RU KZ
Лебедь, рак и щука шымкентских автобусов – часть II

Лебедь, рак и щука шымкентских автобусов – часть II

08:03 17 Сентябрь 2020 12232

Лебедь, рак и щука шымкентских автобусов – часть II

Автор:

Мира Бахытова

Фото: Мира Бахытова

Автобусники Шымкента написали письмо президенту Касым-Жомарту Токаеву.

Владельцы 11 автобусных компаний Шымкента обратились за помощью к президенту страны Касым-Жомарту Токаеву, передает корреспондент inbusiness.kz.

Предприниматели уверяют, что они получили уведомления о расторжении договоров на обслуживание городских маршрутов, хотя те были заключены до 2028 года. Самое страшное, по словам бизнесменов, что ради этих долгосрочных контрактов они приобрели автобусы в кредит, а теперь им нечем платить по счетам.

«Аким говорит, приобретайте новые автобусы, хорошо, мы согласны, а как быть с кредитами?! Те кредиты, которые наши ребята взяли на подвижной состав, кем они будут оплачены?! У кого 100 млн тенге, у кого 140, 135, 60 млн, которые под залог, под 30% ребята приобрели. Вопрос остается открытым. Как нам дальше жить? У меня (в ассоциации) на сегодня около 3 тыс. человек – это наши механики, слесари, водители, наши семьи. Если посчитать, в каждой семье по четыре-пять человек, это 20 тысяч остается за бортом. Мы вынуждены обратиться к президенту Токаеву с нашими больными вопросами», – говорит председатель ассоциации «Южавтотранс» Дархан Каюпов.

В ассоциацию входят сегодня 22 из 24 автобусных компаний, всего две недели назад inbusiness.kz писал, что все они и получили уведомления о расторжении договоров за нарушение договорных обязательств. При этом предприниматели уверяют, что их заставляют брать в кредит новые машины, приобретенные по линии БРК-лизинг АО «Социально-предпринимательская корпорация Shymkent» для специально созданного инвестиционного проекта «Шымкент-бас».

«У нашей компании вообще только 65-й маршрут остался, 52-й забрали. А мы провели обновление и купили в кредит 10 машин, 21 млн тенге должны банку. Как начался карантин, мы не можем заплатить, и средств нет дальше работать. А они говорят, приобретайте новые машины у СПК Shymkent. Причем нам говорят, что если договариваемся об условиях, то это будет секрет между СПК и перевозчиком, который мы не имеем права никому разглашать», – делится заместитель директора ТОО «Санжар-моторос» Бердибай Алтаев.

300 машин на дизеле было куплено АО «СПК Shymkent» в 2019 году и 590 на газе в 2020-м. При этом власти не раз говорили, что все автобусы уже в городе, теперь выясняется, что с газовым двигателем поступили в Шымкент всего 100 машин. Предприниматели сетуют, что из-за карантина потеряли 60% пассажиров. А теперь власти предлагают распродать имущество и взять новые машины в лизинг.

«Из 24 компаний только пять или шесть обновили состав. Вы же видите, даже газели ездят, в которых в полный рост невозможно стоять. Есть и такие перевозчики. И мы, как управление, отвечающее за эту отрасль, хотим, чтобы у горожан были комфортные автобусы. У нас 78 маршрутов, на сегодня из них 10 маршрутов вообще не функционируют. Перевозчики взяли, но не выезжают на них. Да, они убыточные. Но у одного перевозчика два-три, до десяти маршрутов. Если один убыточный, то другие прибыльные, он за счет этих маршрутов содержит убыточные», – предлагает предпринимателям нехитрую математику заместитель руководителя управления пассажирского транспорта и автодорог Мухтар Коканбаев.

При этом, по информации Мухтара Коканбаева, автобусы «Шымкент-бас» ежемесячно субсидируются на 250 млн тенге. Субсидии на обслуживание социальных маршрутов также получают компании «Т-Бас» и «Ман-Онтустик».

Также перевозчики поднимают вопрос отсутствия заправочных мощностей. В Шымкенте пока существует всего одна газозаправочная станция. В сутки можно заправить метаном 320 машин, две новые ГЗС обещают построить к новому году.

Обращение к президенту автобусники отправили в Акорду почтой и с большой надеждой ждут его помощи.

Напомним, 5 сентября по этому же вопросу состоялось очередное заседание совета по защите прав предпринимателей, после которого управлению пассажирского транспорта настоятельно порекомендовали отозвать уведомления о расторжении договоров. После этого бизнесмены даже ходили на прием к заместителю акима города Максуту Исахову, но говорят, что безрезультатно. Правда, теперь в управлении заявляют, что их неправильно поняли, уведомления, мол, были лишь об устранении многочисленных нарушений.

Мира Бахытова, Шымкент

Справка: акционерное общество «СПК Shymkent» образовано 13.09.2018 года в соответствии с приказом № 10. Учредителем и акционером общества является акимат г. Шымкента в лице ГУ «Управление финансов города Шымкента».


Подпишитесь на наш канал Telegram!