Маршруты "нефтяных рек" не всегда обусловлены экономическими интересами, они зависят и от геополитических реалий. Так считает казахстанский эксперт по проектам Каспийского региона Нурлан Жумагулов, комментируя в интервью inbusiness.kz недавнюю публикацию о нехватке казахстанского сырья для экспорта в Германию.
Напомним, что в феврале после долгих разговоров и отсрочек казахстанская нефть наконец-то пошла по трубопроводу "Дружба" в сторону Германии. Однако спустя две недели агентство Bloomberg опубликовало сообщение о том, что Казахстан не смог найти достаточно сырья по данному маршруту. Так, по данным агентства, в ближайшее время ФРГ должна принять около 40 тысяч тонн казахстанской нефти, что на 90% меньше, чем планировалось изначально.
"Главным образом, к такой ситуации привело сокращение добычи нефти на 100 тысяч баррелей в день из-за ремонта на крупнейшем в стране месторождении Тенгиз. До сих пор Казахстану так и не удалось вернуться к прежним объемам", – пишут некоторые российские СМИ, ссылаясь на сообщение Bloomberg.
Однако ставить крест на данном маршруте и поставках рано.
"Это лишь чье-то мнение!" – кратко ответил глава миниэнерго республики Болат Акчулаков на просьбу корреспондента inbusiness.kz прокомментировать сообщение Bloomberg.
Ранее он заявлял, что республика может увеличить свои ежегодные поставки в Германию до 6 миллионов тонн. И эти планы никто не менял.
У каждого барреля нефти свой покупатель
Так сможет ли укрепиться и заработать без проволочек и задержек новый маршрут казахстанской нефти на европейский рынок через трубопровод "Дружба"? Ранее inbusiness.kz сообщал, что национальный оператор "КазТрансОйл" еще в декабре 2022 года направлял заявку на транспортировку в текущем году 1,2 миллиона тонн по системе "Транснефти". В I квартале текущего года объем поставок казахстанской нефти по нефтепроводу "Дружба" должен был составить 300 тысяч тонн, но пока ушло лишь 40 тысяч тонн.
"КазТрансОйл" поставит столько нефти по своей системе и далее по трубопроводам "Транснефти", сколько ему предоставят. Так что вопрос по недостаточности объемов поставок не в нашей компетенции", – ответил inbusiness.kz официальный представитель нацкомпании Шынгыс Ильясов.
Высокопоставленный источник в АО "КазМунайГаз", комментируя inbusiness.kz сообщение Bloomberg, частично согласился с приведенными в информации данными.
"Каждый баррель нефти имеет своего конкретного покупателя. Все объемы расписаны по другим направлениям, согласно ранее заключенным контрактам и обязательствам нефтедобывающих компаний. Тут всегда нужна и важна стабильность", – ответил собеседник на условиях анонимности.
В то же время он подчеркнул, что не все определяет цена, согласно известному в этом бизнесе выражению: "Нефть течет туда, где есть выгодная цена".
"Меняется конъюнктура и геополитика. Мы не можем не брать во внимание геополитику. Но в любом случае нефтедобывающие компании сами решают, каким маршрутом им безопасно и выгоднее всего поставлять нефть, – сказал нефтяник и добавил: – Казахстан в любом случае может поставлять свою нефть в Германию. Сейчас идет тестирование маршрута. Это процесс, который требует времени. И только после его завершения у нефтяников будет ясная картина".
Другой источник, близкий к переговорному процессу, на условиях анонимности заявил, что квартальные цифры – результат переговоров и говорить о дефиците сырья не совсем корректно.
"Мы договорились на тестовые поставки в таком объеме. Немцев это устроило", – подчеркнул он.
СВОП-кооперация как приемлемое для всех решение
Свой выход из сложившейся ситуации видит казахстанский эксперт Нурлан Жумагулов.
"Отчасти информация Bloomberg верна – нефти недостаточно, но она верна лишь отчасти. Впереди еще 10 месяцев, и заявка на поставку в 1,2 миллиона тонн казахстанской нефти республикой еще может быть выполнена, как и было обещано", – заявил Жумагулов в беседе с inbusiness.kz.
Он пояснил, что в прошлом году более 80 процентов экспортных объемов казахстанской нефти ушли на мировые рынки по трубопроводу КТК, в то время как транзитные объемы по трубопроводу Атырау – Самара год от года сокращаются и составили менее 9 миллионов тонн.
"Из этих 9 миллионов половина предназначена для казахстанского актива в Румынии. Остальное принадлежит нефтетрейдерам, которые имеют обязательства перед своими покупателями, так что вполне объяснимо, что для Германии лишних объемов не оказалось", – предположил эксперт.
В то же время есть приемлемый вариант для всех трех сторон: Казахстана, России и Германии.
"Насколько мне известно, сейчас в нефтяных кругах обсуждается вопрос по более серьезной вовлеченности российского нефтепровода ТОН-2 (Туймазы – Омск – Новосибирск-2). Он предназначен для поставок 10 миллионов тонн российской нефти в Китай через Казахстан, где часть объема по пути оседает на Павлодарском нефтехимическом заводе. В ТОН- 2 есть потенциал расшить прокачку с 10 миллионов до 16 миллионов тонн нефти. То есть тут также применим механизм СВОП: доставлять в Поднебесную дополнительные 6 миллионов тонн нефти, а освободившуюся нефть в таком же объеме с западных месторождений Казахстана поставлять через Атырау – Самара и далее по нефтепроводу "Дружба" в Германию", – поясняет Жумагулов.
Он подчеркнул, что успех такого варианта зависит от желания России.
Магистральный нефтепровод ТОН-2 введен в эксплуатацию в 1959 году и проходит по территории двух государств – России и Казахстана, являясь, таким образом, международным нефтепроводом. Общая протяженность участка ТОН-2, проходящего по территории Республики Казахстан, 185,6 км.
Читайте по теме:
В мире ожидается дефицит нефти?
КМГ открестился от поставок нефтепродуктов в Украину
Россия показывает влияние на рынок нефти, США стараются нивелировать растущие цены