RU KZ
Лебедь, рак и щука шымкентских автобусов

Лебедь, рак и щука шымкентских автобусов

08:29 05 Сентябрь 2020 13119

Лебедь, рак и щука шымкентских автобусов

Автор:

Мира Бахытова

22 автобусные компании Шымкента получили уведомления о расторжении контрактов.

В Шымкенте прошло очередное заседание совета по защите прав предпринимателей при НПП «Атамекен», передает корреспондент Inbusiness.kz. На котором, как справедливо заметили все его участники, «снова по новой» разбирались проблемы компаний городского общественного транспорта. К старым, можно даже сказать, застарелым вопросам, таким как наложение графиков движения автобусов частных компаний и новоявленного автопарка от СПК Shymkent компании «Шымкент-бас» присоединилась новая беда – 22 из 24 существующих в мегаполисе компаний получили от управления пассажирского транспорта и автомобильных дорог города Шымкента уведомления о расторжении контрактов. Основание – отсутствие на автотранспортных средствах аппаратуры спутниковой навигации с предоставлением информации организатору перевозок в режиме реального времени и несоблюдение регулярности движения в апреле-мае 2020 года.

«Само основание для расторжения договоров не соответствует действительности. У перевозчиков в каждом автобусе имеется GPS-навигатор для отслеживания регулярности движения, который обслуживается ТОО IT SOFT ENERGY на основании заключенного договора. А управление пассажирского транспорта и автомобильных дорог города Шымкент,а оказывая давление на перевозчиков, заставляет их заключать договоры исключительно с КГУ «Центр диспетчерской службы» (ЦДС). По отзывам самих перевозчиков, диспетчерская служба ЦДС для них неудобна, она не предоставляет услуги техобслуживания и ремонта, как это делает альтернативная ей компания. Поэтому, считают перевозчики, они и выбрали  ТОО IT SOFT ENERGY. А акимат им навязывает свою диспетчерскую службу», – отмечает заместитель директора Палаты предпринимателей Шымкента Кайрат Акенов.

Больше всего предпринимателей возмущает факт, что с ними расторгают договоры за нарушения, сделанные в самый разгар действия режима ЧП и строго карантина – апрель-май.

«Большинство перевозчиков заключили договор с ТОО IT SOFT ENERGY. С марта ограничения не продуманные, новый график движения с ограничением по времени, и это расписание не было утверждено управлением. Поэтому претензии незаконны. Плюс к этому полгорода перекопано, маршрут соблюдать нет возможности, объезжали как могли, нас даже не предупреждают о закрытии улиц. И нам предъявляют претензии, что мы не соблюдаем график,  да вообще было непонятно, как ездить. Во время ограничений мы с 11 до 17 вечера не работали, как они могли проверить регулярность?! И потом надо брать представителя компании, чтобы доказать. Это неправдоподобная проверка, мы считаем все претензии незаконными и необоснованными», – возмущается владелец ТОО «Санжар-моторс» Еликбай Токбергенов.

За что и что делать?

При этом многие предприниматели имеют долгосрочные договоры банковского займа на такой же срок, на который заключены договоры по  обслуживанию маршрутов. К примеру, ТОО «Санжар Моторс» имеет договор до октября 2028 года, ТОО «Мир и Ко» –  до марта 2027 года, а ТОО «Ордабасы» – до апреля 2021 года. Кроме того, 11 компаний из 22, входящих в ассоциацию «Южавтотранс», обновили свой автопарк, взяв в кредит новые машины. Сумма задолженностей перед банками от 12 млн до 186 млн тенге.

«Перевозчики сейчас находятся в полной ..., грубо говоря. Я в этой сфере более 20 лет работаю, а проблемы создаются искусственно. В 2017 году я взял 30 млн займа в Forte Bank. Что мне теперь делать? Плюс своих 10 млн потратил, а кредит я должен отдать вместо 30 млн 45 млн тенге. А вы-то 300 автобусов купили, потом 600 снова. Нам что делать?! Поймите нас, пожалуйста. Мы же подняли эту отрасль, не государство. По запчастям, по ремонту у меня долг с кредитом 56 млн тенге, плюс шесть месяцев я брал отсрочку, но проценты-то добавляют! Какая  вероятность, что на других маршрутах субсидии дадут??? Вы сказали, несколько месяцев работать без субсидий. Три дома у нас в залоге, брат двух домов уже лишился из-за этой ситуации. Как нам быть дальше?! Мы завтра на улице останемся – 24 перевозчика об этом вам говорят, а вы субсидии не платите», – отмечает владелец ТОО «Мир и Ко» Марат Медеуов.

