Министерство финансов предлагает дополнить еще одним допустимым случаем превышения лимита правительственного долга. Соответствующий проект постановления опубликован на официальной площадке правовой информации в четверг, 5 ноября.
Предлагаемая редакция звучит следующим образом: лимит правительственного долга может быть превышен в случаях изменения рыночного курса обмена валют по отношению к расчетному курсу тенге к доллару США, предусмотренному в ходе разработки республиканского бюджета на планируемый финансовый год, выпуска государственных ценных бумаг с дисконтом, а также на сумму правительственных внешних займов, поступивших на счет в иностранной валюте центрального уполномоченного органа по исполнению бюджета.
В настоящее время данный пункт значится так – лимит правительственного долга может быть превышен в случаях изменения рыночного курса обмена валют по отношению к расчетному курсу тенге к доллару США, предусмотренному в ходе разработки республиканского бюджета на планируемый финансовый год, а также выпуска государственных ценных бумаг с дисконтом.
В пояснительной записке сообщается, что в текущем, 2020 году дефицит республиканского бюджета был увеличен до 3,5% к ВВП. В следующем, 2021 году дефицит РБ планируется на уровне 3,4% к ВВП.
"Высокие объемы дефицита бюджета требуют оперативных действий в рамках осуществления заимствования, а также обеспечения маневренности и гибкости процесса управления денежными потоками от поступления внешних займов", – указывается в пояснении.
По данным минфина, лимит правительственного долга учитывает лишь объемы заимствования, отражаемые в республиканском бюджете в текущем финансовом году, что не позволяет возможность осуществления заимствования в текущем финансовом году для финансирования дефицита РБ на планируемый финансовый год.
В этой связи в целях предоставления возможности привлечения внешних займов в текущем финансовом году для финансирования дефицита РБ на планируемый финансовый год необходимо упорядочить правила определения лимита правительственного долга и долга местного исполнительного органа, лимитов предоставления госгарантий и поручительств государства с внесением соответствующих дополнений, подчеркивают в минфине. Публичное обсуждение постановления продлится до 19 ноября.
Напомним, стоимость обслуживания госдолга Казахстана в этом году выросла в 1,8 раза. В первом полугодии 2020 года проценты по займам "съели" четверть налоговых доходов республиканского бюджета на фоне ударных темпов прироста обязательств регионами.
Расходы на обслуживание госдолга Казахстана за январь-июнь текущего года, куда входят выплаты процентов по займам правительства, составили 578,6 млрд тенге. Это в 1,8 раза, или на 260,2 млрд тенге, больше аналогичного показателя прошлого года. Об этом сообщает министерство финансов страны в обновленной статотчетности.
Налоговые доходы республиканского бюджета за первое полугодие текущего года обрушились на 27% к показателям годичной давности, до 2,27 трлн тенге. На этом фоне расходы на выплату процентов по госдолгу превысили 25% от фискальных доходов. Другими словами, каждый четвертый тенге налоговых поступлений в республиканскую казну ушел на оплату процентов по госдолгу. Годом ранее этот показатель был в 2,5 раза меньше, или на 10,2%.
Майра Медеубаева
Подписывайтесь на Telegram-канал Atameken Business и первыми получайте актуальную информацию!