На границе фуры ходят хмуро

7857

Одним из проблемных вопросов для предпринимателей приграничных областей – Актюбинской и Оренбургской – является автопереход государственной границы между РК (пункт пропуска "Жайсан") и РФ (пункт пропуска "Сагарчин"), который занимает по времени до 10 часов.

На границе фуры ходят хмуро

Вопрос поднимается уже не первый год. Предприниматели, особенно в летнее время, терпят неудобства, а зачастую и убытки на российско-казахстанской границе. Если с казахстанской стороны на пограничном переходе действует многополосность пропуска (отдельные полосы для маршрутных автобусов, легковых авто, большегрузного транспорта), то на российской стороне весь автотранспорт стоит в одной очереди. Из-за этого на нейтральной зауженной полосе с российской стороны создаются огромные очереди, в которых легковые авто простаивают по пять-восемь часов, а крупногабаритные фуры, бывает, "загорают" сутками. Собственно, сами пробки образуются именно на российской стороне.

По этому поводу в поселке Казанка Актюбинской области, что в 20 км от пограничного перехода, прошло выездное заседание регионального Совета по защите прав предпринимателей с участием представителей российской стороны. Актюбинский бизнес попросил российскую сторону рассмотреть вопрос расширения пункта пропуска "Сагарчин".

"Согласно информации Погранслужбы КНБ РК, за период с 2016 по 2019 год отмечено значительное увеличение пассажиро- и грузопотоков (на 40%), а также транспортных средств (на 25%), следующих через пункты перехода казахстанско-российской границы на территории Актюбинской и Оренбургской областей. Причем 58% всего потока проходит через пункты "Жайсан" – "Сагарчин", – отметил заместитель директора по правовым вопросам Палаты предпринимателей Актюбинской области Руслан Куйшинов.

Российская сторона в курсе вопроса. Для бизнеса РФ это тоже существенный барьер. Стоит отметить, что ж.-д. перевозки между приграничными регионами осуществляются без каких-либо проблем. А вот с автотранспортными возникла проблема, и из-за ежегодного увеличения потока она только усугубляется.

"Переход "Сагарчин – Жайсан" на сегодняшний день самый трудный. Благодаря тому, что мы начали говорить официально и публично на общественных площадках всех уровней, этот вопрос стал подниматься и обсуждаться. Я лично обращался и писал служебную записку губернатору Оренбургской области Денису Паслеру, тогда он еще был временно исполняющим обязанности, о том, что происходит на границе. После чего к нам приезжал министр транспорта РФ Евгений Дитрих, с которым обсуждалась эта проблема. По переходу "Сагарчин – Жайсан" принята программа, согласно которой с 2020 года начнутся проектно-изыскательные работы по расширению полос системы и устройству самой инфраструктуры обслуживания и техническому перевооружению с нашей стороны. С 2021 по 2024 год мы должны получить новый комплекс с пропускной способностью, в восемь раз превышающей сегодняшнюю. Но в целом это вопрос не решит. Нужно ко всему подходить комплексно и зеркально. У нас существует подобная проблема с точностью наоборот. На переходе "Первомайское – Жиренкопа. У нас там три полосы, а с вашей стороны идет заужение. Если мы сейчас начнем правильно рассматривать проблему и профессионально задавать вопросы, то сможем решить ее комплексно. Одним переходом, сколько бы мы его ни расширяли, ничего не решим. Как говорят специалисты, он еще больше будет загружаться", – сказал уполномоченный по защите прав предпринимателей Оренбургской области Виктор Коршунов.

"Мы этот вопрос уже поднимали перед депутатами Парламента РК. Они сейчас его прорабатывают по своей линии. Понимаем, и аким Актюбинской области, и губернатор Оренбургской области решают данный вопрос, но каждый на местном уровне. Теперь мы хотим поднять этот вопрос на Форуме межрегионального сотрудничества Казахстана и России, который пройдет в Омске в ноябре этого года. Если эту проблему не начать решать сейчас, то она будет только усугубляться и расти, как снежный ком", – в свою очередь заметил председатель Совета по защите прав предпринимателей РПП Актюбинской области Есимхан Курмангазин.

Самыми эмоциональными спикерами были, конечно же, сами предприниматели, которые на себе прочувствовали проблему, которая вылилась либо в реальные убытки, либо в недополученной прибыли.

Например, учредитель ТОО "Болат ЛТД", специализирующегося на промышленном выращивании и переработке ремонтантной малины, Аскарбек Мамырбаев с сожалением отметил, что при всей перспективности приграничного рынка (граница находится от Актобе на расстоянии 90 км, а Оренбург в 260 км), он не может поставлять туда свою скоропортящуюся продукцию из-за проблем с переходом границы.

"Мы уже несколько лет живем в Евразийском экономическом союзе. Основные цели, которые ставились при его создании: свободное перемещение товаров, услуг и трудовых ресурсов. Ежегодно наши президенты встречаются на саммитах приграничного сотрудничества. Даются одни и те же поручения – устранить препятствия для развития бизнеса. Также чтобы любой человек, живущий в ЕЭС, смог беспрепятственно сесть в машину и свободно перемещаться по территории союза. Летим самолетом или едем поездом – никаких проблем. А автотранспорт стоит на границе по 10-12 часов. Скорее всего, здесь есть большая коррупционная составляющая. Раньше все грешили на таможню. Теперь ее нет внутри союза. Тогда что проверяют пограничники? Почему мы опять сталкиваемся с подобной проблемой? На одном из саммитов Владимир Путин поднимал этот вопрос и давал соответствующие поручения. Прошло два года. Да, сделали хорошее дело – отремонтировали дорогу со стороны России. Теперь от Оренбурга до пункта перехода "Сагарчин" отличная трасса. Осталось, по большому счету, дополнительные ворота поставить. Теперь год будут проектировать, три года расширять. У нас нет на это времени! Эти вопросы надо поставить перед руководителями наших стран. Ни акимы, ни губернаторы их не решат", – высказал свое мнение г-н Мамырбаев.

Айгуль Сактаганова – директор ТОО "Экспресс-груз". Компания занимается грузоперевозками. С ее стороны были претензии не только к российской, но и казахстанской стороне.

"Это уже наболевшая тема. С нашей стороны существует три полосы: для большегрузного транспорта, легковых автомобилей и для рейсовых автобусов. С российской стороны только одна полоса, весь транспорт идет единым потоком. Но и на нашей стороне есть проблемы – у транзитных перевозчиков. Не все знают наши требования. И если кто-то встал по какому-то вопросу, то за ним выстраивается вся колонна, пока тот не решит его. Никакого кармана для подобных случаев нет. К нашему экспортному контролю есть вопросы. Отнести-принести бумажку занимает время. Мои водители по 12 часов стоят на границе. А в договоре прописаны сроки доставки. Представьте, какое нервное напряжение. В прошлые годы мы шикарно отрабатывали российское направление. Сейчас водители не хотят туда ехать, и я их понимаю. В последнее время перевозим груз по Казахстану. Дешевле, но спокойнее", – резонно подчеркнула предпринимательница.

Совет защиты прав предпринимателей принял решение обратиться во Внешнеторговую палату Казахстана и НПП "Атамекен" с просьбой о включении вопроса о пунктах пропуска между РК и РФ в повестку дня предстоящего XVI Форума межрегионального сотрудничества Казахстана и России в Омске.

Семен Данилов

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться
Подпишитесь на наш Telegram канал! Узнавайте о новостях первыми
Подписаться