Ляззат Ибрагимова три года руководит Жилстройсбербанком Казахстана, до этого была заместителем председателя правления холдинга "Байтерек", возглавляла фонд "Даму".
"Я родилась в небольшом целиноградском совхозе со стандартным на то время названием "Ленинский". Окончила Целиноградский сельскохозяйственный институт (ныне Казахский агротехнический университет им. С. Сейфуллина. – Ред.). Это мощное заведение с большой научной базой и очень интересным экономическим факультетом, ориентированным на практику, где мы учились считать рентабельность каждого совхоза и колхоза, урожайность и т. д. Это были очень интересные кейсы", – вспоминает спикер, рассказывая о себе на лекции KASE Talks.
Позже занималась преподаванием в университете, проработала в вузе девять лет. Как-то увидела в газете объявление о конкурсе на должность национального эксперта по микрокредитованию в одном из проектов ПРООН. Выиграла. Была членом рабочей группы по совершенствованию законодательства о микрокредитных организациях.
"Мне тогда очень пригодилось умение анализировать, обрабатывать большой объем информации за короткий период", – отмечает собеседница.
Это дало дивиденды в виде приглашения от Фонда развития малого предпринимательства.
"Специально под мою кандидатуру создали департамент. Я не искала работу, организация сама нашла меня, оценив мои навыки. Поэтому первое правило: пытайтесь получить практические навыки в любой сфере. Они станут невидимым сундуком, который всегда с вами: он вдруг откроется там, где вы не ожидаете", – делится лайфхаком Ляззат Ибрагимова.
За время работы в фонде она дважды чуть не попала под сокращение, два раза департамент переназывали, и она становилась главным специалистом, менеджером. Было много возможностей поменять работу, но она выбрала стратегию: остаться, чтобы продолжать научную деятельность, работу над докторской диссертацией на тему государственной поддержки МСБ.
"Я перерабатывала большой объем информации. Это сделало из меня уникального эксперта, который всегда нужен при любом руководителе. Я могла лучше всех описать иностранный опыт, дать более глубокий анализ, за короткий период сделать содержательную презентацию на тему господдержки бизнеса", – рассказывает Ляззат Еркеновна.
В итоге в фонде "Даму" она проработала больше 12 лет, из них два года заместителем председателя и пять лет – председателем правления.
Поэтому правило номер два звучит так: если вы хотите стать экспертом в какой-то отрасли, нужно не пожалеть на это времени и сил (формулу "потратить не менее 10 тысяч часов" спикер считает действенной).
Сейчас, когда она является главой банка, Ляззат Ибрагимова не оставляет работу с информацией: каждый год в начале года выписывает все показатели, касающиеся сферы, в которой сейчас работает.
"В моем блокноте есть данные об объемах ввода в эксплуатацию жилья в региональном разрезе, начиная с 2000 года, объемы ипотеки, выдаваемой другими банками, в разрезе регионов, количество детей, рожденных в каждом регионе. Примерно 26-27 таблиц. На любых переговорах, когда кто-то спрашивает, например, а сколько жилья было построено в той или иной области в прошлом году, я всегда могу эту информацию дать", – делится спикер.
Об успешности и уникальности
Слово "успешный" от слова "успевать", считает Ляззат Ибрагимова.
"Недавно прочитала такую мысль: счастье – это результат высокоорганизованной жизни. Классно, да? Мы получаем чувство удовлетворения, когда у нас все получается. А для этого нужно правильно планировать и организовывать", – считает она.
Большинство людей совершают классическую ошибку – сравнивают себя с другими.
"Но всегда найдется кто-то более красивый и с более богатыми родителями. Никогда ни с кем не соревнуйтесь. Только с собой. Это поможет вам стать лучше с каждым днем. Вы уникальны и должны стараться становиться чуть лучше, чем вчера", – мотивирует спикер.
Она приводит собственный пример: пять-шесть лет назад у нее была большая проблема, она не была казахоязычным спикером.
"Представьте: сидит председатель банка и думает: а зачем учить? У меня и так все хорошо. Но если это пригодится вам по работе, то надо приложить усилие", – говорит она и демонстрирует владение казахским.
Попробуйте записывать цели
Ляззат Ибрагимова приводит пять шагов личностного роста. Первый шаг – верить в себя.
