Логистика является существенным фактором при выборе поставщика технологий строительства и обслуживания атомной электростанции. Таким экспертным мнением в разговоре с корреспондентом inbusiness.kz в кулуарах столичного бизнес-форума "Повышение экономической активности казахстанского бизнеса в свете планов по развитию атомной энергетики" поделился гендиректор нацкомпании "Казахстанские атомные электрические станции" (КАЭС) Тимур Жантикин.
"Логистика – важный элемент (для АЭС. – Прим.), поэтому мы ее прокачиваем сейчас. В принципе, скажем, по сухопутным делам – это, естественно, Россия и Китай, там вопросы более-менее решабельные. А вот дальние перевозки – из Франции, из Кореи – они, в общем-то, непростые, поэтому сейчас возможные маршруты прокачиваем, средства перевозки и так далее, понятно, там дороги надо будет смотреть", – сказал глава профильной госкомпании, где проводят экономическую оценку предложений вошедших в шорт-лист потенциальных поставщиков технологий строительства АЭС в Казахстан – "Росатом", EDF (Франция), CNNC (Китай) и KHNP (Южная Корея).
По его словам, в Казахстане уже был опыт перевозки отработанного ядерного топлива из Актау до Курчатова в тяжелых контейнерах весом до 120 тонн с упаковкой.
"Тем не менее это уже зависит от того, конкретно кого выберем, какую технологию, какие там будут детали. Опять же, когда к перевозке готовят детали, их можно по частям, допустим, смонтировать на площадке, если уж совсем тяжело будет, можно готовую заводскую сборку вести, то есть разные варианты", – пояснил Жантикин в беседе, подтвердив, что казахстанские железные и автомобильные дороги выдержат транспортировку необходимого для АЭС оборудования.
Он также рассказал, что при обсуждении вопросов логистики корейские партнеры ссылались на имеющийся опыт перевозки модулей из Южной Кореи по Волгодону в Каспийское море, которая прошла успешно несколько лет назад во время реализации проекта будущего расширения (ПБР) нефтегазового месторождения Тенгиз в Атырауской области. В случае выбора дальневосточного поставщика от него, возможно, придется везти по внутриевразийским водам грузы даже больше по размерам, но легче в конструкции, хотя парогенераторы являются достаточно тяжелыми, добавил он.
"Выборку мы сделали еще до войны. Поэтому, в принципе, конечно, "Росатом" – сейчас у него где-то более чем 80% рынка международного по атомным электростанциям – один из главных претендентов был. Но вот после войны, конечно, вот это – санкции и так далее – как бы это немножко не наша тема, мы за компетенцию нашей компании, мы же чисто коммерческая компания. То есть мы технико-экономические параметры смотрим, но то, что я сказал, цепочка поставок – когда смотришь надежность цепочки поставок, то тоже, конечно, учитывать надо. То, что есть проблемы в "Аккую" (строящаяся "Росатомом" АЭС в Турции, где якобы была задержка. – Прим.), и также идет такой же большой проект в Египте – "Эль-Дабаа", там тоже самое – германское оборудование там задерживается, "Сименсовское" было – тормознули экспорт, и, соответственно, возникли проблемы. Я не знаю насчет 300 дней, какая там задержка, но понятно, что ищут либо оборудование замещающее, либо, значит, обходные пути, как обычно. Но проект идет, там обещают вовремя все сделать официальные лица", – подчеркнул он, комментируя вопросы корреспондента inbusiness.kz о том, как могут повлиять на решение по окончательному выбору поставщика по строительству атомной станции в Казахстане недавние сообщения СМИ о якобы имеющихся задержках с реализацией на турецком проекте "Аккую" на 323 дня и вызовах на АЭС, построенной "Росатомом" в Беларуси.
Глава КАЭС также разъяснил, какие финансовые инструменты могут предложить потенциальные кандидаты на возведение АЭС в Казахстане.
