Мастера хотят Арбат

7759

Столичные хэндмейкеры настойчиво предлагают создать в Астане свой "Арбат" - уличную галерею искусств и ремесел. 

Мастера хотят Арбат

Главный идеолог "арбатского" движения – рукодельница Арай Ордабаева. Единомышленники между собой называют ее Че и Команданте. Именно она придумала хэштег "#xoчуарбат", под которым идут онлайн и оффлайн-флешмобы за создание улицы мастеров.

"Арбат - это не такое место, где мы просто встанем, этакие торгашки, со своим товаром. Нам хочется теплой творческой атмосферы, особой ауры. Там будут выступать артисты, музыканты, мимы, клоуны, брейк-дансеры. Художники будут рисовать портреты. Нас очень много – людей, которые горят этой идеей!" – рассказывает она.

Костяк движения в Астане составляют примерно 100–150 человек. Мастера из Караганды, Шымкента, Алматы и других городов, регулярно участвующие в столичных выставках-ярмарках, тоже мечтают о постоянной площадке, где можно было бы выставлять свои изделия за символическую арендную плату.

По словам Арай Ордабаевой, на разовых ярмарках и фестивалях ремесленники часто работают без прибыли или даже в убыток, только для того, чтобы показать свою работу, пообщаться с людьми и завязать новые контакты, но это не очень помогает им выживать. При этом для многих, особенно для женщин, рукоделие – важный или даже единственный способ заработка.

Сама Арай Ордабаева занимается изготовлением декоративного мыла.

"У меня все началось, когда я была в декрете. Всегда была очень деятельной, работы было много. А тут в четырех стенах, энергию девать некуда. Мне всегда нравилось красивое мыло, и я решила попробовать сделать такое сама. Попробовала, одному задарила, другому... И все это обрело такой масштаб, что я уже не могла остановиться. Стала узнавать про ярмарки хэндмейда и выходить на них. Моя первая ярмарка была в "Корме". Участие стоило 40 тысяч тенге, и после ярмарки у меня было минус 40 тысяч! Дома надо мной все смеялись, говорили: "Теперь ешь свое мыло!" Следующая ярмарка в "Керуене" была уже удачная, после нее я воодушевилась. Но когда сидишь в декрете, то даже какие-то пять тысяч заработать – уже успех! А потом ярмарки стали очень дорогими. Недавно была ярмарка, где стол стоил 130 тысяч за три дня. Сколько же я должна сварить мыла, чтобы отдать 130 тысяч за аренду, окупить материалы и еще что-то заработать? Но многие делят этот стол на троих в надежде заработать хоть сколько-нибудь... У меня продажи в основном идут через Фейсбук, но ярмарки тоже важны: на них нарабатываешь клиентскую базу, знакомишься с людьми, получаешь вдохновение".

Анастасия Петрунина с мужем Сергеем развивают собственный бренд "Green Cat" и параллельно творческое объединение "Зеленый кот", куда входят еще несколько мастеров. Анастасия и Сергей делают картины из кожи, украшения из дерева и другие сувениры ручной работы.

"По профессии я менеджер, муж – бухгалтер. Долгое время мы совмещали хэндмейд с другой работой, но примерно год назад целиком сосредоточились на своем бренде. Дело идет успешно, во всяком случае, позволяет нам кормить семью. Сейчас, несмотря на кризис, у нас идет подъем, потому что мы полностью поменяли свою стратегию продаж и производства. Очень много вкладываем, много учимся".

Несколько лет назад Анастасия переехала в Астану из Алматы и считает, что лучшим образцом для Астаны был бы алматинский Арбат.

"На алматинском Арбате ремесленники проводят ярмарки каждую неделю. А зимой им дают, если не ошибаюсь, Дворец спорта и музей. Город их очень поддерживает, арендная плата символическая – семь тысяч тенге в неделю, то есть всего тысяча в день. Там настолько развита культура рукоделия!  Соответственно, и уровень ремесел очень высокий. Люди знают, что действительно могут заработать, им есть к чему стремиться, между ними большая конкуренция. Обидно, что в столице такого нет и уровень ремесел пока очень отличается от алматинского".

