Либерализация не в ущерб безопасности

Ирина Севостьянова Ирина Севостьянова
8782

Мажилисмены опасаются, как бы снижение контроля над бизнесом не привело к серьезным ЧП.

Либерализация не в ущерб безопасности Фото: liter.kz

Больше 100 законов предлагает скорректировать правительство для улучшения условий для бизнеса. В среду проект Закона "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты по вопросам совершенствования предпринимательской деятельности" рассмотрели в первом чтении депутаты мажилиса.

Законопроект предусматривает сокращение в связи с дублированием и отсутствием эффективности 28 из 132 сфер контроля и надзора, исключаются 137 контрольных функций госорганов, существенно сокращаются сроки проведения проверок и вводится институт профилактического контроля.

Министр национальной экономики Тимур Сулейменов пояснил, что вносимыми поправками решается и часть застарелых проблем. Так, предусмотрено снижение ставки за выезд с территории Республики Казахстан на отечественных автотранспортных средствах – с 3 МРП до 1 МРП.

"Это позволит активизировать торговлю и повысить наш транспортный потенциал. Таким образом, государство снижает порядка миллиарда тенге для бизнеса", – пояснил он.

Также меняется порядок получения прав на земельный участок для бизнеса. Сегодня предприниматели должны обращаться в акимат, при этом акимат имеет полное право отказать, сославшись на необходимость проведения аукциона.

"Вместе с тем такой аукцион не проводится, и бизнес получить этот участок не может. Мы предлагаем закрепить законодательно тот момент, что, если бизнес обратился за земельным участком, и ему было отвечено, что здесь проводится аукцион, такой аукцион должен проводиться в течение 90 дней со дня отказа", – объяснил министр.

Депутатов же особо заинтересовало сокращение контрольных полномочий. Министр объяснял: сокращение контрольных функций связано с исключением дублирующих полномочий и неэффективных механизмов контроля.

"Бывают ситуации, когда госорганы проверяют на одни и те же требования, дублируют требования. То есть условно пожарная и промышленная безопасность. У них примерно могут совпадать проверочные листы. Мы не против того, чтобы это осуществлялось, однозначно, это нужно осуществлять. Но, тем не менее, чтобы к бизнесу приходили люди с одними погонами, а через месяц приходили другие, проверяли на то же самое соответствие, это, наверное, не совсем верно", – объяснил г-н Сулейменов.
При этом он подчеркнул, что и мировая практика, и уже наша собственная национальная практика "говорит о том, что государство должно делать первый шаг в части снижения регулирующей нагрузки на бизнес".

"Но мы очень сильно надеемся, чтобы это не рассматривалось бизнесом как возможность бесконтрольно не соответствовать техрегламентам, СанПиНам и так далее, пользуясь тем, что контрольный механизм государства мы несколько ослабляем. Поэтому мы считаем, что сбалансированный подход найден", – сказал он.

С ним был солидарен и заместитель председателя национальной палаты предпринимателей "Атамекен" Рустем Журсунов, который, также приведя в пример международный опыт, заметил, что количество проверок бизнеса в Казахстане кардинально не снижается. Если в 2013 году общее количество проверок составляло 183,5 тысячи, в 2014-м был мораторий, в 2015-м перешли на систему управления рисками проверок и где-то было 50 тысяч проверок, в 2016-м – 100 тысяч , в 2017 году – 81 тысяча.
"Мы провели анализ чрезвычайных ситуаций, отравлений и так далее, вне зависимости от числа проверок эта константа 80-80,5 тысячи по республике. То есть прямой корреляции от количества проведенных проверок и несчастных случаев мы не обнаружили", – констатировал он.

"А как достигается в этих зарубежных странах минимизированный подход по контрольным проверкам, притом что очень высокое качество товаров и услуг?" – поинтересовался у них председатель мажилиса Нурлан Нигматулин.

"Во всех странах, мы посмотрели, это система управления рисками. Это то, что необходимо нам, – тут же ответил г-н Журсунов. – Необходимо посмотреть в динамике, по годам, соблюдаются те или иные стандарты. Находится ли тот или иной предприниматель в зоне риска. И, соответственно, контрольные органы идут точечно".

