DOW J 24 580,91 Hang Seng 24 266,06
FTSE 100 6 045,69 РТС 1 215,69
KASE 2 286,33 Brent 36,55
Лучшие налоговики работают в Костанае, худшие – в Астане и Мангистау

Лучшие налоговики работают в Костанае, худшие – в Астане и Мангистау

В комитете госдоходов объявили результаты ежегодного мониторинга качества услуг.

23 Февраль 2017 09:58 7347

Лучшие налоговики работают в Костанае, худшие – в Астане и Мангистау

Автор:

Ирина Севостьянова

Легче всего в Казахстане зарегистрироваться в качестве налогоплательщика, самое сложное – подать жалобу на сотрудника налоговой службы. Такие выводы сделали в центре исследований "Сандж", проведя ежегодный мониторинг качества услуг органов государственных доходов. 

В целом по результатам исследований 2016 года казахстанцы выше оценивают налоговые услуги (80,6%), чем таможенные (73,6%), и услуги службы экономических расследований (60,2%). Однако, как отмечает глава центра "Сандж" Фатима Джандосова, по сравнению с 2015 годом наблюдается некоторое снижение удовлетворенности услугами налоговых органов – на 2,9%, и, напротив, рост по таможенным услугам – 2,7%, и по СЭР – 1,2%. 

Наивысшие оценки по степени удовлетворенности получают простые услуги, например регистрация налогоплательщика. Самую высокую оценку в 9 баллов (по 10-балльной шкале) получила услуга "Регистрационный учет по месту нахождения объектов налогообложения". В 8,9 балла оценили налогоплательщики услуги по постановке и снятию с учета контрольно-кассовых машин и проведению сверки расчетов по налогам (на транспорт, имущество, землю). Регистрационный учет ИП, ликвидацию юридического лица, таможенную очистку и выпуск товаров оценивают в 8,7 балла. Налоговая проверка получила оценку в 7,7 балла. Прием и регистрацию заявлений об уголовных правонарушений налогоплательщики оценили в 7,8 балла. И самый низкий балл (6,1) получил порядок рассмотрения жалоб органами госдоходов. 

"Люди, понятно, и так недовольны, еще и вся процедура построена так, что они не знают, куда жаловаться, кому, а результат рассмотрения жалоб они тем более не знают", – констатировала госпожа Джандосова. 

Интересно, что за последние два года качество налоговых услуг ухудшилось почти на 2 балла (по 10-балльной шкале), зато таможенные органы демонстрируют рост почти на 3 балла. 

Впрочем, есть и позитивные результаты. Например, с начала проведения исследований (с 2007 года) время ожидания в очереди сократилось более чем в два раза – с 46 до 21 минуты (по опросу 2016 года). Сократились временные затраты на налоговую отчетность: если в 2009 году люди тратили на это более 200 часов в год, то сейчас – 62 часа. 

Интересно, что разъяснительной работой потребители таможенных услуг оказались менее удовлетворены, чем потребители налоговых услуг. При этом отмечается, что возможности веб-сайта и социальных сетей используются не в полной мере, необходимо улучшить и разъяснения при обращении по телефону. 

Проблемой остается коррупция. Центр "Сандж" в своем исследовании использовал такие показатели, как получение услуги по знакомству и за вознаграждение. Как выяснилось, по знакомству наибольшее количество услуг оказывается в Астане – 7,5%, на втором месте Южно-Казахстанская область – 5,6%, на третьем – Атырауская и Актюбинская, по 5,4%. Услуги за вознаграждение наибольшей популярностью пользуются в Атырауской области – 7,5%. На втором месте Южно-Казахстанская область – 6,5%, на третьем – Мангистауская – 4,6%. При этом в регионах, где отмечены самые высокие показатели коррумпированности, также отмечен и самый низкий уровень доверия к органам государственных доходов. 

Самый высокий же уровень доверия к органам госдоходов отмечен в Костанайской области – 9,7 балла. Второе место заняла Северо-Казахстанская область с показателем 9,3 балла, третье – Павлодарская область (9,2 балла). Тройку аутсайдеров открывает Карагандинская область с общей оценкой 7,8 балла, за ней Астана с 6,4 балла и на последнем месте Мангистауская область с оценкой 6,3 балла.  

В целом было исследовано 14 услуг комитета госдоходов по аспектам времени ожидания услуги, условий, процедуры, качества персонала, содержательности информации, а также технического оснащения. Исследования проведены в 2016 году, в них приняли участие 3803 получателя налоговых услуг из числа представителей бизнеса, а также населения, 2778  получателей таможенных услуг, также бизнес и население и 933 госслужащих.

