Автокредитование, которого так долго ждали, с самого начала сталкивалось с различными проблемами, и inbusiness.kz не раз об этом писал. И вот опять пришла проблема, откуда не ждали, когда, казалось бы, проект вышел на финишную прямую. В ситуации попытался разобраться корреспондент inbusiness.kz.
Ранее сообщалось, что за период запуска программы льготного кредитования казахстанцы приобрели более 8 тыс. автомобилей. И вдруг возникла новая проблема – автосалоны, торгующие автомобилями местной сборки, стали требовать с клиентов предоплату 10%. Естественно, что подобное требование вызвало шквал недовольства в соцсетях.
"У меня жалоба к автосалону, а именно к дилерскому центру Hyundai Astana. С момента запуска льготного автокредитования было сказано, что первоначальный взнос вносить не нужно, а сейчас, когда твоя очередь приблизилась, они начали требовать 10% от стоимости авто либо заявляют, что тебя уберут из списка. У меня вопрос – а на каком основании? Ведь было сказано, что дополнительная оплата идет в случае, если стоимость машины превышает 10 млн тенге. Я уверен, что таких же недовольных, как я, очень много. Дайте разъяснение, на каком основании вы требуете с людей по 1 млн первоначальный взнос? Покажите это людям документально, что вы имеете право требовать от людей то, чего не требует государство!" – требуют казахстанцы.
Впрочем, есть и такие, кто задумался о том, чтобы приобрести машину в Корее. Есть и те, кто решил посмотреть, что же будет дальше.
Один из пользователей, Гафур Бактугулов в комментариях под постом написал, что он внес требуемую сумму.
"Мне просто стало интересно, что нас ждет дальше", – сообщил он.
Точка зрения эксперта
По словам эксперта автомобильного рынка Алексея Алексеева, с первых же дней возобновления программы льготного кредитования обнаружились покупатели, которые подавали заявки на кредит из спортивного интереса: Одобрят или нет? Как меня оценивает банк? Платежеспособный я клиент или нет?
"Я лично знаю таких людей. Они не собирались покупать автомобиль. На каждого клиента и банк, и автосалон тратят массу времени, а остальные очередники, настоящие заемщики, продолжают ждать", – отметил эксперт.
Поэтому, по его мнению, у некоторых работников автосалонов, образно говоря, сдали нервы и они решили действовать.
"Конечно, это незаконно. Если в договоре этого пункта нет, то требовать предоплаты никто не имеет права. АКАБ дал свой комментарий, сообщив, что по программе льготного автокредитования через Фонд развития промышленности предусмотрен первоначальный взнос от 0%. А автосалоны и дилерские центры могут лишь предложить клиенту заключить предварительный договор купли-продажи (ПДКП), который подтверждает намерение клиента приобрести автомобиль. После чего АКАБ призвал сообщать о нарушениях, и тогда меры будут принимать. Я думаю, теперь открыто никто не будет этого требовать, но приватно автосалон может предложить закрепить свое место в очереди на приобретение автомобиля. Дефицит на авторынке продолжается, так что в этих условиях автосалоны находятся в привилегированном положении", – отметил Алексей Алексеев.
Марина Попова