В настоящее время в Восточно-Казахстанской области планируется запуск коммерческого медицинского сервиса, с помощью которого врачи смогут консультировать пациентов дистанционно.
Работы над проектом ведутся российско-казахстанской командой разработчиков, часть из которых уже участвовала в аналогичном проекте в России, другая - занималась разработками госпитальных информационных систем. Была приобретена лицензия технологической платформы Мед@рхив, на базе которой разрабатываются новые решения.
Главным акционером "HDG" является Аскар Бекбаев, акции были зарегистрированы в системе реестров в августе 2016 года. Он же с 1992 года является владельцем ТОО "Elsi tech", среди реализованных проектов которой являются: информатизация таможенного комитета (с 1998 г по 2000 годы), система "Беркут" - пограничный паспортный контроль (с 2001 г по 2011 годы).
По словам сотрудников АО "HDG", решение остановиться именно на этом проекте принято по результатам полугодового исследования международного рынка в области пациентоцентрированного сервиса.
В октябре АО приступило к созданию онлайн-сервиса, который позволит больному отслеживать процесс собственного лечения. Стоит отметить, что это абсолютно новая ниша для Казахстана. В отличие от российского прототипа казахстанский проект имеет видоизмененную модификацию и интерфейс. Технологическую помощь казахстанским разработчикам оказывают специалисты ООО "Амедико".
Первым проект согласилось апробировать в своем учреждении руководство Восточно-Казахстанской областной больницы. Новая система изначально будет внедряться с фокусом на пациентов с проблемами сердечнососудистой системы.
"Почему ВКО инициирует продвижение этого проекта? Потому что в регионе более 50% населения - это люди старше пятидесяти лет. У нас очень высокая заболеваемость и смертность от болезней систем кровообращения, именно на них мы делаем акцент", - говорит заместитель главного врача Восточно-Казахстанской областной больницы Борис Галич.
Задачи сервиса
Для получения консультации и лечения у выбранного доктора, пациенту необходимо зарегистрироваться на интернет - портале phr.kz. При этом пациент сам должен заполнять контент персональной электронной карты, самостоятельно вводя сканированные данные с уже имеющейся амбулаторной карты, также результаты самоконтроля: данные об артериальном давлении, кардиограмма и прочее.
"Пациент должен следить за своим здоровьем и решать, к кому из врачей обращаться, прочитав отзывы о враче, дипломы, сертификаты, прейскурант. И через портал записывается на прием. Потом с этим пациентом связываются сотрудники соответствующей ассистирующей службы. И просят подготовить необходимые данные. После того назначается прием. Пациента могут спросить о состоянии здоровья, о вредных привычках и т.д. Эта информация потом отражается в медкарте, доступ к которой врач будет иметь только с согласия самого пациента. Ответственность за информацию несет сам пациент. Врач в рабочем кабинете активирует целый набор линеек, задач, которые будут подстраиваться под пациента и составлять схему и порядок лечения. Это рекомендации. Вы можете прислушиваться, можете не прислушиваться. Вы же управляете своим процессом. По мере приближения времени система начинает напоминать, вот вам надо пройти УЗИ, а вот ЭКГ не прошли", - рассказывает эксперт в области медицинских информационных технологий из Астаны, директор по развитию "HDG" Руслан Безруков.
Большая часть сервиса бесплатная: предоставление информации о заболевании, о здоровье, сбор информации, сохранение медицинской документации, подбор врачей и запись на прием. Платными будут онлайн-консультации врачей. "Но консультации будут не дорогими. Сейчас производится калькуляция в больнице. Схема должна быть выстроена так, чтобы врач был и материально заинтересован в том, чтобы оказывать какую-то часть услуг дистанционно. Но однозначно, это обойдется намного дешевле, например, сельским жителям, которые едут на прием, не зная, попадут они на прием или нет. Если речь идет не об удобстве, а о здоровье и жизни пациента, все услуги предоставляются бесплатно", - продолжает господин Безруков.
Таким образом, по идее, система должна оптимизировать работу врача и облегчить процесс прохождения лечения жителям отдаленных районов.
Сейчас в областном диагностическом центре проходит процесс наполнения контента информацией о врачах, их графике работы, прейскуранте. Планируется, что вовлечение жителей региона в процесс начнется сразу после того, как медицинский персонал и доктора больницы пройдут обучение удаленной работе.