"Человек увлеченный отличается от человека неувлеченного. Не знаю, как это называется – харизма или живчик, но это сразу видно. Почему кто-то добивается успеха, кто-то – нет? Есть исследования, доказывающие связь головы и руки. Успеха добиваются те, кто записывает свои планы и потом делает то, что имеет ценность для их жизни. Попробуйте. Я, например, записываю в блокнот по три-четыре важных дела и не засыпаю, пока не сделаю их, иначе считаю, что день прожит зря", – говорит глава банка.
Спикер рассказала историю из своей жизни. Как-то раз будущий муж нашел ее блокнот, где она написала, что через десять лет у нее будет двое детей, четырехкомнатная квартира и степень кандидата наук.
"Будущий муж сказал: зачем четырехкомнатная, и трех комнат хватит. Я тогда была более эмоциональной, накричала, порвала блокнот. Это был 1993 год, я тогда училась на пятом курсе института. В 2003 году защитила кандидатскую диссертацию, в 2002-м мы купили четырехкомнатную квартиру, и у нас было двое детей. Программируйте себя на выполнение каких-то действий. Верить в себя – это не просто лежать на диване и мечтать, что когда-нибудь вы станете руководителем большой компании", – делится опытом спикер.
Как просить прибавку к зарплате
Второй шаг к лидерству – доверять другим людям.
"У "доверия" корень – "вера". Мои подчиненные или заместители говорят: вы слишком много доверяете людям. Доверие – это вера в других, вы верите, что они готовы вам помочь", – говорит спикер.
Пример из жизни: свекровь не просто была не против того, что Ляззат Еркеновна будет работать над своей кандидатской диссертацией, а, наоборот, была этому рада и всячески помогала ей. Например, приезжала на выходные, чтобы помочь с домашним хозяйством. Семейная история о красной ленточке – о том, как свекровь завязывала на входе в комнату красную ленточку и всех домашних предупреждала: "Тихо, Ляззат пишет диссертацию", и невестке ничего не оставалось, кроме как работать над своим научным трудом.
"Говорите и объясняйте людям, зачем вам что-то нужно. Мы всегда боимся просить. Но доверие и умение попросить – очень важные качества. Самое большее, что вы можете получить в ответ, – отказ", – считает спикер.
Она дает совет тем, кто хочет повышения заработной платы или продвижения по карьерной лестнице.
"Лучше обсудить эти вопросы с начальством. Спросите, что вам нужно сделать, чтобы вам повысили зарплату. Люди увольняются, объясняя это тем, что им не стали платить больше. Но мы никогда и не видели проактивности от этого человека, наоборот, он был настолько тихим, что всем казалось, что его и так все устраивает. Объяснить и попросить поддержки. Учитесь этому", – советует спикер.
Как личная репутация помогает в карьере
Третий шаг: не бояться труда.
"Попросят вас, например, организовать флешмоб, идите и организовывайте. Это лучше, чем лежать на диване. Это опыт и новые знакомства. Сейчас есть такая теория: успеха могут добиться люди с низким умственным интеллектом, но с высоким эмоциональным интеллектом. Это люди, которые всегда с кем-то общаются. Скажу по секрету: 90% хороших вакансий, должностей с высокой зарплатой приходят по знакомству. Потому что в хороших коллективах хотят взять адекватного человека с хорошей профессиональной и личной репутацией. Поэтому чем больше у вас будет круг знакомых с хорошим мнением о вас, тем выше ваша котировка на рынке труда. В Казахстане – тем более", – говорит Ляззат Ибрагимова.
Четвертый шаг к лидерству, на ее взгляд, – отвечать за личные решения.
"Должность – это не только права, как думают многие. Самое большое, что есть у лидера, – ответственность и то, что он может брать ее на себя. И корень здесь – "ответ". "Да" или "нет". "Нет" – хороший ответ, он экономит много времени. Что такое ответственность за личные решения? Это когда вы видите: в этом вопросе недоработал, а в этом – впервые столкнулся с такой ситуацией, поэтому что-то не получилось. Ищите возможности для роста, но не занимайтесь самобичеванием и тем более обвинением других", – уверена Ляззат Ибрагимова.
Пятый шаг – работать над собой.