"Есть разные фонды, которые сейчас это организуют. Те же самые китайцы, допустим, арабы фонд с корейцами сделали и там еще кто-то. Но, в первую очередь, конечно, это механизмы, которые поддерживают экспорт из страны, допустим, с Кореей, когда разрабатываем там проект – они финансирование будут подтягивать через свои национальные какие-то фонды, которые контролируются правительством. Также вот французы, в России сейчас, конечно, сложно сказать… Внешэкономбанк, там есть еще, кроме этого, разные структуры. Допустим, французское предложение – правительственные гарантии дают, коммерческие банки под французские правительственные гарантии дают деньги и так далее. То есть таких механизмов много, эксимбанки первое, что сказали, а в принципе, уже конкретно: сейчас как бы вот эти четыре страны, Россия не знаю, Россия как бы сейчас на рынке превалирует, но остальные три – они заинтересованы в экспорте своих технологий", – отметил руководитель КАЭС.
В ходе своего выступления на форуме Тимур Жантикин указал, что при заложенной по стандартам "Самрук-Казына" внутренней норме рентабельности в 11,5% (что сходно с обычными электростанциями) в зависимости от сроков окупаемости и выбранного коммерческого проекта цена на атомную электроэнергию может варьироваться в коридоре 6-12 центов за кВт*ч, то есть примерно в районе 28-55 тенге по текущему курсу.
В среднем это выше дотируемого потребителями электричества возобновляемых источников энергии (ВИЭ), чей срок контракта сейчас заключается в Казахстане на 20 лет – этот период удлинили с 15 лет, чтобы математически удешевить цену на "зеленую" электроэнергию. Однако АЭС при нормальной постройке обычно служит вдвое дольше и постоянно производит электричество, в то время как солнечные и ветряные электростанции нестабильны в выработке и зависят от наличия ветра и солнца.
Согласно проведенному КАЭС анализу, сейчас в Казахстане нет сертифицированных производств для атомной энергетики, где в основном требуется точное машиностроение. Однако казахстанские компании могут поучаствовать в реализации проекта АЭС в случае его утверждения на референдуме через строительно-монтажные работы. Ожидается, что именно в этом направлении доля местного бизнеса будет задействована на сумму около 2,5-3,5 млрд долларов из предполагаемых 10-15 млрд долларов затрат на строительство первых энергоблоков атомной станции. Уже обсуждается, например, что за возведение инфраструктуры в поселке Улкен может взяться строительная компания BI Group.
Для сравнения, на турецком проекте "Росатома" по строительству АЭС "Аккую" текущей стоимостью 23-24 млрд долларов местное содержание уже достигло 5 млрд долларов, потенциально оно еще может вырасти до 6,5 млрд долларов.
Между тем в ходе форума стало известно, что если в Казахстане будет возведена атомная станция, то спрос именно на ее электричество может исходить от горно-металлургических корпораций, заинтересованных в декарбонизации при экспортных поставках металлопродукции.
"Если говорить уже о позиции "Казахмыса", то мы заинтересованы в том, что развитие АЭС – это будет также еще неизвестно, кому это потребление электроэнергии будет идти. Да, может быть, "Казахмыс" будет закупать определенную часть электроэнергии от этой АЭС. Соответственно, мы будем снижать вот этот свой углеродный след путем покупки электроэнергии от АЭС. Я сегодня показывал именно модель выбросов парниковых газов – как влияние выбросов идет – на 185 раз ниже, чем угольная генерация, соответственно, для нас, если будет такая возможность, в перспективе, да, мы как бы не можем сейчас купить, но мы рассматриваем, почему мы сейчас присутствуем, чтобы понимать все тенденции – куда будет электроэнергия распределяться, кто будет ее закупать, и, соответственно, в случае того, когда будет распределение электроэнергии, то, конечно же, мы тоже будем заинтересованы в возможности покупки этой электроэнергии, чтобы снизить углеродный след своей продукции", – сказал выступивший на форуме директор департамента по работе с внешними стейкхолдерами Kazakhmys Holding Тельман Шуриев, комментируя вопрос inbusiness.kz. При этом он упомянул, что у медной корпорации уже есть 150 МВт мощностей возобновляемых источников энергии.
Изображение mhollaen с сайта Pixabay
Читайте по теме:
15 млрд долларов за пару блоков АЭС – слишком много