На пресс-конференции в Корее в воскресенье, 4 февраля, глава Международного олимпийского комитета Томас Бах заявил, что Международная ассоциация любительского бокса (AIBA) имеет много проблем, в том числе и с объективностью оценок рефери. В частности, под подозрение МОК попали результаты двух боев на Играх 2016 года в Рио с участием российских боксеров, в том числе злополучная финальная схватка казахстанца Василия Левита и россиянина Евгения Тищенко.
В том бою судьи большинством голосов отдали предпочтение российскому боксеру, что вызвало недовольство зрителей, считавших казахстанца победителем этого боя, при этом Василий Левит во время награждения его оппонента по финалу пытался остановить обструкцию, устроенную залом россиянину, прижав указательный палец к губам. Позже мнение зрителей разделили многие эксперты, считавшие победителем финала Олимпиады Василия Левита, который на родине получил за серебряную медаль премиальные, полагающиеся олимпийским чемпионам.
Помимо боя Тищенко – Левит, под подозрения МОК попал результат четвертьфинального поединка между россиянином Владимиром Никитиным и ирландцем Майклом Конланом в весе до 56 килограммов. Тогда для начала признанный проигравшим ирландец назвал AIBA шайкой мошенников и чертовым жульем, а потом в своем микроблоге в Twitter задал риторический вопрос о номинальной стоимости победы в четвертьфинале Олимпиады… президенту России Владимиру Путину. Теперь руководством и судьями в любительском боксе (как и Россией) занялся МОК.
"В свое время мы получили отчеты от AIBA касаемо тех поединков, которые опровергали наши опасения, но мы запросили больше информации и все еще интересуемся этим делом. Хотим получить удовлетворительные объяснения, что предоставленные нам результаты отражают реальную действительность", – цитирует комментарий Томаса Баха по поводу этих поединков издание insidethegames.biz.
Помимо этого, глава МОК заявил, что его структура очень обеспокоена управлением AIBA в вопросе финансовых затрат.
"Мы получили отчеты от шефа по вопросам этики МОК и от спортивного директора организации, которые только подтвердили наше декабрьское решение придержать финансовую поддержку AIBA. Исполнительный комитет МОК недоволен отчетами AIBA по поводу управления, финансов, судейства и допинга. Поэтому МОК оставляет за собой право пересмотреть включение бокса в программу юношеских Олимпийских игр в Буэнос-Айресе, а также Олимпийских игр в Токио – 2020", – пригрозил Томас Бах.
При этом генеральный секретарь федерации бокса России Умар Кремлев, комментируя российским журналистам выступление Томаса Баха, заявил, что исключение бокса из программы летних Олимпийских игр 2020 года в Токио маловероятно, назвав эту часть заявлений главы МОК страшилкой для Международной ассоциации любительского бокса.
Исполком МОК ждет новый отчет от организации к 30 апреля 2018 года: напомним, что возглавлявший AIBA длительное время бизнесмен с Тайваня Чинг-Куо Ву в конце прошлого года подал в отставку после обвинений в финансовых злоупотреблениях. Некоторое время федерацией руководил вице-президент итальянец Франко Фальчинелли, но и он вскоре отказался от этой должности. Исполняющим обязанности президента AIBA в итоге стал предприниматель из Узбекистана Гафур Рахимов. После перестановок в руководстве организации МОК выразил обеспокоенность в связи с назначением Гафура Рахимова. Выборы президента AIBA пройдут в Москве в ноябре 2018 года.
"МОК не имеет права проводить расследование – пусть прежде расследуют коррупционные схемы в своей организации. Просто сейчас пришел не их человек, который будет не разрушать бокс, а будет развивать его", – заявил Умар Кремлев в интервью агентству "Р-спорт". В самой AIBA с оценками выступления Томаса Баха были не столь категоричны.
"Мы надеемся, что исполком МОК поймет, что позитивные шаги, предпринятые в последнее время, свидетельствуют о готовности AIBA к реформированию, – говорится в пресс-релизе федерации по поводу жестких высказываний главы МОК. – В течение следующих шести месяцев AIBA составлен план реформ и подготовленны рекомендации по его осуществлению. Они будут обсуждаться на заседании исполнительного комитета AIBA в июле этого года. AIBA будет продолжать усилия, направленные на то, чтобы убедить МОК в ее решимости не повторять прошлых ошибок и продемонстрировать приверженность позитивному будущему, сосредоточенному на правильном управлении".
Что касается пересмотра результатов боев, то наибольшие вопросы вызывает история с четвертьфиналом в весе до 56 килограммов. Даже если МОК признает правоту ирландского боксера, непонятно, насколько справедливо будет отдавать ему бронзу россиянина, ведь полуфинал с американцем Шакуром Стивенсоном, который затем одолел Владимира Никитина, уже не переиграешь, а ирландец претендовал как минимум на финал и, следовательно, как минимум на серебро. Со скандальным финалом в весе до 91 килограмма все более или менее понятно, причем Василий Левит и сейчас спокойно относится к любому варианту развития событий.
"Если честно, я сильно об этом не задумываюсь: как решат – так и будет, на все воля божья", – комментирует казахстанский боксер возможность пересмотра итогов Олимпиады в Рио в его весовой категории.
"Обсуждать судейские решения не входит в мою компетенцию. На данный момент мои планы – усиленно тренироваться и выступать. Что касается следующей Олимпиады, на нее нужно еще попасть. Буду стараться сделать это", – заключил Василий Левит.
Игорь Воротной