"Когда вы поверили, что вы профессионал, значит, начался ваш возврат", – поясняет спикер.
Она рассказывает, что в прошлом году поступила на Executive MBA.
"Декан спросил: Вы кандидат экономических наук по советской системе, по Лиссабонской конвенции о признании это приравнивается к PhD, зачем Вам это нужно? Я ответила, что хочу, во-первых, понять разницу между советским и западным образованием. Во-вторых – показать пример своим детям: если я буду все субботы и воскресенья с 08:30 до 18:30 заниматься, то они скажут: раз уж мама учится, то нам и тем более надо получить магистра", – поделилась лектор.
Контролировать раздражители невозможно
Спикер считает интересной теорию управления восприятием окружающего мира, которую вывел Виктор Франкл. Счастья нельзя достичь, оно внутри нас. Будьте благодарны судьбе за то, где вы находитесь, и помните, что контролировать раздражители невозможно.
"Проблемы появляются бесконечно, и если вы уже в них вошли, то изменить это невозможно, но возможно изменить свое отношение к ситуации", – объясняет такое отношение к жизни Ляззат Ибрагимова.
Глеб Архангельский. Время – невозобновляемый ресурс, со временем шутить нельзя. Если вы целый день занимаетесь ерундой, вы никогда не начнете ходить в спортзал или учить иностранный язык.
"Унесенные ветром" Маргарет Митчелл.
"Моя любимая книга. Она научила меня правилу "я подумаю об этом завтра" – это для меня основа эмоционального интеллекта. Какой бы важной проблема ни казалась сегодня, для вас как для лидера важно уметь абстрагироваться от нее и подумать: будет ли это важно для меня через 30 или хотя бы через 10 лет. Скорее всего, вы скажете – нет. Лидера отличает умение трезво мыслить и концентрироваться, управлять своими эмоциями и позитивно относиться к происходящему. И тогда проблема становится не трагедией, а просто ошибкой или опытом", – говорит спикер.
Как не переоценивать должности
"Компетентность и опыт – разве не совершенно разные вещи? И каковы шансы у умных молодых креативщиков попасть на руководящие позиции в Казахстане?" – задали лектору вопрос из зала.
На взгляд Ляззат Ибрагимовой, опыт и компетенции – это взаимоувязанные вещи. "Какими теоретическими знаниями, например, по финансовому моделированию ты ни обладал, пока настоящую финансовую модель компании не построишь, не защитишь ее и не пронаблюдаешь за тем, как она развивается, не сможешь считать себя специалистом по финансовым моделям", – поясняет топ-менеджер банка.
Она уверена: опыт – это то, что происходит на уровне интуиции, ощущений, восприятия, запахов и становится в конце концов тем, что ты можешь назвать своей профессиональной экспертизой. И именно это дает возможность прогнозировать первые критические моменты при возникновении той или иной ситуации.
А что касается должностей, то, на взгляд, Ляззат Ибрагимовой, проблема казахстанских родителей в том, что они видят для своих детей исключительно вертикальную карьеру (если он в 26 лет не начальник управления – все пропало). Между тем, во всем мире перешли к горизонтальной карьере. Это когда человек гонится не за должностью, а за опытом и способностью генерить доходы, на каком бы участке работы он ни находился. А это приходит только с количеством проектов, в которых человек участвует.
"Всегда призываю молодежь не переоценивать должности. Бывают очень крутые карьерные горки. К этому нужно относиться немного отстраненно. Сегодня ты можешь быть председателем, завтра можешь им не быть", – добавляет спикер.
Также, на ее взгляд, важно иметь хороший тыл – семью, с которой проблемы перестанут восприниматься как трагедия. "Истинно выражение: никто на смертном одре не вспомнит, сколько совещаний и с кем провел. И опять же успешный человек – это тот, кто успевает, то есть делит время между работой и семьей. Вот работа, а вот – мой дом, им я занимаюсь тоже восемь часов в сутки, как и работой", – делится своим видением банкир.
"Что это, банк? Оказывается, Google"
Зампред KASE Андрей Цалюк, модерировавший встречу, задал вопрос: "Как мы видим, рыночная стоимость денег утеряна из-за того, что много субсидируется, в том числе через фонд "Даму", и никто не измеряет эффективность. Сейчас говорят: надо отказаться от этого. Но ничего не происходит. Субсидирование – это наш путь или нужны реформы? Каков Ваш взгляд как экономиста?".
