Лучшие налоговики работают в Костанае, худшие – в Астане и Мангистау

Ирина Севостьянова Ирина Севостьянова
10663

В комитете госдоходов объявили результаты ежегодного мониторинга качества услуг.

Лучшие налоговики работают в Костанае, худшие – в Астане и Мангистау

Легче всего в Казахстане зарегистрироваться в качестве налогоплательщика, самое сложное – подать жалобу на сотрудника налоговой службы. Такие выводы сделали в центре исследований "Сандж", проведя ежегодный мониторинг качества услуг органов государственных доходов. 

В целом по результатам исследований 2016 года казахстанцы выше оценивают налоговые услуги (80,6%), чем таможенные (73,6%), и услуги службы экономических расследований (60,2%). Однако, как отмечает глава центра "Сандж" Фатима Джандосова, по сравнению с 2015 годом наблюдается некоторое снижение удовлетворенности услугами налоговых органов – на 2,9%, и, напротив, рост по таможенным услугам – 2,7%, и по СЭР – 1,2%. 

Наивысшие оценки по степени удовлетворенности получают простые услуги, например регистрация налогоплательщика. Самую высокую оценку в 9 баллов (по 10-балльной шкале) получила услуга "Регистрационный учет по месту нахождения объектов налогообложения". В 8,9 балла оценили налогоплательщики услуги по постановке и снятию с учета контрольно-кассовых машин и проведению сверки расчетов по налогам (на транспорт, имущество, землю). Регистрационный учет ИП, ликвидацию юридического лица, таможенную очистку и выпуск товаров оценивают в 8,7 балла. Налоговая проверка получила оценку в 7,7 балла. Прием и регистрацию заявлений об уголовных правонарушений налогоплательщики оценили в 7,8 балла. И самый низкий балл (6,1) получил порядок рассмотрения жалоб органами госдоходов. 

"Люди, понятно, и так недовольны, еще и вся процедура построена так, что они не знают, куда жаловаться, кому, а результат рассмотрения жалоб они тем более не знают", – констатировала госпожа Джандосова. 

Интересно, что за последние два года качество налоговых услуг ухудшилось почти на 2 балла (по 10-балльной шкале), зато таможенные органы демонстрируют рост почти на 3 балла. 

Впрочем, есть и позитивные результаты. Например, с начала проведения исследований (с 2007 года) время ожидания в очереди сократилось более чем в два раза – с 46 до 21 минуты (по опросу 2016 года). Сократились временные затраты на налоговую отчетность: если в 2009 году люди тратили на это более 200 часов в год, то сейчас – 62 часа. 

Интересно, что разъяснительной работой потребители таможенных услуг оказались менее удовлетворены, чем потребители налоговых услуг. При этом отмечается, что возможности веб-сайта и социальных сетей используются не в полной мере, необходимо улучшить и разъяснения при обращении по телефону. 

Проблемой остается коррупция. Центр "Сандж" в своем исследовании использовал такие показатели, как получение услуги по знакомству и за вознаграждение. Как выяснилось, по знакомству наибольшее количество услуг оказывается в Астане – 7,5%, на втором месте Южно-Казахстанская область – 5,6%, на третьем – Атырауская и Актюбинская, по 5,4%. Услуги за вознаграждение наибольшей популярностью пользуются в Атырауской области – 7,5%. На втором месте Южно-Казахстанская область – 6,5%, на третьем – Мангистауская – 4,6%. При этом в регионах, где отмечены самые высокие показатели коррумпированности, также отмечен и самый низкий уровень доверия к органам государственных доходов. 

Самый высокий же уровень доверия к органам госдоходов отмечен в Костанайской области – 9,7 балла. Второе место заняла Северо-Казахстанская область с показателем 9,3 балла, третье – Павлодарская область (9,2 балла). Тройку аутсайдеров открывает Карагандинская область с общей оценкой 7,8 балла, за ней Астана с 6,4 балла и на последнем месте Мангистауская область с оценкой 6,3 балла.  

В целом было исследовано 14 услуг комитета госдоходов по аспектам времени ожидания услуги, условий, процедуры, качества персонала, содержательности информации, а также технического оснащения. Исследования проведены в 2016 году, в них приняли участие 3803 получателя налоговых услуг из числа представителей бизнеса, а также населения, 2778  получателей таможенных услуг, также бизнес и население и 933 госслужащих.

Ирина Севостьянова

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться
Подпишитесь на наш Telegram канал! Узнавайте о новостях первыми
Подписаться