Спасет ли продажа акций компанию от разорения и сохранит ли государство контроль над КТЖ, разбирался корреспондент inbusiness.kz.
Долг и новые кредиты
КТЖ является монополистом на рынке железнодорожных перевозок в Казахстане и владеет внушительным вагонным парком. Однако сегодня финансовое положение компании, по мнению эксперта Расула Рысмамбетова, остается слабым. КТЖ увеличивает долговую нагрузку, приобретая новые локомотивы в кредит.
"Правильнее было бы навести порядок в финансах и только потом идти на IPO. Главным для инвесторов будет прибыль и твердая финансовая позиция компании, чего сейчас не хватает. КТЖ нужно поработать над долговой нагрузкой и эффективностью расходов", – считает он.
В самой компании уверены, что поступают правильно: повышение регулируемых тарифов до уровня рентабельности и эксклюзивное право на транзитные перевозки могут привлечь инвесторов. Эти меры, модернизация инфраструктуры и увеличение товарооборота между Европой и Азией также могут повысить интерес.
При этом в КТЖ прекрасно понимают, что высокая долговая нагрузка может оказать негативное влияние на выбор со стороны потенциальных инвесторов.
"Готовность КТЖ к IPO в 2025 году будет определена по итогам реализации подготовительных мероприятий", – подчеркнули в компании.
IPO – палка о двух концах
Несмотря на цель IPO сократить долю государства в экономике, КТЖ остается стратегически важной для страны, обеспечивая значительную часть грузовых и пассажирских перевозок. Однако, как отмечает Расул Рысмамбетов, IPO несет определенные риски.
"При IPO размывается контроль над компанией. Поэтому это всегда палка о двух концах", – указал он, подчеркнув важность защиты от возможного контроля иностранных интересов, в частности российских и китайских компаний.
Тем временем в компании заверяют, что в рамках предстоящего IPO планируется реализовать миноритарную часть акций КТЖ.
Справочно: Это небольшая доля акций, не позволяющая напрямую участвовать в управлении компанией.
"То есть государство в лице АО "Самрук-Казына" остается основным акционером и не потеряет контроль над компанией. Это значит, что интересы государства будут учитываться на всех этапах IPO", – объяснили в КТЖ.
Придут ли на помощь?
В компании предполагают, что часть средств от IPO пойдет на снижение долговой нагрузки, модернизацию парка, развитие инфраструктуры и другие перспективные проекты. Также IPO может способствовать развитию Среднего коридора, соединяющего Евразию.
Дополнительно ожидается, что IPO даст импульс для дальнейшего развития железнодорожной инфраструктуры, в частности Среднего коридора, соединяющего Евразию.
К другим положительным результатам IPO КТЖ можно отнести:
- поддержка притока прямых иностранных инвестиций в страну; дополнительный доход от приватизации в государственный бюджет;
- улучшение корпоративного управления и прозрачности в соответствии с международными стандартами; дальнейшее укрепление инвестиционного профиля Казахстана среди глобальных инвесторов как юрисдикции с привлекательной и прозрачной экономикой и благоприятной для инвесторов средой;
- дальнейшее повышение прозрачности стоимости портфеля АО "Самрук-Казына", стандартов корпоративного управления.
Замахнулись на биржу
Несмотря на осторожные и пессимистические прогнозы экспертов, в КТЖ сейчас рассматривают Лондонскую фондовую биржу (LSE) как один из выходов на международный рынок. Это одна из ведущих мировых бирж, позволяющая привлекать значительные средства. Но выход на биржу – это еще и сложный, многоэтапный процесс, который требует тщательной подготовки и финансовых вложений.
Конечно, при грамотном подходе у КТЖ есть возможность обеспечить значительный приток капитала и укрепить статус компании. Но вопрос, сможет ли компания реализовать все намеченные планы и не растеряет ли по дороге в светлое будущее имеющийся энтузиазм, остается открытым.
Читайте по теме:
Поэтапное удорожание железнодорожных тарифов планируют в Казахстане