Чтобы привлечь к своей идее внимание властей, ремесленники пишут письма в различные инстанции, устраивают флешмобы, заявляют о себе любыми способами, на что хватает фантазии. 

"Как-то раз я даже догоняла акима с запиской "#хочуарбат!", – рассказывает Арай. – Мы сидели в "Сарыарке", пили кофе, обсуждали проект. Вдруг смотрим, идет Асет Исекешев. Я быстро написала на листочке хэштег "#xoчуарбат!", догнала его, быстро наговорила что-то... сама не помню, что именно. Листочек он взял и пообещал, что по хэштегу посмотрит в Фейсбуке, о чем речь и сколько мы уже сделали... До этого акимат не отвечал на мои письма, а после этого случая мне ответили! Но опять же ответили, что в этом направлении ведутся работы, что вопрос изучается и что вообще-то место для нас уже есть, любой ремесленник может бесплатно встать в торговом доме "Самгау" за Центральным рынком... Но разве это решение? Туда люди едут, чтобы купить что-то оптом и дешевле, и, уж конечно, ни один интурист не поедет в такую даль искать Арбат!"

Надо сказать, что идея Арбата в Астане находила поддержку уже не раз – не у государства, а у бизнеса. В 2015 году владельцы ЖК Highvill Astana открыли прямо во внутреннем дворе жилого комплекса свой Арбат – долгоиграющую выставку-ярмарку хэндмейда, причем места для ремесленников предоставили бесплатно. А недавно в отеле Ibis Астана открылась арт-площадка под названием "#хочуарбат", где Арай Ордабаева с единомышленниками по возможности реализуют свою мечту о творческом пространстве с мастер-классами, художественными выставками, выступлениями артистов и так далее.

Все же в названии арт-площадки сохраняется некая модальность незавершенного намерения. Дело в том, что осуществленные варианты все-таки не вполне устраивают столичных ремесленников, они хотят добиться, чтобы столичный Арбат был более популярным местом, по-настоящему доступным и открытым для посетителей.

"Наши предложения – например, место между "Керуеном" и "Хан Шатыром", Круглая площадь, набережная возле старого Дворца школьников. Там гуляет много людей, в том числе туристов. Разве лучше, когда в таких местах торгуют китайскими игрушками?" – задается вопросом Арай Ордабаева.

Готовы ли мастера к тому, что внимание государства обернется дополнительным контролем их деятельности и интересом со стороны налоговых органов? Энтузиасты не против контроля, но надеются, что государство все-таки будет их поддерживать, а не притеснять.

Кстати, согласно казахстанскому законодательству, получить статус индивидуального предпринимателя обязано всякое физическое лицо, чей годовой доход от предпринимательской деятельности превышает необлагаемый налогом размер 12 минимальных заработных плат. Отметим, в 2017 году МЗП составляет 24459 тенге, а 12 минимальных зарплат – соответственно, 293508 тенге. То есть обязанность узаконить свое предпринимательство начинается прямо за порогом выживания. Правда, и налогообложение для ИП невелико: от 2 до 10 процентов, в зависимости от дохода, наличия наемных работников и так далее.

"Мне выгодно иметь статус ИП хотя бы потому, что у меня бывают большие корпоративные заказы: например, фирма хочет заказать мыло со своей эмблемой, а организациям нужны счета-фактуры. Если ты хочешь развиваться в своем деле, ты в любом случае начнешь платить налоги. Но есть много мастеров, которые не зарабатывают почти ничего, хотя делают прекрасные вещи", – продолжает Арай Ордабаева.

"Многие ремесленники не видят смысла в официальной регистрации, потому что боятся: смогу ли я что-то заработать так, чтоб еще и налоги отдавать? Будет  ярмарка или нет? Потяну ли я цену, которую запросит торговый центр, или не потяну? А когда будет постоянная площадка, у людей появится уверенность", – дополняет коллегу индивидуальный предприниматель Анастасия Петрунина.

Сейчас ремесленники готовятся создать свое общественное объединение, чтобы продолжать "хотеть Арбат", только уже в новом качестве.

Ксения Татаринова

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться