колледжам надо подстраиваться под реалии нынешнего времени.
– Я предложил с этого года ввести так называемый комплексный экзамен, которого здесь раньше не было. Хотя комплексный экзамен был предложен минобразования еще в 2015 году. Суть его в том, что принимают экзамен не только преподаватель и представитель колледжа, но и представители самой профессии. То есть будущие работодатели. И они будут видеть не только теоретические знания, которые учащийся приобрел, но и то, что он умеет делать практически. Для этого на последнем курсе необходимо заключать договоры на проведение практики непосредственно на предприятиях. Очень важно, чтобы эта практика была не формальной и не только на бумаге. Чтобы человек, обретая рабочую профессию, понимал: он востребован, у него будет работа. У нас в области не хватает строителей. На сегодняшний день 60% всех строителей в области – это представители Узбекистана и Таджикистана, которые на наших стройках зарабатывают неплохие деньги. А почему наши ребята не могут эти же неплохие деньги на стройках зарабатывать? – вопрошает директор.
Действительно, почему? Вопрос открытый… В колледже надеются, что найдутся средства для приобретения нового оборудования и тогда можно будет поднять на новый уровень подготовку специалистов IT-технологий. Такие специалисты сейчас очень востребованы. Об этом же в День знаний сказал и президент страны, подчеркнув важность цифровизации для Казахстана и добавив, что "необходимо подготовить не менее 100 тыс. IT-специалистов".
– Я уже всем еще в июне дал задание – давайте думать о разработке новых профессий. – Продолжает директор колледжа. – Есть интересные предложения. К примеру, профессии, которые я отношу к разряду медицинско-юридических. Что это такое? Это юридическое сопровождение инвалидов или детей, у которых, скажем так, нестандартная жизнь, солнечных детей. Я слышал, что в Петербурге есть школа, где готовят специалистов, которые помогают таким людям правильно обустроить их жизнь, заботятся об их достатке, обеспечивают связь с соцработниками. И это та профессия, которой у нас вообще не учат. А мы, может быть, на это можем замахнуться. Еще вариант – какие-то специальности, связанные с лингвистикой. Казахстан очень нуждается в специалистах, связанных с Китаем, и Китай тоже нуждается в таких специалистах, у нас большие экономические связи. У нас в городе есть Казахско-турецкий лицей, и выпускники очень востребованы. Так почему же нам часть групп не перепрофилировать на китайский язык, основы китайской жизни, экономики, бизнеса и законодательства? – рассуждает Виктор Викторович.
Еще один важный момент – бытовые условия в колледже. Все должно быть целым, чистым, студенту должно быть удобно учиться в этом здании. С этим в колледже тоже проблемы – здание старое, поизношенное, давно не ремонтировалось. Надо успеть привести его в порядок до нового учебного года.
– А я считаю, что престижность колледжа начинается в том числе с туалета и буфета, простите. С порядка в аудиториях, с парт, с чистоты, с хорошего освещения. То есть сначала надо чисто внешне воспринять колледж, а потому мы уже знакомимся с преподавательским составом, с системой образования и воспитания здесь. Мы благодарны департаменту образования, очень благодарны, что откликаются на все наши просьбы по вопросам, связанным с ремонтом и обеспечением жизнедеятельности детей. Конечно, есть претензии к ним, что до такого состояния колледж довели – не было за ним надзора со стороны органов образования. Я ж еще директор частной школы, и я знаю, как строго контролируется порядок в школе: пожарная безопасность, здравоохранение, питание, обучение, воспитание, все это неоднократно в течение года проверяется органами образования. А колледж почему-то выпал из этой системы. И инфраструктура – столовая, туалеты, спортзал, медицинский корпус, общежитие – все это в полуразрушенном состоянии, находится в запустении. И нам сегодня приходится многие вопросы поднимать, но опять-таки акимат реагирует на это хорошо, и мы за летний период два транша финансовых от них получили, чтобы провести небольшой ремонт. Я повторяюсь – небольшой. Для полного ремонта нужны большие средства, – отмечает директор.
Конечно, все эти проблемы решаемы. И уже решаются. Потому что молодым людям нужна работа, а области нужны специалисты. И, что бы там ни думали про жизнь в постиндустриальном обществе, где сфера услуг является основой экономики, отказаться от рабочих профессий в ближайшем обществе вряд ли у нас получится. Всегда нужен тот, кто устранит неисправность на теплотрассе, построит дом, положит асфальт, починит станок. И креативному и современному миру не выжить без этих нужных и важных профессий.
Из справки управления образования акимата Северо-Казахстанской области
В текущем году из организаций технического и профессионального образования области выпущено 2810 человек дневной формы обучения. Из них в рамках государственного образовательного заказа 2400 человек, или 85%.
Мониторинг предварительного трудоустройства и занятости выпускников по состоянию на 01.07.2021 года показывает:
- трудоустроились на постоянных рабочих местах 1499 человек (62,4%);
- продолжат дальнейшее обучение в вузах и колледжах 490 человек (20%);
- призываются на срочную военную службу 229 чел. (9,5%);
- планируют выехать за пределы РК 42 человека (1,7%);
- будут находиться в отпуске по беременности 103 выпускницы (4,2%);
- не определились с трудоустройством и занятостью 37 человек (1,5%).
Евгения Морозова
Подписывайтесь на Telegram-канал Atameken Business и первыми получайте актуальную информацию!