Кто ответит за товар?

2374

Казахстанский бизнес по-прежнему испытывает трудности во время перехода границы из-за недостаточной модернизации пунктов пропуска, расположенных на российской стороне.

Кто ответит за товар?

Уже не первый год одним из проблемных вопросов для предпринимателей приграничных областей – Актюбинской и Оренбургской – является автопереход государственной границы между РК (пункт пропуска "Жайсан") и РФ (пункт пропуска "Сагарчин"), который занимает по времени порой до 10 часов.

И еще одна проблема – повторная проверка товаров на пересечении российско-казахстанской границы. Если на казахстанской стороне установлен инспекционно-досмотровый комплекс, с помощью которого грузовые транспортные средства проверяются бесконтактно, то на российской стороне груз для досмотра приходится выгружать, затем обратно загружать, что может повлиять на целостность и внешний вид товара. В очередной раз эти вопросы обсуждались во время совещания в РПП Актюбинской области с участием российских коллег в режиме видеоконференции, сообщает inbusiness.kz.

Модераторами выступили бизнес-омбудсмен, заместитель директора РПП Актюбинской области Руслан Куйшинов и уполномоченный по защите прав предпринимателей в Оренбургской области Виктор Коршунов.

Эффект бутылочного горлышка

Предприниматели терпят неудобства, а зачастую и убытки на российско-казахстанской границе. Если с казахстанской стороны на пограничном переходе действует многополосность пропуска (отдельные полосы для маршрутных автобусов, легковых авто, большегрузного транспорта), то на российской стороне весь автотранспорт стоит в одной очереди. Из-за этого на нейтральной зауженной полосе с российской стороны создаются огромные очереди, в которых легковые авто простаивают по пять-восемь часов, а крупногабаритные фуры, бывает, "загорают" сутками. Собственно, сами пробки образуются именно на российской стороне.

"На сегодняшний день пограничный контроль на участке ответственности осуществляет с границей Оренбургской области пункт пропуска "Жайсан – Автомобильная". В 2017 году в пункте пропуска проведена реконструкция. Полосы движения были увеличены от четырех до восьми и были поделены на типы транспортных средств. В настоящее время пропускная способность пункта от 2 тысяч до 4 тысяч транспортных средств в сутки. Пропускная способность пункта пропуска преобладает над сопредельным пунктом пропуска. Имеет форму горлышка. Этот вопрос мы ранее поднимали в двухстороннем формате. Вопрос до сих пор остается открытым", – сказал и. о. начальника управления погранконтроля департамента ПС по Актюбинской области, подполковник Айдар Бакаев.

А воз и ныне там

Дык, проблема бородатая! Еще в сентябре 2019 года, когда тот же господин Коршунов приезжал в Актобе, прошла встреча в поселке Казанка Мартукского района области, что в 20 км от вышеуказанного пограничного перехода, о чем сообщал inbusiness.kz 

"Переход "Сагарчин – Жайсан" на сегодняшний день самый трудный. Благодаря тому, что мы начали говорить официально и публично на общественных площадках всех уровней, этот вопрос стал подниматься и обсуждаться. Я лично обращался и писал служебную записку губернатору Оренбургской области Денису Паслеру, тогда он еще был временно исполняющим обязанности, о том, что происходит на границе. После чего к нам приезжал министр транспорта РФ Евгений Дитрих, с которым обсуждалась эта проблема. По переходу "Сагарчин – Жайсан" принята программа, согласно которой с 2020 года начнутся проектно-изыскательные работы по расширению полос системы, устройству самой инфраструктуры обслуживания и техническому перевооружению с нашей стороны. С 2021 по 2024 год мы должны получить новый комплекс с пропускной способностью, в восемь раз превышающей сегодняшнюю", – сказал тогда уполномоченный по защите прав предпринимателей в Оренбургской области.

Более того, еще тремя годами ранее, а если быть точнее, в октябре 2016 года, эта проблема поднималась на уровне глав государств, когда президенты двух стран Нурсултан Назарбаев и Владимир Путин обсуждали вопрос транспортно-логистического потенциала евразийского пространства.

Вот что тогда сказал Бердыбек Сапарбаев, будучи акимом Актюбинской области, г-ну Путину по поводу пограничного перехода "Сагарчин – Жайсан" (Оренбургская область, РФ / Актюбинская область, РК): 

"Считаем актуальным рассмотреть вопрос расширения пункта пропуска "Сагарчин" Пропускная способность КПП "Жайсан" увеличена с 2000 до 8000 автомобилей, а дорога расширена с 3 до 6 полос". Это с казахстанской стороны.

Таможня не дает добро?

Вторая проблема. Как отметил Руслан Куйшинов, в РПП обратились индивидуальные предприниматели, занимающиеся реализацией автозапчастей. В своей петиции они объяснили, что с начала 2021 года предприниматели часто сталкиваются с проблемой повторной проверки товаров на пересечении российско-казахстанской границы. 

"При этом у предпринимателей имеются все документы, официально предусмотренные законодательством двух стран на перевозку товаров при переходе границы РФ и РК. К примеру, в летние месяцы, когда погода благоприятная, повторная проверка товаров не создает больших проблем, но в межсезонье из-за погодных условий такие проверки создают дополнительные проблемы", – зачитал из обращения актюбинский бизнес-омбудсмен.   

В свою очередь предприниматель Аян Баймышев пояснил, что при неблагоприятных природных условиях в процессе выгрузки и повторной загрузки портится внешний вид товара. 

"При этом за проведение таких мероприятий пограничные службы не несут никакой ответственности при порче товаров. На сегодняшний день из-за карантинных мер провозка дополнительного сопровождающего при прохождении границы невозможна. В этой связи выгрузка и загрузка товара приходится на самого водителя. Дополнительная проверка также создает неблагоприятную ситуацию на самой границе: скандалы, протесты перевозчиков.  Во избежание таких ситуаций возникает вопрос: почему пограничные службы не проводят проверку лазерными приборами, сканером?" – спрашивает актюбинский предприниматель. 

С казахстанской стороны таких проблем не существует для предпринимателей.

"В целях упрощения процедуры досмотра в 2019 году в пункте пропуска установлен инспекционно-досмотровый комплекс. Мы бесконтактно имеем возможность проверять грузовые транспортные средства. Как на въезд, так и на выезд. Не запрашивая технологические проходы. На проведение пограничного контроля транспортного средства уделяется не более 25 минут. На данном пункте пропуска, помимо погранконтроля, также действуют экспертный контроль, гарантийная служба, транспортный контроль и фитосанитарная служба", – подтвердил и. о. главного пограничника области подполковник Айдар Бакаев.

Оренбургским бизнес-омбудсменом предложено создать межведомственные рабочие группы на обеих территориях для оперативного реагирования и ускорения процесса стабилизации работы приграничного бизнеса.

"Создавая рабочие межведомственные группы, мы сокращаем сроки выполнения проблемных вопросов. МИД будем привлекать, чтобы они помогли сориентироваться в международном законодательстве, потому что эта тема особенная. В свою очередь, у меня тоже есть несколько обращений, которые я вам передам, в частности, от регионального минсельхоза", – ответил в ходе видеоконференции Виктор Коршунов, чем какой-то конкретности не привнес. И так уже на протяжении нескольких лет.

Семён Данилов

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться
Подпишитесь на наш Telegram канал! Узнавайте о новостях первыми
Подписаться