"Это самый сложный вопрос, связанный с диверсификацией экономики. Мы пытаемся это сделать уже 30 лет, но структурных, глубинных реформ не получаем. Но, с другой стороны, реформы ведь и не проходят за десятилетие. В 2010 году мы впервые подписывали договор субсидирования с казахстанским производителем аккумуляторов. Эта компания – лидер отрасли и по сей день. Но обслуживать ставку привлечения по кредиту 14% годовых значит за три года отдать 50% от дохода. Это очень не конкурентоспособно", – говорит собеседница.
Казахстанских товаропроизводителей на зарубежных рынках никто не ждет, "мы им там не нужны". "Поэтому инструменты господдержки МСБ будут существовать всегда, вопрос – в оптимизации и эффективности. В свое время мы делали большой проект, консолидировали наши данные с данными Налогового комитета и делали расчеты прироста налогов на объем бюджетных субсидий. Принцип был простой: сколько компания получает и сколько отдает. Коэффициент оказался достаточно хорошим – 3,1 в среднем по всей программе", – рассказала Ляззат Ибрагимова.
По ее словам, во многих странах от МСБ требуют только двух вещей – обеспечения занятости и повышения базы налогообложения. Безусловно, доля малых и средних предприятий в ВВП должна расти, но этот сектор прежде всего выполняет социальную функцию. Диверсификация экономики и другие задачи подобного рода – дело крупных производителей.
"Но в то же время вообще мир "перевернулся", эта теория тоже, может быть, устарела", – говорит спикер.
Она рассказывает, что во время преподавания ее любимым предметом был анализ финансовой отчетности.
"Я любила открывать баланс какой-либо компании и предлагала студентам угадать, что это за компания. Вот представьте: перед вами баланс какой-то компании. Основных средств на балансе нет. Что это, банк? А вот показатели кеша, ценных бумаг. Какие варианты – инвестиционная компания? На самом деле, оказывается, Google. Компании такого рода сейчас генерят огромное количество кеша, заходят в финтех, хотят создавать площадки для кредитования населения. Мир очень сильно меняется. И поэтому меня волнует ситуация классических банков: что будет с ними через 20-30 лет. Думаю, больше возможностей будет у монопродуктовых банков", – говорит банкир.
Например, ЖССБК специализируется на жилье.
"Нам было бы интересно заниматься ЖКХ, накоплениями на каждую квартиру. По квартирам мы сейчас самый крупный залогодатель в Казахстане, у нас на балансе 270 тыс. займов, залоговый фонд – около 2 трлн тенге. Для нас важно, чтобы эти квартиры хорошо сохранились до конца погашения займа. Поэтому наш банк вошел в число инициаторов закона об обязательных накоплениях на счет, привязанный квартире. Надо понимать, что при существующих объемах строительства – 13,2 млн кв. м в прошлом году, план правительства на этот год – 15 млн кв. м – через 30-50 лет на таком же пике это жилье придет к капитальному ремонту", – говорит спикер. Такие вещи, на ее взгляд, нужно понимать и уметь прогнозировать.
Будущее – за агросектором, но нужна наука
"Может быть, будущий успех Казахстана – не в сфере IT, а в сельском хозяйстве?" – задали спикеру очередной вопрос из зала.
"Хорошо, что такие молодые люди, как вы, начали об этом задумываться", – ответила Ляззат Ибрагимова.
Она напомнила, что окончила аграрный вуз.
"У меня есть диплом, в котором написано: растениеводство – 5, животноводство – 5. Я учила средний коэффициент опороса по породам, и знаю, что если гречиху в Павлодарской области сеять глубже шести сантиметров, то она не успеет зацвети и вызреть, если мельче – семена померзнут. При такой большой территории и при не настолько сильно развитой промышленности Казахстан имеет шансы через 70-80 лет выстрелить с экологически чистой продукцией аграрного сектора", – считает глава банка.
Однако обойтись без знаний будет невозможно.
"Нужна наука – семеноводство, агрохимия и т. д. Это большой комплекс, и в этой сфере реально большой потенциал", – уверена она.
Елена Тумашова