Ирина Севостьянова

Смотрите и читайте inbusiness.kz в :

Страйк от налоговой

Спортивно-развлекательные заведения не выдерживают налоговой нагрузки.  

31 Март 2018 17:50 2010

Страйк от налоговой

Об этом сообщил вице-президент Казахстанской федерации боулинга Махмут Исхаков в ходе заседания Совета по защите прав предпринимателей и противодействия коррупции Палаты предпринимателей города Алматы.

По его словам, спортивно-развлекательные заведения уже давно испытывают трудности. Еще в 2009 году их причислили к игорному бизнесу и обязали ежемесячно платить фиксированный суммарный налог (ФСН) с каждого стола и дорожки. Г-н Исхаков заметил, что в этих заведениях посетители не получают денежный выигрыш, и непонятно, почему боулинг и бильярд стоят в одном ряду с казино, букмекерскими конторами и залами игровых автоматов.

В этот же список включены детские развлекательные парки и картинги. Ставка налога для таких объектов определяется как произведение установленного коэффициента местным представительным органом на размер МРП (2405 тенге). При этом в Алматы определены самые высокие ставки ФСН – от 12 до 18 МРП. Кроме того, с 1 января текущего года для спортивно-развлекательных заведений были отменены льготы по НДС, что привело к еще большей налоговой нагрузке. В результате центры боулинга оказались на гране разорения, а один из них, боулинг-клуб «MV», который располагался в ТРЦ «Ритц Палас» вынужден был закрыться. 

«Боулинг-центры занимают очень большие площади, одна дорожка для боулинга - 45 метров. Это большие затраты на арендную плату. Оборудование, запчасти приобретаются за доллары, и после девальвации закупать их стало сложнее. А тут еще ФСН и отмена льготы по НДС. Например, в России фиксированного суммарного налога вообще нет, там действуют определенные налоговые ставки, от 13% до 16%. И российские спортивно-развлекательные заведения продолжают развиваться. Они скупают наши центры, разбирают и увозят к себе», - рассказал г-н Исхаков. 

По его словам, с момента введения ФСН количество боулинг-центров сократилось на 60%. Девять лет назад в Казахстане было 172 дорожки, сейчас - 72. Только в Алматы за это время закрылось девять боулинг-центров. Сейчас их осталось только пять. На грани банкротства оказались и детские парки. 

В ходе совещания представители Департамента госдоходов (ДГД) города Алматы пытались возразить. По их данным, доходы спортивно-развлекательных заведений и детских площадок ежегодно растут в среднем на 40%. Если раньше доходы детского парка «Иллюзион- Maxima» были на уровне 4,7 млн тенге, то сейчас – 6,8 млн тенге. Сотрудники ДГД уверены, что развлекательные заведения не являются убыточными. 

Такое утверждение вызвало шквал негодования со стороны предпринимателей. 

«Посмотрите на наши расходы - увеличились банковские проценты, зарплаты, аренда и затраты на оборудование, которые привязаны к доллару. Доходы наши, может, и растут, но не прибыль… Мы задыхаемся и просим, чтобы на наши проблемы обратили внимание», - заявила в ходе выступления финансовый директор детского парка Happylon Сауле Нуркина.  

К ней присоединились главный бухгалтер ТОО «Иллюзион-Maxima» Наталья Тарасова и директор ТОО EMCDostyk (FunkyTown) Ольга Приймак.  По словам предпринимателей, действующие налоговые ставки следует пересмотреть. Особенно ФСН, который не соотносится с моделью семейно-развлекательных центров. 

«Все эти нормы по ФСН вводили на какой-то переходный период. Тогда я работал в департаменте госдоходов и стоял у истоков такого налогообложения. Например, разовые талоны на торговлю планировали ввести на 5-7 лет, а они просуществовали 15-16 лет. Такая же ситуация с патентом и упрощённой декларацией. ФСН ввели, так как были высокие риски неуплаты налогов, в 2009 году невозможно было поставить датчики возле каждого бильярдного стола и детского игрового автомата. Теперь все цифровизированно, допуск к дорожкам для боулинга и детским автоматам осуществляется по пластиковым карточкам. Пробиваешь чек, и через долю секунды он появляется на сервере Комитета госдоходов. Понятно, что в нынешней ситуации нужно уходить от ФСН и переходить к обычному налогообложению», - объяснил директор Палаты предпринимателей города Алматы Юрий Тлеумуратов. 

