В маральниках ученые-селекционеры добиваются увеличения поголовья оленей и маралов. Это необходимо для того, чтобы повысить доходность, продуктивность мараловодческих хозяйств, которые сейчас оказались на обочине индустрии. На эксперимент были выделены средства в размере 2 млн тенге от Палаты предпринимателей ВКО и Восточно-Казахстанского НИИ сельского хозяйства.
Мараловодство является своеобразной визитной карточкой ВКО. Если совершать экскурс в историю, то отрасль зародилась в регионе еще полтора века назад. В то время поголовье благородных оленей, а именно так еще называют маралов, составляло больше 3 тысяч голов. Мараловодство приносило сверхдоходы, а в 1920 годах в Катон-Карагайском районе ВКО организовали первый мараловодческий совхоз, через десять лет из Приморья привезли еще пятнистых оленей.
Сейчас мараловодческая отрасль в регионе находится в затяжном кризисе. Если раньше экспортные цены контролировало государство, и панты продавались на мировом рынке по 1000-1500 долларов за килограмм, то с 1990-х годов их закупочная стоимость на внутреннем рынке упала до 100 долларов.
"Крупнейшим потребителем пантовой продукции, в том числе восточно-казахстанской, является Южная Корея", - рассказал заместитель гендиректора Восточно-Казахстанского НИИ сельского хозяйства Нурлан Тохтаров. "Всего несколько корейских фирм имеют лицензию на право импорта, и все рынки они распределили между собой. Продукцию мараловодства им поставляют перекупщики, у которых тоже своя договоренность. В отрасли рентабельность начинается со 160-170 долларов за килограмм пантов, перекупщики при этом установили цену до 100 долларов. Одно время они пользовались тем, что наши хозяйства разрознены, у всех тяжелая ситуация, трудно получить кредиты в сельской местности. Перекупщики приезжали к нашим мараловодам весной, заключали с каждым отдельно договор, а осенью диктовали свою цену, - поясняет он. Многие маральники в такой ситуации оказались убыточными, свернули деятельность. Остались только те, где серьезно занимались бизнесом.
Два года назад мараловоды ВКО объединились в ассоциацию, получили возможность вести единую ценовую политику, защищать и лоббировать свои интересы. В итоге минувшей осенью стоимость восточно-казахстанских пантов повысилось до 250-300 долларов. Следующим шагом мараловоды решили привлечь науку для селекционно-племенной работы.
По информации Нурлана Тохтарова, крупнейшим в мире поголовьем маралов обладает Новая Зеландия, где насчитывается около миллиона этих животных. Они находятся на стойловом содержании, восточно-казахстанские – в основном, обитают в дикой природе. Если в той же Новой Зеландии годовой объем производства составляет 300 тонн рогов, то в Казахстане – не больше 15 тонн.
Оптовые покупатели пантов сейчас обращают внимание прежде всего на их цену, а не на биологические свойства, - поясняют в НИИ. В Новой Зеландии средний вес рогов доходит до 15 килограммов, в ВКО хороший "рогач" приносит 5-6 килограммов. Из-за низкой доходности мараловодческие хозяйства области потеряли возможность развиваться - обновлять технику, здания, покупать необходимое количество кормов. Маральники в регионе мелкие, изолированы друг от друга. Проследить за скрещиванием животных, которые находятся на вольном выпасе, невозможно.
Хозяйства закупали маралов в Республике Алтай, но это не дало кардинальных улучшений. Приплод в маральниках низкий - 35-38 рожденных на сотню самок, высок процент гибели животных. Поэтому возникла острая потребность в увеличении продуктивности отрасли.
Восточно-Казахстанский НИИ сельского хозяйства по примеру Китая решил использовать метод контроля за размножением с помощью донорства, который в Казахстане раньше считали неприемлемым для полудиких животных. В ВКО пригласили одного из лучших мировых мараловодов Чжан Шао Мина. Весной 2016-го года впервые опробовали метод в мараловодческих хозяйствах региона, результат эксперимента будет виден только этим летом. В НИИ качественного улучшения поголовья ждут уже через 2-3 года.
При поддержке Палаты предпринимателей ВКО Чжан Шао Мин провел обучающий курс для местных мараловодов, - рассказал Нурлан Тохтаров. Например, как нужно применять современные препараты, оборудование, стимуляторы, какие есть новые способы ухода за самками маралов и телятами. Новорожденный несколько дней находится без движения, но если в природе он защищен пятнистым окрасом, то современном маральнике нужен закрытый вольер для сохранения приплода. Это влияет на продуктивность стада.
С пользой для здоровья
По инициативе руководства области в Восточном Казахстане реализуют специальную программу развития оздоровительного туризма. В Катон-Карагайском районе действует сеть пантолечебниц. В селе Аксу на заводе "Аксу-Дэен" сертифицировали и выпускают 32 препарата на основе пантов, меда и лечебных трав. Завод перерабатывает большую часть сырья, отбракованного для поставок на внешний рынок.
По оценке экспертов, в недалеком будущем мараловодство может стать ведущей отраслью таежных районов Восточного Казахстана. Дело в том, что масштабное растениеводство в местном климате и на горном рельефе невозможно: не хватает пахотных земель, урожай не вызревает. Скотоводство тоже ограничено. А вот база маральников сохранилась, поголовье рогачей является племенным. Сейчас, по данным Управления сельского хозяйства ВКО, в регионе насчитывается 18 мараловодческих хозяйств и около 10 тысяч голов благородных оленей.
Ольга Ушакова, ВКО