Напомним, что экс-министр национальной экономики Казахстана Куандык Бишимбаев находится под арестом уже почти год, с 12 января 2017 года. Ему инкриминируют неоднократное получение взяток (семь из них, по версии следствия, на общую сумму 346 миллионов тенге были получены при распределении заказов в рамках государственной программы "Нурлы жол" по строительству арендного жилья), а также хищение бюджетных средств при строительстве стекольного завода в Кызылорде в бытность им председателем правления нацхолдинга "Байтерек".
При этом сам Куандык Бишимбаев, дававший показания в суде на очередном заседании по рассмотрению этого дела, подчеркнул, что на протяжении всего минувшего года не давал показания следствию, и объяснил это "обвинительным уклоном", который, на его взгляд, прослеживался по этому делу.
"Я видел предвзятое отношение со стороны следствия, органов обвинения: некоторые подозреваемые на очных ставках со мной заплакали, и я понимаю почему – от безысходности и давления машины следствия, которая заставляла называть мою фамилию, давать против меня показания, даже если эти люди меня абсолютно не знают, – сказал Куандык Бишимбаев. – Это давление я в полной мере ощутил на себе: неоднократно меня приглашали на своего рода непроцессуальные беседы без адвоката, в которых предлагали признаться во всем, иначе мне дадут по-максимуму. Более того, неоднократно следователи говорили, что могут влиять на суд, что они могут решить все вопросы, связанные с признанием".
По его словам, именно с этим связано его желание дать показания только на суде.
"Я хочу дать объективные, честные показания о том, что мне известно, представить казахстанскому обществу сведения по вменяемым мне преступлениям, – подчеркнул подсудимый. – Полагаю, что самые объективные сведения мы получили в суде, где все участники процесса убедились, как в ходе судебного заседания обвиняемые меняли, искажали показания, не раз данные в ходе следствия, меняли даже показания".
И заявил о своей непричастности к тем преступлениям, которые ему инкриминируют.
"О том, что я непричастен, я хочу донести, самое главное, до президента Нурсултана Назарбаева", – продолжил Куандык Бишимбаев.
"Именно главе государства я обязан всеми своими профессиональными достижениями, учебой, карьерой. Везде, где бы я ни работал, я стремился добиваться поставленных главой государства задач и поручений. Я глубоко признателен президенту за то, что мне, молодому человеку, он доверил и дал возможность служить ему и стране. Я осознаю, что виноват перед президентом: люди, которых я знаю, которых пригласил на работу, подвели меня. Я несу за это ответственность перед главой государства, за всю эту ситуацию, и стыдно, и больно, за то что не оправдал доверие президента и так ошибся в подборе кадров. Приблизил людей, которые использовали меня и мое доверие. Я прошу у главы государства, у всего нашего народа за это прощения, и, несмотря на ту ситуацию, в которой я оказался, я всегда есть, был и буду человеком, глубоко преданным президенту и интересам нашей страны", – добавил он.
Напомним, что, кроме Куандыка Бишимбаева, по этому делу перед судом предстали еще 22 человека, среди которых бывшие руководители дочерних структур холдинга "Байтерек", в частности экс-председатель правления АО "Байтерек DEVELOPMENT" Бахыт Жаксыбаев и бывший директор департамента АО "Байтерек DEVELOPMENT" Бауржан Айтимбетов. Один из них – Бахыт Жаксыбаев фигурировал в показаниях экс-министра о строительстве коттеджа в поселке Косшы, который, по версии следствия, он якобы строил на деньги, полученные от взяток.
"Бахыт Жаксыбаев предложил в складчину построить баню. Он рассказывал, что можно будет приводить туда друзей, отдыхать там. Он рассказал, что так делали в Алматы. Всем эта идея понравилась. Мы тоже слышали об этом и согласились. Арыстан Бабагулов тогда сказал, что у него в поселке Косшы есть три участка, и он может показать их Бахыту, чтобы выбрать один из них для строительства бани, – сказал Куандык Бишимбаев. – Договорились, что согласны участвовать своими, подчеркиваю, личными средствами, при этом Жаксыбаев взялся проработать все детали. Строитель этого объекта рассказывал суду, что заказчики данной бани часто собирались и без меня. В итоге после согласования всех деталей объекта Жаксыбаев принес окончательный вариант и заявил, что общая сумма строительства составит 293 тысячи долларов. Сумму утвердили и согласовали, что сбор средств будет осуществлять Ринат Сисембаев (экс-председатель правления АО "Инвестиционный фонд Казахстана". – Прим. авт.)".
В итоге же, по словам Бишимбаева, коттеджем, владение которым приписывается ему, пользовались многие фигуранты дела.
"В материалах дела есть доказательства, что этим объектом пользовались все по своему усмотрению. Вообще, если это мой дом, почему там все творят что хотят? Почему обстановкой интерьера занимался не я или моя супруга, а Жаксыбаев Бахыт? Мне этот дом не принадлежит. Я такой же пользователь, как и все, который внес свои средства в его строительство. Это не голословные заявления, Ваша честь", – обратился экс-министр к председательствующему судье.
Куандык Бишимбаев также рассказал, кому принадлежит столичный ресторан "Prяник", который фигуранты дела неоднократно упоминали в своих показаниях.
"Здесь говорилось, что этот ресторан принадлежит мне. Я хочу сказать, что этот ресторан принадлежит моим родителям и родственникам. Он был приобретен в 2012 или 2013 году, до моей работы в этом холдинге, – подчеркнул он. – Я надеюсь на справедливый, беспристрастный и принципиальный суд".
В понедельник, 8 января, слушания продолжатся. Ожидается, что Куандык Бишимбаев даст показания по тому эпизоду уголовного дела, который касается хищения бюджетных средств при строительстве стекольного завода в Кызылорде.
Игорь Воротной