Г-н Тлеумуратов заявил, что Палата предпринимателей города Алматы будет инициировать изменения в нормах закона, чтобы для картинга, боулинга, бильярда и детских площадок убрали ФСН. По его мнению, ФСН - это атавизм, который уже изжил себя. 

Римма Гахова

Онлайн-торговлю освободят от налогов

Правительство обещает создать максимально комфортные условия для развития электронной коммерции. 

14 Ноябрь 2017 18:27 7387

Онлайн-торговлю освободят от налогов

Министерство национальной экономики разработало поправки в Закон «О регулировании торговой деятельности», направленные на развитие онлайн-торговли в Казахстане. В ходе заседания правительства во вторник вице-министр национальной экономики Руслан Даленов рассказал, что предлагаемые новшества затрагивают весь спектр, начиная от собственно понятия «интернет-магазин» (это определяется как «информационная система, размещенная в сети Интернет для организации и проведения электронной торговли») до защиты прав потребителей. Законопроектом предполагается ввести нормы, регламентирующие вопросы создания продавцами и посредниками интернет-магазинов. Включается положение, предусматривающее обязательства продавцов и посредников по информированию потребителей через интернет-ресурсы о товаре, а также по обеспечению достоверного информирования потребителей о качестве, свойствах и характеристиках товаров, а также нести ответственность перед потребителем за некачественно предоставленный товар.

Сейчас законопроект находится на согласовании в государственных органах, предполагается, что весной 2018 года он уже будет внесен на рассмотрение парламента.

«В целях стимулирования развития электронной торговли проектом нового Налогового кодекса предусматривается освобождение от уплаты корпоративного и индивидуального подоходного налогов доходов, получаемых в сфере электронной торговли. Данная норма применяется индивидуальным предпринимателем в случае, если доходы от осуществления электронной торговли составляют не менее 90% от совокупного годового дохода. Норму предполагается ввести в действие с 1 января 2018 года на пятилетний период», – отметил г-н Даленов. Соответствующие положения уже включены в проект нового Налогового кодекса, который находится на рассмотрении парламента.

Помимо законодательных вопросов, решаются и другие вопросы, необходимые для развития онлайн-коммерции. Так, прорабатываются вопросы внедрения интегрированной (с банками второго уровня) внутренней платежной платформы в целях снижения издержек (размер банковской комиссии по безналичным платежам) предпринимателей в электронной торговле. Также рассматриваются вопросы совершенствования платежных систем, в том числе через стимулирование внедрения упрощенного механизма осуществления мобильных платежей.

Кроме того, прорабатываются предложения по снижению комиссии за мобильные платежи c учетом международного опыта (КНР – Wechat, Кения – M-pesa), обеспечение полного перехода на использование электронной счет-фактуры. По словам Руслана Даленова, окончательный пакет предложений будет сформирован к концу ноября.

Принципиально важное значение имеет и инфраструктура логистики. Вице-министр сообщил, что с 2018 года именно для этого АО «Казпочта» планирует создать не менее двух логистических хабов и сортировочных центров (Fullfilment-центр). Предполагается, что количество обрабатываемых посылок увеличится на 20% с 5,148 млн до 6 млн, сокращение срока доставки по Казахстану – с 15 до 6 дней и до одного дня по определенным маршрутам экспресс-почтой.

Активно прорабатывают этот вопрос и в министерстве финансов. Как сообщил министр финансов Бахыт Султанов, для поддержки экспортно ориентированных компаний внесен ряд поправок в законодательство, которые предусматривают «упрощение и оптимизацию процедур возврата НДС путем сокращения его сроков».

«Предусмотрена отмена встречных проверок поставщиков-экспортеров при выписке и получении ими электронных счетов-фактур. В рамках реализации проекта «Третья модернизация Казахстана» реализуется инициатива «Перезагрузка возврата НДС», согласно которой министерство совместно с автономным кластерным фондом «Парк инновационных технологий» проводятся мероприятия по внедрению технологии блокчейн. Технология позволит мгновенно отслеживать цепочки финансовых транзакций по налогоплательщикам и производителям, гарантировать автоматический возврат НДС. Кроме того, в целях развития электронной торговли казахстанскими товарами принимаются меры по упрощению таможенного декларирования таких товаров. В настоящее время собираются предложения заинтересованных министерств и представителей бизнеса по упрощению таможенных формальностей при экспорте товаров, реализуемых через интернет-магазины, после чего конкретные предложения будут направлены в правительство», – рассказал г-н Султанов.

Ирина Севостьянова

Смотрите и читайте inbusiness.kz в :

Подписка на новости: