RU KZ
Стоимость обслуживания госдолга Казахстана выросла в 1,8 раза

Стоимость обслуживания госдолга Казахстана выросла в 1,8 раза

10:48 22 Сентябрь 2020 13616

Стоимость обслуживания госдолга Казахстана выросла в 1,8 раза

Автор:

Султан Биманов

В первом полугодии проценты по займам «съели» четверть налоговых доходов республиканского бюджета на фоне ударных темпов прироста обязательств регионами. 

Расходы на обслуживание госдолга Казахстана за январь-июнь текущего года, куда входят выплаты процентов по займам правительства, составили 578,6 млрд тенге. Это в 1,8 раза, или на 260,2 млрд тенге, больше аналогичного показателя прошлого года. Об этом сообщает министерство финансов страны в обновленной статотчетности.

Налоговые доходы республиканского бюджета за первое полугодие текущего года обрушились на 27% к показателям годичной давности, до 2,27 трлн тенге. На этом фоне расходы на выплату процентов по госдолгу превысили 25% от фискальных доходов. Другими словами, каждый четвертый тенге налоговых поступлений в республиканскую казну ушел на оплату процентов по госдолгу. Годом ранее этот показатель был в 2,5 раза меньше, или на 10,2%.

Для оценки уровня долговой нагрузки минфин использует лимит в 15% ко всей доходной части бюджета, куда включаются трансферты из Нацфонда. Последние в первом полугодии 2020 году выросли на 67%, или 1,35 трлн тенге, к аналогичному показателю прошлого года, до отметки в 3,36 трлн тенге. Это позволило незначительно увеличить доходную часть республиканского бюджета, до 5,73 трлн тенге.

Стоит отметить, что данных об объеме бюджетных средств, направленных на погашение основного долга в 2020 году, от министерства финансов РК нет. Это пока делает невозможным точно оценить уровень текущей долговой нагрузки. Однако можно предположить, что расходы на погашение как минимум остались на прошлогоднем уровне. Ведь объем госдолга (включая госгарантии и поручительства), по официальным данным, за январь-июнь этого года вырос на 10,5%, или 1,8 трлн, до 19,09 трлн тенге.

В 2019 году на погашение и обслуживание госдолга было направлено более 1,34 трлн тенге. Соответственно, уровень долговой нагрузки составил 14% от налоговых доходов страны при лимите в 15%. Из этих расходов на погашение основного долга в первом полугодии 2019 года было направлено более 318 млрд тенге.

При условии сохранения расходов на погашение основной суммы долга на уровне прошлого года в первом полугодии текущего года расходы по внешним долгам (основной долг + проценты) могут составить почти 900 млрд тенге. Во-первых, это делает расходы по госдолгам второй крупнейшей статьей расходов; во-вторых, уровень долговой нагрузки пересекает планку в 15,6% к доходам бюджета, что ставит вопрос о действиях в части оптимизации долговой нагрузки.  

Совокупный госдолг Казахстана, включая госгарантии и обязательства по поручениям, согласно отчетности министерства финансов, на начало июля 2020 года составлял 19,09 трлн тенге, или $47,27 млрд (внешний долг – $16,5 млрд). Из этой суммы долг правительства и Нацбанка составляет 14,37 трлн ($35,58 млрд) и 3,28 трлн тенге ($8,13 млрд).

Долги местных исполнительных органов РК растут еще быстрее. Примечательно, что за январь-июль текущего года долги регионов выросли в 1,5 раза, или на 414 млрд, до 1,26 трлн тенге. Причем акиматы активно стали занимать деньги у «прочих кредиторов», займы перед которыми с начала года выросли в 2,7 раза, или на 363 млрд, до 580 млрд тенге.   

Гарантированный государством долг с января по июль текущего года вырос на 7,7%, до 827,5 млрд тенге. Однако по факту сумма сильно занижена. Долг трех крупнейших субъектов квазигосударственного сектора Казахстана на начало 2020 года составил 10,16 трлн тенге, или около $24 млрд. За последние полтора года этот показатель снизился на 28,4%, или 4 трлн тенге.

Наибольшая часть долга приходится на компании группы ФНБ «Самрук-Казына» (73,5% обязательств, или 7,47 трлн тенге), НУХ «Байтерек» (25,5%, или 2,6 трлн тенге) и НУХ «КазАгро» (11%, или 1 трлн тенге). Наибольшее сокращение долговых обязательств за последние годы произвел ФНБ «Самрук-Казына» – 2,2 трлн из 4 трлн тенге, или свыше 55%.

Среди нацкомпаний крупнейшие обязательства аккумулировали АО «НК «КМГ» (3,84 трлн тенге), Банк развития Казахстана (1,87 трлн тенге), «Казахстан темир жолы» (1,5 трлн тенге) и «Самрук-Энерго» (270 млрд тенге). Существенная часть таких обязательств имеет валютный характер, а держателями выступают внешние кредиторы и инвесторы.

Задолженность региональных СПК, согласно имеющейся в наличии отчетности, на начало 2020 года составляла около 37 млрд тенге. Лидерами по размеру обязательств являются: СПК Shymkent (11,5 млрд тенге), «Тараз» (более 9 млрд тенге), «Павлодар» (3,9 млрд тенге), «Алматы» (3 млрд тенге), «Атырау» (2,1 млрд), «Туркестан» (около 2 млрд) и «Тобол» (1,6 млрд).

Природа этих долгов очень разнообразна, а их основными держателем являются, как правило, МИО и госбанки. Например, крупнейшие кредиторы СПК Shymkent, «Тараз» (выдан аванс), «Алматы» и «Атырау» – областные акиматы, выделявшие средства на формирование продовольственных стабфондов, что относительно безопасно для должников.

В то же время есть и сложные истории. К примеру, большая часть долга (почти 2,5 млрд) СПК «Павлодар» представлена кредитом от ЕБРР на покупку трамвайного парка. На конец 2019 года нарушен долговой лимит, и кредитор может потребовать досрочного возврата средств, но, как уверяют в СПК, пока не потребовал.

СПК «Тобол», в свою очередь, выдала госгарантии по трем займам ТОО «СарыаркаАвтопром» на общую сумму свыше 18 млрд тенге. Причем в их структуре есть внешний долг от китайских партнеров на $12,2 млн (около 5 млрд тенге) со сроком погашения в 2021 году. И в случае неплатежа автопроизводителя эта госгарантия может сделать СПК крупнейшим должником в своей когорте госкомпаний. 

Султан Биманов

Подпишитесь на наш канал Telegram! 

Переходите по ссылке и принимайте участие в опросе Телеграм-канала Atameken Business. Там мы спрашиваем читателей, необходимо ли ограничивать увеличение долговой нагрузки? Если - да, то кому? 

1) Правительству
2) Национальному банку 
3) Национальным компаниям 
4) Регионам, СПК (социальным-предпринимательским корпорациям)
5) Не надо ограничивать