В кулуарах правительства заместитель председателя правления Фонда развития промышленности Ринат Гаппаров ответил на вопросы журналистов о возможности дополнительного финансирования программы льготного автокредитования, передает inbusiness.kz.
"Мы предупреждали заранее, предупредили за пять дней до старта пилотной платформы, что будет всего 761-е место, потому что накоплено всего 7,6 млрд тенге. Соответственно, при максимальной сумме кредита в 10 млн тенге – это 761-е место. Мы предупреждали казахстанцев, что мы не сможем всем выделить деньги для автокредитования. Это нереально. 761 человек зарегистрировался, поэтому после регистрации 761 человека кнопка стала неактивной и стала выдавать ошибки. Были неточности программы, над которыми мы будем работать", – сказал он.
Гаппаров надеется, что в последующих запусках, которые будут начиная с марта на ежемесячной основе, уже не будет таких проблем.
"Но будем постоянно работать над совершенствованием платформы, потому что программа действует 30 лет, из которых 25 лет будут выдаваться кредиты и последние пять лет будет идти только на погашение, и, соответственно, в течение всего срока мы будем работать – нет предела совершенству, поэтому будем ее дорабатывать постоянно. Было очень много желающих, и 761 человек зарегистрировался очень быстро, соответственно, у всех людей, которые не успели подать заявку, у них ошибки и выходили", – продолжил Ринат Гаппаров.
Он сообщил, что было проведено тестирование – три нагрузочных, заключительное тестирование перед запуском платформы все выдержало и вчерашний запуск показал, что платформа может справиться с наплывом пользователей.
"Мы рассчитывали, что всего за период рассмотрения до миллиона должны зайти. И выдерживало одномоментно миллион, должна была выдержать система, потому что, когда были (тестирования), расширили канал связи, расширили количество серверов, и вчерашний запуск показал, что наша платформа выдержала, то есть сайт не падал, не упал и 761 человек зарегистрировался. То есть основная задача, которую мы ставили перед платформой, была выполнена", – пояснил Гаппаров.
Его спросили, какова вероятность, что платформу "хакнули"?
"Мы также в онлайн-режиме следили, в 10 часов запустили, и мы видели по счетчику, как уменьшалось количество мест в пуле, то есть заранее сюда никто не вносил, у нас стоят "антиботы", тройная защита от ботов. Первая – когда сложить цифры и пройти дальше, вторая защита – это ЭЦП, и третья защита, когда идет атака ботов, выдерживает", – ответил представитель ФРП.
При этом Гаппаров прокомментировал вопрос, сколько из 761 человека, попавших в пул, могут получить отказ.
"У нас нет статистики, сколько не пройдет. Эти деньги не провиснут, они перейдут через один запуск, потому что у людей, попавших в пул, есть 60 дней для того, чтобы оформить кредит. Эти деньги пойдут на апрель. В марте будет столько средств, сколько мы накопим, а в апреле будут уже переходящие с февраля, потом в мае будут переходящие с марта и так далее. Плюс будет нарабатываться статистика по средней стоимости машины, средний чек на кредит, и, соответственно, мы эту статистику наберем, мы уже не будем просто брать 7,6 млрд и делить на 10 млн. По среднему чеку на текущий момент это где-то около 9 млн. Это тоже может дать дополнительные места, которые будут в пуле", – пояснил он.
Замглавы фонда добавил, что на текущий момент через смартфон нельзя зайти в программу, так как нельзя подписать ЭЦП-ключ.
"А это один из типов защиты от ботов, и, во-вторых, показывает точно, кто зашел в пул, и чтобы потом невозможно было передать никому свое место в пуле, то есть защита и от ботов, и от мошенников. Пока только стационарный компьютер. При этом перепродать очередь невозможно, потому что есть ИИН и есть Ф. И. О., и только этот человек сможет получить в дилерском центре сет на оплату и в банке кредит. Другой человек не может за него прийти и получить, потому что все эти данные контролируются и банки делают отметку – получил он кредит или нет. Мы все это контролируем", – уточнил спикер.
Его также спросили, не считает ли он данную систему унизительной для казахстанцев?
"Я не считаю программу унизительной, я, наоборот, считаю унизительным то, что было в мае прошлого года, когда люди пошли в автосалоны, стояли в очереди, толпились с детьми, вызывали скорую. Это для людей более стрессовое, нежели спокойно сидеть у компьютера дома и подавать на очередь. Мы сейчас готовим справку, по этой справке видно количество желающих получить автокредит, и эта справка будет представлена в правительство. И мы напишем общую потребность казахстанцев в деньгах для программы. Мы, как фонд, не можем ставить вопрос перед правительством, мы даем им справку. Даем информацию, которую они могут посмотреть, потребность. Надо посмотреть статистику, сколько будет в марте и апреле, потому что вчера могли зайти люди, которым реально машина не нужна", – резюмировал Ринат Гаппаров.
Читайте по теме:
Имитацией благих намерений назвал эксперт льготное онлайн-автокредитование
Новый этап автокредитов под 4 %: доступных машин не хватит опять?
По итогам 11 месяцев продажи новых автомобилей в Казахстане выросли почти на 3%