АО "Казахстан темiр жолы" (КТЖ) собирается взять очередной кредит, теперь уже у Азиатского банка инфраструктурных инвестиций (АБИИ). Об этом сообщается на сайте международного финансового института (МФИ), обнаружил корреспондент inbusiness.kz.
"Проект включает 10-летний старший необеспеченный корпоративный кредит в размере до 150 миллионов долларов США (в швейцарских франках) для акционерного общества "Национальная компания "Казахстан темир жолы" (КТЖ) для строительства и эксплуатации однопутной электрифицированной железной дороги в обход города Алматы на юго-востоке Казахстана. Линия соединит станцию Жетыген со станцией Казыбек Бек на западе, включая 75-километровую однопутную электрифицированную железную дорогу, 3 новые станции, 13 мостов, 5 железнодорожных путепроводов и один автодорожный путепровод, а также реконструкцию станций Жетыген и Казыбек Бек", – детализируется в выкладке банка.
Концептуальный обзор кредитного проекта состоялся в мае прошлого года, в марте этого по нему была проведена заключительная оценка. Гарантом по займу выступает материнская структура "Самрук-Казына".
Как известно, международный транзит грузов в Казахстане тарифицируется в швейцарских франках, так что очень похоже, что обводная железнодорожная линия в обход Алматы будет больше использоваться для транзитных целей, раз выплаты по кредиту АБИИ предполагаются в валюте Швейцарии во избежание валютных рисков.
Между тем, как писал inbusiness.kz, недавно КТЖ запросила существенное повышение тарифов за пользование магистральной железнодорожной сетью (МЖС) во внутренних и экспортных направлениях, частично обосновав их увеличение необходимостью финансирования строительства железной дороги вокруг Алматы. Таким образом, в случае утверждения тарифных инвестиционных затрат в 99 млрд тенге за проект общей стоимостью 135,5 млрд тенге в значительной мере будут платить и потребители услуг железнодорожных перевозок внутри страны и на экспорт.
В январе наше издание сообщало, что по проекту "Обводная Алматы" в 2024 году было подписано мандатное соглашение с АБИИ и Международной финансовой корпорацией (МФК) по финансированию на условиях предоставления кредита в швейцарских франках в эквиваленте на сумму до 300 млн долларов по плавающей ставке SARON 6M + 1,3 на 10 лет, включая два года льготного периода, под гарантию "Самрук-Казына". Заключение кредитного соглашения было запланировано на первый квартал этого года.
На конец сентября прошлого года долговая нагрузка КТЖ оценивалась примерно в 2,5 трлн тенге.
В заключение отметим, что, кроме займа КТЖ, АБИИ также недавно опубликовал анонс кредита "КазАвтоЖолу" на 502 млн долларов на реконструкцию и модернизацию 234-километрового участка автодороги Актобе – Улгайсын, о нем наше издание ранее упоминало в этом материале.