Руководство "HDG" уверено, ноу-хау в перспективе будет успешным, и должно широко использоваться. К 2020 году планируется сервис подключить повсеместно, во всех медучреждениях страны.
"Это национальный сервер. По нашим расчетам, им смогут пользоваться все население страны, все 17 млн человек.", - подчеркивает президент АО"HDG" Аскар Бекбаев.
А пока это новшество, к которому готовы не все медицинские учреждения. В середине ноября проект презентуют в Астане.
Ставка на общение
Срок окупаемости проекта составляет от двух до пяти лет. "Наш интерес не в том, чтобы кому- то это продать, а наш интерес в том, чтобы среди пользователей сложилось общение не только по вертикали, но и горизонтали. Есть прекрасный пример фейсбук. Миллиарды долларов ежедневно зарабатывает этот портал. Из-за чего? Там есть общение, тематическое общение, удобный инструментарий. Собственно, вы можете воспринимать это как медицинский фейсбук", - говорит Руслан Безруков.
Вернуть вложенные деньги и получить прибыль казахстанские разработчики планируют через рекламу и дополнительные сервисы.
"У нас есть стратегия монетизации. Скажем так, мы пока ей не готовы делиться. Идеи простые и они заработают. Единственное средство монетизации - это ассистирующие службы, вспомогательный сервис. Это когда человеку недостаточно просто следить за здоровьем, он хочет индивидуальное обслуживания. Вот за vip-обслуживание идет реинвестирование", - говорит господин Безруков.
Пациент будет платить врачу, а авторы проекта получать с этого 10-20% за предоставление технологических условий для ведения консультации. Порядка 10% стоимости дистанционных консультации будет получать ассистирующая служба. Плюс реклама. Впрочем, разработчики уже дали понять, какую продукцию планируется рекламировать.
"Сегодня идет бум производства всевозможных медицинских приборов для домашнего применения. Каждый день мы получаем информацию, что какая-то очередная компания выпустила очередной прибор. И приборы действительно очень простые. Допустим, устройство, которое просто можно наклеить на обратную сторону своего мобильного телефона и снимать кардиограмму. Мы сделаем так, что эта кардиограмма в течение 30 секунд будет у вашего лечащего доктора. Есть десятки разнообразных устройств связанных с мониторингом сердечно-сосудистой деятельности, артериального давления, диабета и т.д. Но главная проблема в том, что люди их покупают, используют, но данные эти так и не попадают к врачу", - говорит Руслан Безруков.
Но достигнуть показателей традиционных соцсетей будет сложно, признаются авторы российского проекта. Учитывая, что тема новая не только для Казахстана, но и мира в целом.
"Вовлечение людей в заботу о собственном здоровье идет с натяжкой. В интернете хорошо идут те проекты, которые доставляют людям удовольствие: приятное общение, просмотр интересных роликов, там все очень легко. Но когда мы говорим о грустном, там люди вовлекаются значительно хуже", - отмечает руководитель российского проекта Мед@архив Борис Зингерман.
К примеру, в России, проект, стоимостью 20 млн рублей, несколько лет не находил понимания со стороны врачей и чиновников.
Некоторая активность пользователей российского медицинского интернет-портала наступила только полгода назад. На сегодня количество зарегистрированных пользователей достигло 40 тысяч человек. Наиболее активны беременные женщины. Ежедневно на сервер заходят до 100 женщин, которые просто желают в рамках этой программы вести календарь беременности.
По данным международного аналитического агентства BergInsight, в 2020 году по всему миру к удаленному мониторингу прибегнут около 38 млн человек, которые будут получать медицинскую услугу, не выходя из дома. Доход в сфере здравоохранения от такого лечения составит 28 млрд долларов. В 2015 году количество потребителей услуги удаленного мониторинга достигло 4,9 млн. Ежегодный прирост, по подсчетам аналитиков, будет достигать 48,9%.
При этом продажа медицинских устройств, по подсчетам BergInsight, может приносить до 70% дохода, а 46 % дохода могут обеспечить медицинский уход и контроль здоровья на базе мобильной медицины. Ежегодно через мобильные сети или Bluetooth-хаб, к медицинским платформам теоретически будут подключаться 15,2 млн человек.
Жанар Асылханова, Усть-Каменогорск