Тарифная бомба под перевозки: КТЖ берет валютный кредит на фоне валютного шторма

706

Полученную иностранную валюту хотят скрестить с новыми тенговыми изъятиями из Нацфонда для реализации очередного инвестпроекта.  

Тарифная бомба под перевозки: КТЖ берет валютный кредит на фоне валютного шторма Фото: inbusiness.kz

АО  "НК "Казахстан темiр жолы" (КТЖ) планирует привлечь дополнительные заемные средства для реализации своей инвестпрограммы в 2025 году. Об этом говорится в документе под названием "Возможные условия финансирования и возврата заемных средств", размещенном в базе данных "Монополист" в ноябре прошлого года, которые обнаружил inbusiness.kz.

"Реализацию инвестиционной программы на 2025 год планируется осуществить за счет собственных средств в размере 177 875 086 тыс. тенге без НДС и привлечением заемных средств на сумму 102 446 075 тыс. тенге без НДС, в том числе: на строительство вторых путей на участке Достык – Мойынты из Национального фонда РК в виде облигационного займа на сумму 37 790 985 тыс. тенге без НДС, по финансированию "Обводной Алматы" за счет займов с Азиатским банком инфраструктурных инвестиций (AIIB) и Международной финансовой корпорацией (IFC), по финансированию проекта "Дарбаза – Мактаарал" из Национального фонда РК в виде облигационного займа, с Азиатским банком инфраструктурных инвестиций (АБИИ) и Международной финансовой корпорацией (МФК)", – указывается в выкладке.

По проекту "Обводная Алматы" в документе уточняется, что в 2024 году по этому проекту было подписано мандатное соглашение с AIIB и IFC по финансированию на условиях предоставления кредита в швейцарских франках в эквиваленте на сумму до 300 млн долларов по плавающей ставке SARON 6M + 1,3 на 10 лет, включая два года льготного периода, под гарантию "Самрук-Казына".

"В рамках финансирования АО "НК "ҚТЖ" завершает процедуру due diligence (порядка 90% необходимой информации предоставлено представителям банка). Вместе с тем согласно требованиям международных финансовых институтов (далее – МФИ) был привлечен экологический консультант для формирования E&S (environmental and social  экологического и социального. – Прим.) отчета по проекту на основе международных стандартов. Ведется обсуждение условий term sheet. Заключение кредитного соглашения запланировано на I квартал 2025 года", - информируется в заявлении компании.

Что касается проекта "Дарбаза – Мактаарал", то в прошлом году КТЖ также подписала мандатное соглашение с Азиатским банком инфраструктурных инвестиций (АБИИ) и Международной финансовой корпорацией (МФК) на индикативных условиях кредитования в японских иенах в эквиваленте до 540 млн долларов по плавающей ставке TONAR 6M + 1,9 на 15 лет, включая 2 года льготного периода, опять же под гарантию "Самрук-Казына". На момент публикации документа ожидалось подписание мандатного соглашения с АБР, то есть с Азиатским банком развития, до конца 2024 года.

"На сегодняшний день проводятся процедуры due-diligence совместно с банками. Кроме того, привлечен консультант E&S (environmental and social – по экологии и социальной сфере. – Прим.) для проведения исследований и формирования экологического и социального отчета по проекту за счет средств международных финансовых институтов и КТЖ. Подписание кредитного соглашения запланировано на II квартал 2025 года", – уточняется в сообщении.

Напомним, в прошлом году правительство Казахстана привлекало кредиты в иенах у АБИИ и АБР, которые, видимо, открыли дорогу заемному финансированию в этой легкой по ставкам валюте. Корреспондент издания не смог найти информации о будущем займе КТЖ на сайте АБИИ, несмотря на все заверения международного банка о прозрачности и чистоте его намерений.  

Что касается Азиатского банка развития, то на его портале можно увидеть информацию о проекте устойчивого железнодорожного транспорта в Казахстане, по которому для принятия в КТЖ внутренних корпоративных стандартов согласно передовым международным практикам, в том числе финансового моделирования и отчетности, а также интеграции социальных и экологических стандартов при финансировании таких потенциальных проектов, как "Дарбаза – Мактаарал", будет выделено 225 тыс. долларов техпомощи. Кому пойдут эти деньги, на сайте не уточняется, однако там был объявлен конкурс на привлечение национального эксперта для проведения оценки воздействия на окружающую среду и социальную сферу с точки зрения оценки критически важных мест жизнеобитания и полевых исследований птиц при бюджете на консалтинговые услуги на 34,4 тыс. долларов.

Со своей стороны отметим, что на начало 2024 года общий долг КТЖ оценивался в 2,9 трлн тенге. Согласно финотчетности за первые три квартала прошлого года, долгосрочные займы у монополии достигали 2,1 трлн тенге, а краткосрочные – 369 млрд тенге при минимальной прибыли за отчетный период в 2,7 млрд тенге.

Тарифы КТЖ на локомотивную тягу и пользование железнодорожной сетью растут ежегодно и стремительно. В основном железнодорожная госкомпания зарабатывает за счет перевозок в тенге, она получает валюту лишь при международном транзите грузов, который тарифицируется в швейцарских франках. Так что ей в принципе валютные кредиты противопоказаны, тем более что с прошлого года курс тенге сильно снизился. Однако, несмотря на это, КТЖ собирается брать еще валютные займы в международных финансовых институтах, что будет только подстегивать спиралевидную инфляцию в стране через регулярные выплаты по ним за счет постоянного повышения тарифов на перевозку.

Читайте по теме:

КТЖ подала три заявки на повышение тарифов

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться
Подпишитесь на наш Telegram канал! Узнавайте о новостях первыми
Подписаться