Принявшие участие в онлайн-заседании совета и. о. руководителя управления транспорта и автодорог Талгат Тулегенов и начальник отдела пассажирского транспорта Наурыз Сугиралиев перечислили множество претензий к пассажироперевозчикам. Так, по их словам, они устали от постоянных жалоб горожан на долгое ожидание, переполненность салонов и на то, что автобусники отказываются доезжать до отдаленных остановок и заканчивают работу намного раньше положенного.

Для полной картины

Причем и ежу понятно, говорят перевозчики, что причина найдена ради того, чтобы оставить на рынке услуг только одну компанию – «Шымкент-бас». Для нее было взято в лизинг около 300 автобусов в прошлом году и 590 в этом. Также по заказу акимата была создана новая схема движения, разработчиком которой выступила небезызвестная казахстанцам, а особенно жителям столицы, компания «Астана LRT».

«Да им неинтересно, они взяли на народные деньги в лизинг такое количество автобусов, и теперь им же надо их обеспечить работой. Каким путем – только вытеснив с рынка перевозчиков. Об этом даже президент в послании сказал, что должен развиваться частный бизнес. Завтра люди разорятся, госслужащие у нас легко относятся к деньгам захотели – убрали. Нам картина ясна», – поделился мнением председатель совета по защите прав предпринимателей НПП «Атамекен» Шымкента Мэлс Сейтжанов.

Как отмечают эксперты палаты, проанализировавшие сферу пассажирских перевозок, перевозчики и в лучшие времена были обделены милостью властей, которые субсидировали только крупных перевозчиков. По городу Шымкенту действуют 76 маршрутов, обслуживаемых 24 транспортными компаниями, более 60% маршрутов обслуживаются ТОО «Т-бас», ТОО «Шымкент бас». Оставшаяся часть субъектов малого предпринимательства обслуживают от одного до трех маршрутов. Субсидирование убытков перевозчиков производится выборочно. На сегодня субсидирование получают ТОО «Шымкент бас» (созданное АО «СПК Shymkent» с дополнительным долевым участием двух физических лиц), ТОО «Т-Бас» и ТОО «Ман Онтустик» в связи с обслуживанием социально значимых маршрутов. По предоставленным расчетам, у ТОО «Санжар Моторс» сумма убытков в месяц составляет 7230 тыс. тенге, у ТОО «Автоимпульс» – 9282 тыс. тенге, ИП Абдуганиев – 16 046 тыс. тенге.

По итогам заседания члены совета рекомендовали палате  обратиться в  прокуратуру по поводу принятия мер прокурорского реагирования по  нарушениям акиматом города Шымкента Указа президента РК «Об упорядочении государственных контрольных и надзорных функций», а управлению пассажирского транспорта и автомобильных дорог г. Шымкента отозвать уведомления, выданные перевозчикам, о расторжении договоров, предоставить возможность самим перевозчикам выбирать диспетчерскую службу и в целом прекратить вмешательство в предпринимательскую деятельность и не мешать свободному развитию микро- и малого предпринимательства.

Палата предпринимателей в случае необходимости готова оказать консультационно-правовую помощь предпринимателям и представлять их интересы в суде.

Справка: стоимость проезда в городе Шымкенте: взрослый – 70 тенге, детский – 35 тенге, бесплатный проезд для ветеранов ВОВ, многодетных матерей, инвалидов I, II, III групп, обладателей знаков  «Алтын алқа», «Күміс алқа», «Батыр ана». Кроме установленных льготных тарифов по проезду, по устному распоряжению акимата установлен льготный проезд для студентов в размере 50 тенге.

Мира Бахытова

Подпишитесь на наш канал Telegram!