"Элементарные вещи должны быть! – прокомментировал г-н Нигматулин. – Не надо ничего выдумывать! Может, министр и прав, что надо сокращать, чтобы не ходили, друг другу на ноги не наступали при проверках. Но вы посмотрите, что делают в передовых странах с развитой экономикой. Действительно, нет количества проверок. Но при этом законодательно сделано таким образом, что бизнесмену невыгодно выпускать некачественный товар. Если один раз его в этом уличат, он просто разорится. Когда "Атамекен" внесет такие предложения? Рассказываете про 15 тысяч проверок. Давно уже нет по 15 тысяч проверок. Глава государства создал все условия. Это его в первую очередь заслуга, что нет таких массовых проверок МСБ. (...) Мы полностью поддерживаем сегодняшнее направление правительства в отношении снятия контрольной функции, сокращения их. Но, как говорят в народе, чтобы с водой ребенка не выплеснули".

На этом дискуссия о безопасности не завершилась, депутаты в обсуждении то и дело к ней возвращались. Так, Мейрам Пшембаев обратил внимание на лифтовое хозяйство, где "возникла парадоксальная ситуация".

"Только в Астане в прошлом году четыре случая срыва лифтов. В целом по стране в других городах происходят такие случаи. Но, к счастью, обошлось без жертв. До 2012 года в Астане было всего пять компаний, которые имеют компетенцию, которые имеют специалистов, квалификацию в сфере технического надзора за лифтовым оборудованием. Сегодня в Астане зарегистрировано 69 компаний, и зачастую в некоторых компаниях штат состоит из директора и одного некомпетентного специалиста, который не имеет даже образования в этом вопросе. В погоне за рейтингом Doing Business мы слишком увлеклись вопросами дерегулирования бизнеса, на мой взгляд", – заявил он.

"Серьезный вопрос, – согласился с ним председатель. – У нас до 2012 года были исключены все нормы лицензирования деятельности, к которым предъявляются особые требования по промышленной безопасности. Мы пошли на это осознанно. Тоже с аргументацией, которую здесь рассматривали. Нам нужно посмотреть с коллегами из правительства необходимость возврата лицензирования. Причем вопрос связан с промышленной безопасностью, с безопасностью наших граждан. Это касается в первую очередь объектов энергетики, вопросов нефтегазового и особенно горнодобывающего сектора. Мы с вами понимаем, о чем идет речь. Это нужно сделать, потому что никакие позиции никаких рейтингов, ничего не стоят, если страдает безопасность государства, если страдает безопасность наших граждан. Вот с этим подходом мы должны подойти".

Аналогична ситуация и по индивидуальному жилищному строительству, где, как напомнила депутат Зауреш Аманжолова, еще в январе 2016 года был упрощён ввод в эксплуатацию индивидуального жилья.

"После этого начались проблемы по вводу и регистрации этой недвижимости. Особенно для тех, кто там проживал. Эти люди не могли получить регистрацию по этому адресу, не могли устроить своих детей в школы, детсады, регистрироваться в поликлиниках, получать соцуслуги. Они сами строят, сами подписывают, сами принимают в эксплуатацию. Это ещё касается тех районов, где высокая сейсмоопасность", – сказала она.

При этом представленным законопроектом предлагаются поправки в снятии контрольных функций госорганов при ИЖС.

"Вносите снятие всех контрольных функций при строительстве индивидуального жилья? –  спросил г-н Нигматулин. – Понятно желание, головной орган – министерство нацэкономики вас прессует, говорит, надо в рейтинге вырастать каждому министерству, найти возможность, снять. И сейсмоустойчивость под вопросом. Я не могу понять: государственное жильё строим, заботимся о безопасности, а в частном жилье не наши граждане будут жить?"

Опасения спикера мажилиса разделил вице-министр внутренних дел Юрий Ильин, заявивший:

"Сейчас мы мониторим ситуацию, пока крупных ЧС в последние время на введённых бесконтрольных объектах не происходило, но есть риски, что бизнес не несёт ответственность за качество строительства".

Все эти вопросы депутаты пообещали взять на особый контроль и вернуться к ним в ближайшее время, поскольку речь идет о безопасности граждан страны.

Ирина Севостьянова

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться