На заседании мажилиса председатель Высшей аудиторской палаты Алихан Смаилов рассказал о плачевном состоянии "Қазақстан темір жолы", передает inbusiness.kz.
Он отметил, что созданные условия для излишних посредников вокруг КТЖ привели к завышению стоимости товаров и услуг более чем на 80 млрд тенге.
"Некогда самодостаточная компания "Қазақстан темір жолы" по причине неэффективного и консервативного менеджмента, непродуманного разгосударствления находится на грани выживания. Все высокодоходные услуги переданы в руки частных компаний. Пилотный проект по доступу частных перевозчиков на магистральную железнодорожную сеть, действующий с 2018 года, не принес ожидаемого эффекта и приводит к потерям доходов КТЖ. Дальнейшее ухудшение состояния активов, наращивание долгов и невозможность их обслуживания без кардинальных изменений в управлении приведет к дефолту КТЖ", – сказал он.
При этом частные перевозчики грузов осуществляют наиболее прибыльные перевозки, в частности нефти и нефтепродуктов, а также маршруты с формированием полного состава поезда, на электрифицированных участках, пояснил Смаилов.
"Тарифы частных ж/д перевозчиков грузов завышены. В отдельных случаях на 32%. В том числе за счет включения затрат, которые фактически не производятся. А это значительно влияет на стоимость перевозки товара для конечного потребителя. Здесь также усматриваются слабые позиции уполномоченного органа по регулированию тарифов. Подходы в тарификации должны быть справедливыми. Поэтому необходимо рассмотреть целесообразность дальнейшей работы частных железнодорожных перевозчиков", – отметил он.
Так, по его словам, 73% всего грузооборота КТЖ за период с 2020 по 2023 год перевезено по тарифам ниже себестоимости.
"Убытки по регулируемым тарифам составили 907 млрд тенге, в том числе более половины – по экспорту. При этом уровень отдельных тарифов на экспорт ниже, чем на перевозку социально значимых продовольственных товаров внутри республики. Все убытки перекрываются в основном за счет транзитных доходов КТЖ. В этом отсутствует здравый экономический смысл. Ни один предприниматель не заинтересован работать по принципу благотворительности. Это прямая дорога к банкротству. Сегодня КТЖ не способна оплачивать свои обязательства. Компания находится в "красной" зоне кредитного риска", – подчеркнул аудитор.
Долг нацперевозчика на начало 2024 года составлял 2,9 трлн тенге и продолжает расти, сказал он. При этом 45%, или 1,3 трлн тенге, из общего долга направлено на рефинансирование ранее принятых долговых обязательств. В связи с этим, по его мнению, необходимо провести оптимизацию затрат КТЖ с определением конкретных сроков по оздоровлению финансового и технического состояния.
Также Алихан Смаилов ответил, почему ситуация в КТЖ ухудшилась, когда он был премьером.